Научно-практический ракурс Фестиваль «Московский форум» как музыкально-дискуссионная платформа

Научно-практический ракурс Фестиваль «Московский форум» как музыкально-дискуссионная платформа
Лариса КИРИЛЛИНА. Фото пресс-службы фестиваля «Московский форум»

В дни фестиваля «Московский форум» прошел Второй Всероссийский семинар по музыкальной критике для журналистов и культурологов: совместный образовательный проект Центра современной музыки Московской консерватории и сайта Stravinsky.online. Он стал платформой для дискуссий на самые разные темы, касающиеся бытования музыкальной культуры — в различных ее проявлениях — в современном обществе.

Формы и содержание

В программе проекта участвовали заметные фигуры на современном арт-пространстве: композиторы, музыковеды, культурологи и теоретики искусства, шеф-редакторы ведущих изданий, журналисты.

Семинар проходил в различных форматах: лекции, выступления полемического плана, творческие встречи, практические занятия, мастре-классы.

В дискуссиях, охватывающих широкий круг вопросов, рождались новые идеи, смыслы, высказывались оценки (порой неожиданные) того, что происходит в мире искусства сегодня, «здесь и сейчас».

Рецепты от главных редакторов

Концепцию обновленного журнала «Театр» представила его главный редактор Марина Давыдова. Темы ее выступления — принципы отбора и объединения материала, проблемы российского театрального пространства, экспансия сценического жанра в различные смежные ему сферы и назревающий кризис в сфере театрального образования, исследование формата театральной лаборатории (тема № 39 журнала за 2019 год).

Устинов Андрей
Андрей УСТИНОВ

Андрей Устинов, главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение», остановился на концепции, структуре «МО» как институционального объединения, на долгосрочных проектах газеты, следав особый акцент на проекте «Оркестровая карта России» (обзор репертуара сезонов российских симфонических и камерных оркестров), который газета ведет более 15 лет. Взяв за основу «Оркестровую карту», Андрей Устинов подробно описал инфраструктуру российской музыкальной жизни.

Главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано рассказал о редакционной политике своего издания и о тематических печатных СМИ в целом.

Изыскания композиторов и музыковедов

Одним из заметных событий семинара стала творческая встреча с австрийским композитором Клаусом Лангом. Он говорил о принципе «переживания времени» как главной категории композиторского творчества, о звуке как «слышимом ходе минут». Участники семинара познакомились с оперой Ланга «Исчезнувший новобрачный».

Профессор Московской консерватории Лариса Кириллина предложила слушателям сопоставление концепций и языковых приемов двух своих изданий о Бетховене: «Бетховен. Жизнь и творчество» в двух томах и книги из серии «ЖЗЛ».

В том же русле выступила ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Марина Раку, рассказав о поисках форм преподнесения различных научных концепций и о специфике различных жаровых подходов к этой задаче на примере своих книг: «Вагнер. Путеводитель», «Музыкальная классика в мифотворчестве своей эпохи» и «Оперные штудии».

В ходе семинара прошла презентация первого русскоязычного издания сборника статей и исследований немецкого музыковеда Карла Дальхауса. В ней участвовали Марина Раку (научный редактор издания), Степан Наумович (автор перевода) и Михаил Рейзин (директор «Издательства и. Н.И. Новикова», Санкт-Петербург).

Культурологический блок

Художник и теоретик искусства Анатолий Осмоловский высказал свою точку зрения на «радикальность» творческого жеста: по его мнению, она в первую очередь выражается в работе с художественным языком, который ныне претерпевает сложные изменения в связи с подчинением искусства масс-медиа. Оппозиция «авангард» — «китч», по словам Осмоловского, вытекает из процесса массового распространения искусства, повышения его «технической воспроизводимости» в современном художественном пространстве.

Профессор РГГУ Игорь Кондаков остановился на диалектике сегодняшних массовой и индивидуальной культур и процессе формирования некоего «единого коллективного стиля»; на соприкосновениях различных граней популярного и элитарного.

Культоролог, профессор ВШЭ Михаил Велижев выступил с лекцией о том, как в современной гуманитарной науке соотносятся понятия «культура» и «цивилизация».

Слово коллег

О разнообразных жанрах и формах журналистской слушателям семинара рассказали заместитель директора по трансляционно-концертной деятельности радио «Орфей», композитор, музыковед Роман Берченко;

Роман БЕРЧЕНКО

журналист Алексей Мунипов, представивший свой сборник интервью с композиторами «Фермата»; музыкальный критик Гюляра Садых-Заде; критик и журналист Керстин Хольм (Германия).

Завершился же семинар практикумом – работой над текстами участников, написанными в дни образовательной программы.