Мортон Фелдман — 95 лет со дня рождения

Мортон Фелдман — 95 лет со дня рождения

12 января 1926 в Нью-Йорке родился «великий отшельник», экспериментатор, не вписывавшийся ни в одну из принятых в двадцатом веке композиторских систем, музыкальный теоретик и педагог Мортон Фелдман (1926—1987).

«Конечно, история музыки всегда занималась контролем, редко когда это соединялось с новой чувствительностью к звуку. Какие бы прорывы ни случались, они происходили, лишь когда изобретались новые системы. Системы расширяли словарь музыки, но в действительности они были лишь усложненными способами сказать то же самое. Музыка всё еще базируется на нескольких технических моделях. Стоит отойти от них, как вы оказываетесь в области музыки, которая не воспринимается как музыка.

Ладно, можно вступать в каждую эпоху с одним и тем же набором установок, но ведь не с одним и тем же набором тесно связанных друг с другом технических приемов на всем протяжении истории! Навязчивое внимание к ритуалу, сросшемуся с верой, которую он символизирует, ведет нас только к одному выводу – музыка должна быть чем-то вроде религии. Миссия музыки, судя по всему, состоит в том, чтобы распространять догматы этой религии. Шёнберг, Стравинский, Веберн, Булез знамениты, потому что именно это и делали». (Из книги: Фелдман Мортон. Привет Восьмой улице. Сост. Б. Х. Фридман / Перевод с английского Александра Рябина. – СПб.: Jaromír Hladík press, 2019)

Мортон Фелдман (Morton Feldman, 1926, Нью-Йорк, — 1987, Буффало, штат Нью-Йорк), американский композитор, теоретик музыки и педагог. С 12 лет начал учиться игре на фортепиано у Веры Мауриной-Пресс (1876—1969, пианистка знаменитого «Русского трио») и тогда же начал заниматься композицией (первые сочинения — короткие фортепианные пьесы в стиле А. Скрябина). С 1941 г. серьезно учился композиции, сначала у В. Ригера, с 1944 г. — у С. Вольпе (1902—72).

Важной вехой в творчестве Фелдмана стала встреча в 1949 г. с Дж. Кейджем, композитором, оказавшим большое влияние на развитие американской музыки 1950-х гг. Кейдж призывал Фелдмана довериться своему инстинкту, и в 1950-е гг. Фелдман писал музыку, основанную исключительно на интуиции, отвергая какую бы то ни было музыкальную систему. В эти годы Фелдман сблизился с художниками М. Ротко, Ф. Гастоном, Фр. Клайном (1910—62), Дж Поллоком, Р. Раушенбергом. Они создали группу авангардистов, в которую помимо Фелдмана вошли композиторы Дж Кейдж, Э. Браун и К. Вольф, пианист Д. Тюдор. Музыканты — члены группы — стремились привнести в музыку эстетическую концепцию, присущую американским художникам-абстракционистам. Фелдман, в частности, начал эксперименты в нотной записи, используя так называемую графическую систему записи.

Ранние сочинения Фелдмана (например, «Проекции», 1950—51), в которых музыканты импровизируют в пределах заданных звуковых и временных диапазонов, в значительной степени основаны на импровизации. Вскоре, однако, Фелдман отказался от этой системы, в 1953—58 гг. стал применять точную запись. Не удовлетворившись ее одномерностью, он снова вернулся к прежней системе в сочинениях «Атлантида» (1958) и «Из последних пьес» (1960). В цикле «Длительности» (1960-62) ноты записаны точно, но исполнители выбирают собственные длительности в пределах заданного темпа. В конце 1960-х т. в произведениях «В поисках оркестровки» (1967) и «О времени и инструментах» (1969) Фелдман вновь вернулся к точной записи, которой пользовался уже до конца жизни.

В 1973-87 гг. Фелдман возглавлял кафедру композиции в университете Буффало штата Нью-Йорк. В конце 1970-х гг. Фелдман увеличил размеры своих произведений, его Второй струнный квартет, например, длится пять с половиной часов, а девять одночастных сочинений длятся по полтора часа каждое. Фелдман писал: «Прежде мои пьесы были похожи на предметы, а теперь они подобны развивающимся процессам».

Одно из последних сочинений Фелдмана, «Дворец Марии» (1986), нетипично для позднего периода, так как длится всего 20 минут. В нем подведены итоги длинных произведений Фелдмана — композитора. Среди других произведений Фелдмана — «Посвящается Ф. Клайну» (1962, для сопрано и четырех исполнителей), «Рабби Акива» (для сопрано и десяти инструментов), цикл пьес «Альт в моей жизни» (1970—71). Фелдман писал музыку к фильмам, работал с балетным ансамблем «Самерспейс» (1966). Фелдман — один из крупнейших композиторов-авангардистов ХХ в, один из основателей минимализма (направление в музыке, возникшее в 1960-е гг. и основанное на выразительности повторений), продолжателями идей которого стали Ф. Гласс (родился в 1937 г.), С. Райх, А. Пярт, А. Рабинович (родился в 1945 г.) и другие.

По материалам Московской филармонии и других источников.

«МО»