Мечислав Вайнберг. Возвращение

Проект газеты «Музыкальное обозрение». Концерты, фестивали, премьеры, издания, конференции
Мечислав Вайнберг. Возвращение

Вечером 16 марта 2020 года я сидел за компьютером и готовился к одному из последних концертов, завершающих «Год Вайнберга в России». Огромный проект — фестиваль к 100-летию композитора, который мне, вместе с моими друзьями и коллегами из «Музыкального обозрения», довелось организовать и провести в России.

17 марта на сцене Камерного зала Московской филармонии должна была прозвучать программа, которую вы услышите сегодня:

Бах. Ария из «Гольдберг-вариаций», BWV 988;

Вайнберг. Струнный квартет № 6, соч. 35 (Посвящен Г. В. Свиридову);

Шостакович. Струнный квартет № 10, соч. 118 (Посвящен М. С. Вайнбергу);

Вайнберг. Ария для струнного квартета, соч. 9;

Бах. Контрапункт I из «Искусства фуги», BWV 988.

Поезд с моей энергией, загруженный информацией, чувствами, драматургией и ответственностью (я уже все отчетливо слышал и представлял) двигался в филармонию к этой сцене Камерного зала.

Но 16-го в 16.00 раздался звонок. Звонивший сообщил мне, что концерт отменяется: концертные учреждения Москвы закрыты. К тому времени Фестиваль к 100-летию композитора уже в основном прошел. 60 концертов симфонических и камерных, оперы в Большом, Мариинском театрах. Треть наследия композитора — более 50 опусов — прозвучала на фестивале.

2019, Год Вайнберга, совпал с 30-летим газеты «Музыкальное обозрение». Которая — так предложила нам судьба — стала двигателем возвращения, возрождения интереса в России к творчеству выдающегося композитора ХХ века, чья судьба и творчество странным образом в 90-х годах отошли на второй план, а то и вообще исчезли и из оптики исследователей-историков, и с концертной эстрады. И тому в те годы были причины: социальные, политические, исторические.

Вайнберг умер в 1996, в том же году умер Эдисон Денисов, близкие друзья Вайнберга Борис Чайковский и Вениамин Баснер, в 1998 — Георгий Свиридов и Альфред Шнитке…

Многое уходило в безвестность, менялись формации, этика, смыслы, экономика. И в чем-то прервалась, распалась связь времен. Иначе расстаться с прошлым СССР было невозможно.

В 1999 к 80-летию со дня рождения Мечислава Вайнберга прошел небольшой фестиваль в Москве.

В 2003 на фестивале «Московская осень» прозвучала последняя, 22-я симфония — композитор успел записать ее в клавире, оркестровку сделал Кирилл Уманский.

Хоть и малозаметно, музыка Вайнберга все-таки присутствовала в нашей жизни.

От «Портрета» в Познани — к Вайнбергу в России

В конце 2013 я ездил в Польшу, в Познань, на премьеру оперы Вайнберга «Портрет» по Гоголю, в Большом театре имени Станислава Монюшко в постановке выдающегося режиссера Дэвида Паунтни.

Именно Паунтни осуществил мировую премьеру оперы Вайнберга «Пассажирка» в 2010 в Брегенце, провел в дни премьеры первый большой фестиваль музыки Вайнберга. В том же году вышла первая в Европе книга о композиторе, авторства Дэвида Фаннинга.

А «Пассажирка» завоевывала мировые сцены. Варшава, Лондон, Карлсруэ, Хьюстон, Нью-Йорк, Франкфурт, Чикаго… Паунтни запустил какой-то процесс: будто Европа и мир ждали музыку Вайнберга и его «Пассажирку». Чувство вины — важное чувство, и переживать его сопереживанием через искусство — одна из форм покаяния.

Издательство Peermusic Classical начало издавать полное собрание сочинений композитора, получив от вдовы композитора права на публикации в Европе.

Но все это на Россию как-то не подействовало, несмотря на то, что в 2006 «Пассажирка» впервые в формате semistage была исполнена в Москве, через 40 лет после создания.

