«Метрополитен» — в массы!

Продолжаются трансляции спектаклей «Метрополитен-опера» в кинотеатрах России
«Метрополитен» — в массы!
Photo Jonathan Tichler/Metropoliten Opera

Девятый по сквозной нумерации, если считать с момента запуска в Америке, и четвертый по в России сезон проекта «Metropolitan Opera: Live in HD» стартовал оперой Дж. Верди «Макбет» в октябре. Кроме Москвы, где трансляции ведутся в нескольких кинотеатрах сети Формулы Кино, оперную продукцию из Нью-Йорка в формате кино смотрят меломаны в 30 российских городах, включая Петербург, Брянск, Волгоград, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Курск, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Рязань, Саратов, Сочи, Сыктывкар, Тюмень, Уфу, Челябинск и др.

Курирует показы арт-объединение CoolConnec tions, которое уверенно не сдает позиции ньюсмейкера в области культурного кино. Кроме трансляций из Метрополитен Оперы, они ведут проекты «Большой балет в кино», «Легендарные спектакли британской сцены», «Фильмы-выставки» и др. В сезоне 2014/15 запланированы трансляций 12 опер из Метрополитен (время показов прямых трансляций – 21.00 (мск.), повторов в 15.00 (мск.), и 7 балетов из Большого театра.

Культ Анны

По традиции, одну из главных ролей в открывающем сезон трансляций спектакле спела А. Нетребко. В 2011 российская примадонна исполняла также на открытии роль Анны Болейн в одноименной опере Г. Доницетти, в 2012 — роль Адины в его же «Любовном напитке», в 2013 — Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского). К «Макбету» (повтор летом; хр. 2 ч. 31 м.) Нетребко подступалась медленно и аккуратно, исполняя монологи кровавой леди в гала-концертах, летом 2014 она дебютировала в хоррор-версии «Макбета» в постановке М. Кушея в Баварской Опере и в сентябре в образе Леди Макбет открыла сезон в Мет. Ее Макбетом стал Ж. Лучич, спевший в Мет в позапрошлом сезоне мафиозного Риголетто. За пультом — главный приглашенный дирижер Мет Ф. Луизи, который традиционно ведет здесь итальянский репертуар от Верди до веристов. «Макбет» идет в старой постановке Э. Ноубла — того самого англичанина, который «сделал» «Дон Карлоса» Дж. Верди в Большом театре в декабре 2013. Признаки фирменного стиля Ноубла: действие происходит как бы в картинной раме, сцена заставлена условного вида жесткими декорациями, и на ней постоянно лежит грязный снег, даже если персонажи находятся в помещении. Кроме Нетребко и Лучича в спектакле поют Дж. Каллейя (Макдуф) и Р. Папе (Банко).

14 февраля Нетребко появится на экранах еще раз в своей коронной партии Иоланты в одноименной опере П. Чайковского. «Иоланта» пройдет в один вечер с «Замком герцога Синяя Борода» Б. Бартока (общий хр. 3 ч. 39 мин.). Дирижировать диптихом будет В. Гергиев. Получится своеобразная копродукция Мет, Мариинского театра и варшавского Большого театра (Вельки), руководителем которого является знаменитый польский режиссер М. Трелиньский. У него, частого гостя в Маринке (кроме «Иоланты» и «Алеко» С. Рахманинова в 2009, в 2005 он также поставил в Петербурге «Мадам Баттерфлай» Дж. Пуччини), состоится дебют в Метрополитен.

По традиции, одну из главных ролей в открывающем сезон трансляций спектакле спела А. Нетребко.

Вместе с Трелиньским будет работать его постоянная постановочная команда (сценограф – Б. Кудличка и драматург П. Грушиньский). «Иоланта» получила на премьере в Петербурге в 2009 неоднозначные отзывы, прежде всего из-за изображения главной героини взбалмошной, истеричной и нервной особой, которая конфликтует с внешним миром. Партнером Нетребко в Нью-Йорке станет польский тенор с идеальным русским П. Бечала (Водемон). В ролях: А. Марков (Роберт), Э. Азизов (Эбн-Хакиа), А. Тановицкий (король Рене).

«Замок герцога Синяя борода» Трелиньский перенесет в Нью-Йорк из подопечного ему Театра Вельки. Если в Мариинке «Иоланта» идет в дуэте с «Алеко», то в Варшаве в 2013 Гергиев и Трелиньский выпустили иной диптих, о котором режиссер высказался следующим образом.

М. Трелиньский: ««Алеко» – творение юного человека. Рахманинов написал оперу, когда ему было 18 лет. Мне представляется, что «Иоланту» правильнее будет соединить с шедевром более зрелого мастера, и я подумал о главном опусе Бартока. Меня занимает героиня по имени Юдит. Она тот же пушкинский Герман – именно к ней перешли мрак и азарт героя оперы Чайковского». В роли Юдит в Мет, как и в Варшаве, выступит Н. Михаэль — участница самых смелых экспериментов Ж. Мортье и других скандальных интендантов лучших оперных домов Европы. Она пела Поппею в мадридской премьере «Поппеи и Нерона» Монтеверди в новой оркестровке Ф. Бойсманса в постановке К. Варликовского в 2012, Медею в опере Дж. С. Майра «Медея в Коринфе» в Мюнхене в постановке Х. Нойенфелса. Михаэль, обладательница гуттаперчивой балетной формы, мальчиковой прически и девчачьей пластики еще не решила для себя окончательно, каким голосом ей гармоничнее петь, поэтому последние 10 лет она балансирует между меццо и сопрано. В роли Синей Бороды выйдет мариинский бас М. Петренко, полюбившийся нью-йоркским зрителям после исполнения роли Галицкого в «Князе Игоре» А. Бородина.

Другой русский

Второй за Нетребко по популярности и востребованности россиянин в Мет — И. Абдразаков. Новый кумир Нью-Йорка и солист Мариинского театра уже «засветился» в трансляции оперы Моцарта «Свадьба Фигаро» (хр. 3 ч. 52 мин.), спев в ней заглавную роль. Участие певца, проснувшегося после прошлогоднего «Князя Игоря» Д. Чернякова самым знаменитым российским басом, очень выручило спектакль унылого английского режиссера (Р. Эйр), автора неудачного прошлогоднего «Вертера» Ж. Массне, в котором пел немецко-французский звездный дуэт Й. Кауфманна и С. Кох. Повторы запланированы на лето. За пультом Дж. Ливайн. В роли графа П. Маттеи, которого москвичи помнят как гениального интерпретатора роли Дон Жуана в постановке Р. Карсена во время гастролей Ла Скала в Большом театре в сентябре 2012. В ролях: А. Майески (Графиня), М. Петерсен (Сюзанна), И. Леонард (Керубино).

И второе явление Абдразакова, который, подобно Нетребко, участвует в нескольких продукциях театра, попадающих на экран, состоялось в роли Эскамильо в популярнейшей продукции Мет — «Кармен» Ж. Бизе (14 и 20 декабря; хр. 3 ч. 38 м.). Эту постановку Р. Эйра, которогую газета «Нью-Йорк Таймс» назвала «блестящей и захватывающей дух», стала самым популярным спектаклем за всю историю трансляций серии Live in HD, так как ее показывают во второй раз с новым составом певцом. В ролях: А. Рачвелишвили (Кармен), А. Антоненко (Хозе), А. Хартиг (Микаэла). За пультом испанец П. Эрас-Касадо, хореограф К. Уилдон.

Вагнер и Россини

Творчество Дж. Россини представлено в сезоне трансляции двумя спектаклями — «Севильским цирюльником» (27, 28, 30 декабря; хр. 3. 25 мин.) и «Девой озера» (14 марта; хр. 3 ч. 30 м.). «Севильский» идет в Мет в постановке неудачного дебютировавшего в оперном жанре Б. Шера, и он примечателен только блестящим составом певцов. За пультом М. Мариотти, муж питерской сопрано О. Перетятько и сын основателя и интенданта Россиниевского фестиваля в Пезаро Дж. Мариотти. В ролях: И. Леонард (Розина), Л. Браунли (Альмавива), К. Мальтман (Фигаро), М. Мураро (Бартоло), П. Бурчуладзе (Базилио).

