Музыкальный диалог: международная конференция с участием музыковедов России и Польши пройдет в Москве 16-17 ноября

conferranc530

.

• Презентация проекта «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Российская премьера в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета»;

• Польско-российские музыкальные связи и польская музыка как источник идей для российского музыкознания;

• Новый взгляд на польскую музыкальную культуру и творчество композиторов ХХ—XXI веков;

• Освещение музыкальных событий на радио и телевидении двух стран;

• Разнообразная параллельная программа.

.

Таковы основные вехи первой в новейшей истории международной конференции «Россия—Польша: музыкальный диалог», которая пройдет в Москве 16—17 ноября 2015, в Государственном институте искусствознания.

Организаторы конференции: Государственный институт искусствознанияИнститут Адама Мицкевича в Варшаве и национальная газета «Музыкальное обозрение».

Координаторы: Андрей Устинов (Россия), Александр Ласковский (Польша).

Газета «Музыкальное обозрение» на протяжении своей истории осуществила несколько совместных проектов с польской стороной. В том числе — выпуск книги И. Никольской «Беседы с Витольдом Лютославским» и концерт-презентация книги в КЗЧ (1995), информационное партнерство с Московским конкурсом юных пианистов им. Ф. Шопена (пресс-центр, буклеты, информационное обеспечение).

От прошлого до наших дней

Российско-польские музыкальные связи насчитывают не менее двух столетий. Музыкальные культуры двух стран имеют близкие — славянские — корни. Свое имя в историю русской музыки вписал Г. Венявский (солист Императорских театров, один из первых профессоров Санкт-Петербургской консерватории). На территории России родился К. Шимановский, скончался С. Монюшко.

В течение века (с 1815 по 1917), когда основная часть Польши входила в состав России, все проживавшие на ее территории (в т.ч. и великие музыканты) считались гражданами Российской Империи.

В СССР обрел вторую родину Мечислав (Моисей) Вайнберг, бежавший из оккупированной фашистами Польши в 1939. И очевидно, что сегодня самый популярный европейский композитор в России — живой классик польской музыки Кшиштоф Пендерецкий, чья музыка регулярно звучит во многих городах нашей страны, в т.ч. под управлением автора. За последние 10 лет Пендерецкий побывал с гастролями в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Новосибирске, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, в 2011 был членом жюри XIV Международного конкурса им. Чайковского по специальности «виолончель».

Приветствия

Приветствия Конференции направили Специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству М. Швыдкой, посол Республики Польша в России К. Пелчиньска-Наленч, директор Польского культурного центра в Москве Д. Клеховский, директор ГИИ Н. Сиповская, директор ИАМ П. Поторочин, координаторы Конференции А. Устинов и А. Ласковский.

«Меня необычайно радует тот факт, что польские и российские музыковеды встречаются в Москве, чтобы обменяться опытом и обсудить перспективы сотрудничества на ближайшие годы.

Я думаю, это шаг на пути к лучшему пониманию истории культуры обеих стран, и, следовательно, шаг к отрытому диалогу, который так необходим нам сегодня», — говорится в приветствии Посла Республики Польша.

«Пассажирка»

Многоплановая направленность конференции охватывает различные сферы и формы российско-польского музыкального диалога.

В первый день пройдет презентация проекта «Моисей Вайнберг. “Пассажирка”. Российская премьера в Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета» — уникальной для России художественной акции, объявленной за полтора года щдо премьеры, имеющей огромное информационное значение, высокий международный статус, осуществляемой совместно с Институтом Адама Мицкевича.

Мойсей Вайнберг

Опера Вайнберга, написанная в 1967—1968 для постановки в Большом театре, впервые прозвучала только в 2006, в концертном исполнении в ММДМ. Благодаря зарубежным режиссерам, прежде всего Д. Паунтни, в 2010 началось триумфальное шествие оперы по сценам мира.

Екатеринбургский театр — первый, взявший на себя миссию представить сценическую версию «Пассажирки» российскому зрителю. Кураторы проекта — директор ЕГАТОиБ А. Шишкин и главный редактор «МО» А. Устинов — расскажут о том, как идет подготовка к премьере (состоится 15 сентября 2016), о важнейших этапах работы (взаимодействие с польской стороной, кастинг на главные партии, создание сайта и т.д.), о последних постановках оперы в Европе и США.

Доклады

Одно из основных направлений конференции — исследования польской музыкальной культуры в работах российских и польских музыковедов. На конференции выступят доктора искусствоведения, ведущие научные сотрудники ГИИ: Л. Акопян («Польская музыка как источник идей для русской музыки» на примере фестиваля «Варшавская осень 1960-х гг.), И. Никольская («Оперы Зыгмунта Краузе — новое прочтение жанра»), О. Собакина («О творчестве А. Пануфника и Р. Палестера в годы эмиграции»), профессор Университета А. Мицкевича в Познани М. Гмыс («Музыка “Молодой Польши”: попытка нового взгляда»).

Другие темы конференции:

издательская деятельность (выступление польского музыковеда З. Чихы «Польское музыкальное издательство (PWM): 70 лет служения польской музыке»);

деятельность СМИ (доклад «Как показывать большие музыкальные события: опыт TVP Kultura» ведущего специалиста в этой области, руководителя Музыкальной редакции канала «Культура» на ТВ Польши Р. Камыка; «Институт Адама Мицкевича в гостях у Радио “Орфей”» — совместный доклад зам. директора программ радиостанции «Орфей» по концертно-трансляционной деятельности Р. Берченко и руководителя отдела экспертов Института Адама Мицкевича А. Ласковского).

Параллельная программа

В музыкальной программе Конференции — концерт джазового трио Алины Млечко из Польши (16 ноября в ГИИ), концерт оркестра Sinfonia Varsovia под управлением К. Пендерецкого, солисты Н. Борисоглебский и М. Рысанов (совместно с Московской филармонией, 17 ноября, КЗЧ).

В Зеленом зале ГИИ пройдет выставка фотографий и коллажей А. Устинова INSTRUMENTARIUM.

Программа

af600_998

Буклет