«Все мое творчество — “Пассажирка”»

В 2014, вскоре после того как я познакомился с «Портретом», директор Большого театра Владимир Урин объявил, что через несколько лет на сцене ГАБТа будет поставлена одна из опер Вайнберга. Ну и, казалось, все затихло. Но в том же году, при обсуждении с директором Екатеринбургской оперы вопроса, что поставить в театре в ближайшее время (я тогда консультировал театр), впервые прозвучало название «Пассажирка».

Эта идея, так или иначе, будоражила сознание директоров нескольких театров. Но реализовать ее взялся Екатеринбург, и я стал куратором проекта «Мечислав Вайнберг. “Пассажирка”. Первая театральная постановка в России».

Мы организовали поездки в Польшу: в Аушвиц, в Краков, в Варшаву, где записали интервью с Зофией Посмыш (узницей Освенцима, автором повести «Пассажирка из каюты 45», ставшей основой либретто оперы) и ее видеообращение. Я смог подключить к проекту Варшавский институт Адама Мицкевича.

Мы провели три презентации с публикой в Екатеринбурге, был поставлен спектакль по радиопьесе «Пассажирка из каюты 45». Провели два симфонических концерта Вайнберга и Шостаковича в театре, камерный концерт из произведений Вайнберга в консерватории.

До этого презентация проекта состоялась в Москве, на конференции «Россия – Польша: музыкальный диалог». Были приглашены посол Республики Польша в России, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, представители Института Адама Мицкевича в Варшаве.

В общем, двинулся процесс Возвращения Вайнберга и в России.

В 2016 состоялась премьера «Пассажирки» в Екатеринбурге.

Форум в Большом театре

Следующий 2017 — стал кульминационным годом.

В движении к 100-летию композитора ГАБТ готовил премьеру оперы Вайнберга «Идиот». К ней мы вместе с Большим театром и ГИИ сделали мощный проект — Международный форум и научную конференцию, на которую собрались все крупнейшие вайнберговеды мира, из восьми стран. В репертуар нескольких театров вошли пять спектаклей по операм Вайнберга: «Идиот» в Большом и Мариинском (в концертном исполнении), «Пассажирка» в Екатеринбурге и в Новой опере, «Мазлтов!» в Мариинке. Проходили выставки, концерты, издана первая в России биография Вайнберга.

И, наконец, впервые в России — запуск под нашей редакцией Собрания сочинений Вайнберга, совместно с питерским издательством «Композитор».

Первый том Собрания сочинений, в котором опубликовано найденное накануне Форума произведение — Концертино для виолончели и камерного оркестра, написанное летом 1948, — был представлен в Большом театре, где состоялась его мировая премьера, спустя 68 лет после создания, в феврале 2017.

Вайнберг продолжается

За прошедшие годы Вайнберг стал репертуарным композитором, его сочинения включают в репертуар многие оркестры, ансамбли, дирижеры, солисты. И вот, я могу с удовлетворением сказать, что первая серия Собрания сочинений Вайнберга завершена.

Вышли последние два тома первой серии: музыка из кинофильмов и мультфильмов, и вы можете впервые увидеть ноты всех песенок Винни-Пуха и музыку из «Каникул Бонифация».

И дома, новогодним вечером, исполнить Песню друга из фильма по «Тонкому льду» или Песню Бена из фильма «Последний дюйм». Ну или пыхтелки и сопелки.

А в сентябре уходящего года вышла, под нашей редакцией (почти два года работы), новая книга — польского автора Дануты Гвиздалянки «Мечислав Вайнберг — композитор трех миров»: первая большая подробная биография Вайнберга, изданная на русском языке.

И, что удивительно, первый вариант этой книги вышел на польском в 2013, 8 лет назад, к премьере оперы «Портрет», которая стала отправной точкой нашего «Вайнберг-проекта». Впереди еще несколько серий Собрания сочинений и, полагаю, что в 2024 наша миссия с Вайнбергом будет в основном завершена.

Мы отметим 105-летие со дня рождения Вайнберга, в Европе скоро выйдут еще две книги о нем, и надеюсь, что в Москве прозвучит его последняя 22-я симфония.

Симфония-прощание, симфония-завещание…

Андрей УСТИНОВ

(из вступительного слова к концерту абонемента «Мечислав Вайнберг. Возвращение» 8 декабря 2021 в Камерном зале Московской филармонии)

Опубликовано «МО» № 11 (487) 2021