Мартовская «Дева озера» станет первой постановкой этой оперы в Метрополитен. Сделал спектакль (перенос из Оперы Санта-Фе) шотландец П. Каран, известный своим «Летучим голландцем» Р. Вагнера в Екатеринбурге, выдвинутым на соискание премии «Золотая маска» в этом году. В главных ролях ведущие исполнители «Девы» в Париже и Ла Скала Дж. ДиДонато (Елена), Х. Д. Флорес (Уберто), Д. Барчеллона (Малькольма), Дж. Осборн (Родриго), О. Градус (Дугласа). За пультом М. Мариотти. Р. Вагнер «Нюрнбергские мейстерзингеры» (13 декабря; хр. 6 ч.). Комическая опера Вагнера впервые была представлена в серии трансляций Live in HD. За дирижерский пульт встанет Дж. Ливайн, который последние годы дирижирует всеми вагнеровскими премьерами в Мет. Главная приманка постановки – художественное оформление Г. Шнайдер-Симсена, любимого сценографа Г. фон Караяна. Старые классические постановки О. Шенка удалены со сцен всех театров мира, кроме Мет, Баварской и Венской Оперы, и даже здесь они стали раритетом. В ролях: А. Даш (Ева), К. Кэгил (Магдалена), Й. Бота (В. фон Штольцинг), П. Эпплби (Давид), Й. Ройтер (Г. Сакс), Й. Мартин Крэнцле (Бекмессер), Х.-П. Кёниг (Погнер), М. Роуз (Ночной сторож).

Линия звезд

Ф. Легар «Веселая вдова» (17 января; хр. 3 ч.). Любимица публики американская дива Р. Флеминг, которая регулярно ведет трансляции, хотя бы раз в сезон сама оказывается их героиней. Рене будет дебютировать в музыкальной комедии Ф. Легара в новой постановке дебютантки Мет — режиссера и хореографа бродвейских мюзиклов С. Строман, известной спектаклями «Без ума от тебя», «Контакт» и «Продюсеры». Оперетта будет исполняться на английском языке в новом переводе Дж. Сэмса. Дирижер – Э.Дэвис. В ролях: Р. Флеминг (Ганна), К. О’Хара (Валансьенна), Н. Ганн (Данило), А. Шрадер (К. де Руссильон), Т. Аллен (барон Зета).

Ж. Оффенбах «Сказки Гофмана» (31 января; хр. 3 ч. 46 м.). Лучшее сопрано Москвы Х. Герзмава и ведущий итальянский тенор В. Григоло встретятся в Нью-Йорке. Для Хиблы это будет не первая работа в Мет, но первая трансляция. Она споет Антонию и Стеллу, Э. Морли — Олимпию, К. Райс — Джульетту. В роли Никлауса и Музы выступит К. Линдси, а Т. Хэмпсон добавит к своему обширному репертуару в Мет роли четырех злодеев. За пультом – И. Абель, режиссер – Б. Шер. П. Масканьи «Сельская честь»; Р. Леонкавалло «Паяцы». (25 апреля; хр. 3 ч. 30 мин.). Новую постановку веристского диптиха осуществит англичанин Д. Мак-Викар. «Кав и Паг» не появлялись в Метрополитен 45 лет. Дирижер – Ф. Луизи. В ролях: Э.-М. Вестбрук (Сантуцца), М. Альварес (Туридду), Ж. Лучич (Альфио)/ П. Расетт (Недда), М. Альварес (Канио), Г. Гагнидзе (Тонио), Л. Мичем (Сильвио).

А также в области балета 87-летний хореограф Ю. Григорович станет подлинным героем балетных трансляций из Большого театра, которые стоило бы назвать «Фестиваль Григоровича». Покажут шесть его оригинальных постановок и авторских версий классических балетов: «Ромео и Джульетту» С. Прокофьева (8 марта 2015; хр. 2 ч. 11 м.), записанную в 2013 с А. Никулиной и А. Волчковым и А. Анихановым за пультом, «Щелкунчика» П. Чайковского (21 декабря; хр. 2 ч. 10 м.), «Легенду о любви» А. Меликова (28 декабря; хр. 2 ч. 06 м.), повтор от 26 октября 2014 с М. Аллаш, Д. Родькиным, А. Никулиной и П. Сорокиным за пультом, «Ивана Грозного» на музыку С. Прокофьева (19 апреля 2015; хр. 2 ч. 15 м.), «Лебединое озеро» П. Чайковского (25 января, хр. 2 ч. 25 м.) и «Баядерку» Л. Минкуса (7 декабря, хр. 3 ч.), записанную в 2013 со С. Захаровой, М. Александровой и В. Лантратовым. Отдельно стоит «Дочь фараона» Ц. Пуни (23 ноября, хр. 2 ч. 35 м.) в постановке П. Лакотта в записи 2014 со С. Захаровой и Р. Скворцовым. Информацию о месте и времени всех трансляций, включая списки кинотеатров по городам, а также расписание повторных показов можно найти по адресу: www.theatrehd.ru