«Мир музыки Всеволода Мейерхольда». К 150-летию со дня рождения. Проект Андрея Устинова и Московской филармонии (5 февраля 2024)

«Мир музыки Всеволода Мейерхольда». К 150-летию со дня рождения. Проект Андрея Устинова и Московской филармонии (5 февраля 2024)

«Музыкальное обозрение» и Московская филармония представляют проект Андрея Устинова «Мир музыки Всеволода Мейерхольда» 5 февраля 2024 в Камерном зале филармонии.  Концерт посвящен 150-летию со дня рождения великого реформатора российского и мирового театра Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Февраль — месяц Мейерхольда. Он родился 150 лет назад, 9 февраля 1874 года (по новому стилю). 84 года назад, 2 февраля 1940 года, он был расстрелян.

Наследие Мейерхольда неисчерпаемо. Творческий мир режиссера вмещает в себя не только театр, но и литературу, и кино, и, разумеется, музыку, которую он прекрасно знал, глубоко понимал и любил.

Мир музыки Всеволода Мейерхольда огромен и необыкновенно разнообразен.

Это его занятия музыкой: «С детства учился играть на рояле, а потом долгие годы на скрипке. Первоначально должен был посвятить себя музыке, потом оставил ее и пошел в театр. Свое музыкальное воспитание я считаю основой своей режиссерской работы».

Это музыка, которую он слышал в детстве, юности, в зрелые годы.

Оперные спектакли, им поставленные: в Мариинском театре — «Тристан и Изольда» Вагнера (1909), «Борис Годунов» Мусоргского (1911), «Орфей и Эвридика» Глюка (1911), «Электра» Р. Штрауса (1913), «Каменный гость» Даргомыжского (1917). В МАЛЕГОТе — «Пиковая дама» Чайковского (1935). И непоставленные, над которыми он начинал работу: «Семен Котко», «Игрок» Прокофьева…

Музыкальные и драматические спектакли с музыкой классиков и современников: Шопена, Листа, Лядова, Глазунова, Шостаковича, Асафьева, Шебалина, М. Кузмина.

Сотворчество с выдающимися композиторами его времени — Прокофьевым, Шостаковичем, Глазуновым…

Мир музыки Мейерхольда — это и здание на Триумфальной площади, в котором в 1940 году открылся Концертный зал имени П.И. Чайковского. В 1920-х – 1930-х годах здесь был ГосТИМ — «Театр имени Мейерхольда» — пространство, где Мастер осуществлял свои гениальные замыслы и эксперименты. Именно это пространство Мейерхольд начал перестраивать под свой «театр будущего». В нынешнем Зале имени Чайковского реализованы многие конструктивные идеи Мейерхольда.

Музыка была для Мейерхольда неотделима от театра. Часто — первична. Работая в театре, он мыслил языком и категориями музыкального искусства.

В 2024 году, в год 35-летия «МО», проходит Всероссийский фестиваль «Музыкальное обозрение – Opus 35», при поддержке Министерства культуры РФ, ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ», Московской филармонии, филармоний, концертных организаций, консерваторий, музыкальных вузов, творческих коллективов, при участии музыкантов России.

Проект «Музыкальное обозрение – Opus 35» включает концерты, фестивали, творческие встречи, лекции, мастер-классы, презентации, «Opus 35 шагает по стране», публикации материалов «Музыкальное обозрение. Лучшее за 35 лет», «Из истории “Музыкального обозрения”».

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ
КАМЕРНЫЙ ЗАЛ
Сезон 2023/24
Понедельник, 5 февраля
19.00

МИР МУЗЫКИ
ВСЕВОЛОДА МЕЙЕРХОЛЬДА
(К 150-летию со дня рождения)

Несбывшаяся мечта Всеволода Мейерхольда
Тайны филармонического дома

Иоганн Себастьян БАХ (1685–1750)
Партита си минор (Французская увертюра), BWV 831

Сергей ПРОКОФЬЕВ (1891–1953)
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор, соч. 10
(авторское переложение для двух фортепиано)

Игорь СТРАВИНСКИЙ (1882–1971)
Финал балета «Весна священная»
(авторское переложение для двух фортепиано)

Сергей РАХМАНИНОВ (1873–1943)
Прелюдия № 4 ре мажор, соч. 23

Автор и ведущий
Андрей УСТИНОВ

Павел ДОМБРОВСКИЙ (фортепиано)
Иван КОЩЕЕВ (фортепиано)

В концерте принимает участие
профессор МАРХИ, знаток истории и архитектурного проекта здания
Концертного зала имени П. И. Чайковского
Александр КОЖЕВНИКОВ

Мейерхольд о музыке

«Что такое музыка? Горсть нот, брошенная гениальной рукой мастера на пять линеек, на пять самых обыкновенных черточек, может привести в движение лавины воображений и чувств».

«Каждый из режиссеров должен быть не просто режиссером. А режиссером-мыслителем, режиссером-поэтом, режиссером-музыкантом, <…> в том смысле, что он проникнется формулой, которая на сегодняшней день не потеряла значения, формулой Верлена: “De la musique avant toute chose” (музыка превыше всего)».

«Музыка — самое совершенное искусство. Слушая симфонию, не забывайте о театре. Смена контрастов, ритмов и темпа, сочетание основной темы с побочными — все это также необходимо в театре, как и в музыке. Композиционное решение музыкальных произведений часто может помочь вам найти какие-то композиционные принципы разрешения спектакля.

Музыка, живопись и театр неразрывно связаны между собой, Законы музыки и законы живописи переходят в театр через воображение режиссера».

«С актером, который любит музыку, мне вдесятеро легче работать. Надо приучать к музыке актеров в школе. Все актеры бывают рады музыке “для настроения”, но далеко не все еще понимают, что музыка — это лучший организатор времени в спектакле <…> Она может и вовсе не звучать, но должна чувствоваться. Я мечтаю о спектакле, срепетированном под музыку, но сыгранном уже без музыки. Без нее — и с нею, ибо спектакль, его ритмы будут организованы по ее законам, и каждый исполнитель будет нести ее в себе».

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях