Неизвестный Скрябин

Неизвестный Скрябин

.

Мемориальный музей А.Н. Скрябина с приходом в 2010 г. нового руководства и новой команды под руководством известного скрябиниста В. В. Рубцовой буквально ожил. Вместо прежней закрытости и эзотеричности, музей теперь открыт для всех заинтересованных исследователей и музыкантов, в том числе из-за рубежа. Каждый год проходят конференции, устраиваются мультимедийные проекты, выходят публикации, полным ходом идет архивная работа.

Второй том

Проведенная к 140‑летию со дня рождения композитора конференция (25—27 апреля 2012) собрала большое количество материалов. Так что традиционные «Ученые записки» по следам конференции вышли в двух книгах. О первой «МО» сообщала в 2013, сразу после ее выхода в свет. Теперь появился заключительный том.

Ученые записки. Вып. 7. Книга 2.
М.: Мемориальный музей А.Н. Скрябина,
2014 — 280 с., ил., нот. Тираж 3000 экз.

Статьи в сборнике разделены по привычным для музейных «Записок» разделам. Первый («Вопросы философии, эстетики, музыкального творчества») объединил статьи С. Федякина о параллелях между Скрябиным и философом В. В. Розановым; А. Масляковой об эстетических категориях в музыке композитора. Любопытным является параллельный анализ музыкального и поэтического текстов «Поэмы экстаза» (Е. Князева и П. Ландо), который выявил общие закономерности двух художественных языков и строгие принципы композиции.

Второй раздел — о современниках и последователях. Л. Бутир из Израиля рассказывает о скрябинских влияниях на композитора Иосифа Ахрона (1886—1943). Впервые публикуются материалы близкого друга и почитателя композитора Е. О. Гунста, хранящиеся в Центральном московском архиве-музее личных собраний (Н. Калашникова). Юрист вел дневник последних дней композитора. В сборнике публикуются отрывки из него: подробности течения болезни, описания операций, его мучения. Раскрываются нелицеприятные перипетии вокруг прав наследования после ухода композитора, в частности Гунст осуждает его вторую жену Т. Шлецер.

Еще один раздел — об исполнительском искусстве. С. Дяченко впервые пишет о Н. С. Голованове как интерпретаторе музыки Скрябина (по материалам Музея-квартиры дирижера). Дирижер осуществил запись всех симфонических сочинений Скрябина в 1940—1950‑е гг. Публикуются архивные материалы: партитуры композитора с исполнительскими пометками Голованова.

В разделе «Воспоминания. Эпистолярий. Документы» важным является материал об архивной работе Музея над письмами композитора. В. Попков рассказывает о значительных купюрах, которые существуют в известном цитируемом собрании писем Скрябина под редакцией А. В. Кашперова (1965, переиздание 2003). Исследователь описывает характер переписки композитора с его женами — В. И. Скрябиной и Т. Ф. Шлецер-Скрябиной, ссылаясь теперь только на оригиналы. В эпистолярном стиле композитора открываются уникальные подробности: особое правописание, пропуски букв, словотворчество, акцент в первую очередь на фонетике слов, в зависимости от настроения и смысла послания. Много нового читатель узнает и об избранницах Скрябина. Так, Шлецер обращалась к нему «Светлый мой», «Всемогущий», «Боженька», создавая вокруг него мистический ореол.

В сборнике подчеркивается роль А. Б. Гольденвейзера в создании и поддержание работы Музея композитора (статья А. С. Скрябина).

Раздел «Скрябинаина: страницы истории и пути в будущее» посвящен первой публикации скрябинианы отечественного философа А. К. Горского (1986—1943). Полные тексты его статей составляют около 100 страниц (комментарии А. Гачевой). Завершают сборник две статьи памяти признанных мэтров, исследователей проблемы синестезии — Б. М. Галеева и И. Л. Ванечкиной, ушедшей из жизни в 2013.

Открытие полувека

Еще одним важным достижением Музея стало издание неизвестных прежде писем А. Н. Скрябина. Это чуть ли не первая находка подобного уровня за последние 50 лет. Презентация книги состоялась на традиционной апрельской конференции, приуроченной на этот раз к круглой дате — 100‑летию смерти композитора.

Юзефович В. «Глубокоуважаемый Николай Густавович…» А.Н. Скрябин в переписке с С.А. Кусевицким и Н.Г. Струве
М.: Мемориальный музей А.Н. Скрябина,
2015.  — 144 с., ил. Тираж 300 экз.

В книгу вошла переписка композитора с дирижером и издателем С. Кусевицким, а также переписка с главным управляющим делами «Российского музыкального издательства» Н. Струве.Музыковед В. Юзефович обнаружил эти документы в архиве Кусевицкого, над которым он работает в Библиотеке Конгресса США. В книге собрано 50 писем, публикуемых впервые. Материалы охватывают период с 1909 по 1912, когда активно разворачивались отношения Скрябина с «РМИ» и Кусевицким.

Комментарии автора-составителя выходят за рамки только комментариев. Фактически, получилась книга в жанре исследование. Впервые прослежена подробная история взаимоотношений дирижера с композитором. Шаг за шагом раскрывается деятельность Скрябина в издательстве, его работа над новыми сочинениями и корректурами (например, сложнейшие корректуры в процессе издания «Прометея»). Перед нами разворачивается и история одного из самых могущественных музыкальных издательств России, вплоть до подробностей работы корректоров, выплат гонораров, издательской политики.

Уникальными являются письма, показывающие Скрябина как активного участника Совета РМИ, дающего или не дающего рекомендации к публикации сочинений новых авторов. Так, он с восторгом принимает сочинения Ю. Вейсберг и сомневается в талантах М. Штейнберга, одного из самых известных на тот момент учеников Римского-Корсакова. Скрябин оказывается вдумчивым, тонким, внимательным экспертом, который боится просмотреть, упустить индивидуальность другого (это идет в разрез с утвердившемся имиджем Скрябина-соллипсиста). Драматические страницы — письма, относящиеся к периоду разрыва Скрябина с Кусевицким. В. Юзефович приводит разные причины случившегося и впервые доказывает, что в разрыве музыкантов были виноваты их честолюбивые и властные жены. В целом пересматривается роль второй жены Т. Ф. Шлецер в жизни композитора. Не умаляя ее значения в сохранении памяти мужа, автор указывает, что мессианский пафос и образ божественного избранника вокруг личности композитора создавала именно она.

Новый Скрябин

Оба сборника подводят к мысли о том, что фигура Скрябина, казалось бы, максимально изученная, на самом деле неизвестна нам. Реальный персонаж истории и культуры исчез под наслоениями трактовок прошедших эпох. На основе архивных документов сейчас воссоздается более объективный и взвешенный образ яркой исторической личности начала XX века.