Маурисио Кагель: концерт к 90-летию со дня рождения (25 октября 2021)

Маурисио Кагель: концерт к 90-летию со дня рождения (25 октября 2021)
Фото Hyou Vielz. http://www.flutepage.de

Концерт к 90-летию со дня рождения Маурисио Кагеля (1931, Буэнос-Айрес – 2008, Кёльн), одного из крупнейших композиторов 20-го века, состоится 25 октября в Рахманиновском зале Консерватории. Исполнители – ансамбль солистов «Студия новой музыки» (художественный руководитель – Владимир Тарнопольский). Дирижер – Феликс Коробов, главный дирижер МАМТа. Концерт организован при поддержке Гёте-института в Москве.

Центральным событием концерта станет российская премьера «Варьете» (1977), о котором сам Кагель, цитируемый «Студией новой музыки», говорил: «Основная идея заключалась в сочинении концерта/шоу, сочетающего в себе ряд музыкальных идиом, которые бы ассоциировались с традиционным стилем водевиля. С композиторской точки зрения термин théâtre trouvé (“найденный театр”) может быть полезен для описания следующей связи: новые музыкальные произведения, не связанные с обычными видами визуального содержания, сталкиваются с другой презентацией. Результатом становится “Музыка – Театр”».

«Матч» для двух виолончелистов и ударных (1964), который также прозвучит на концерте 25 октября впервые в России, посвящен немецкому композитору-экспериментатору Дитеру Шнебелю. «Сюжет» композиции прост: виолончелисты «ведут партию теннисного матча» под наблюдением перкуссиониста-«рефери», отмечающего темпы и способы «боя». Пьесу исполнят Ольга Галочкина (виолончель), Александра Кобрина (виолончель) и Андрей Винницкий (ударные).

Пятнадцатиминутное сочинение Маурисио Кагеля Atem (1970) для тромбона посвящено «бытовой жизни исполнителя на духовом инструменте»: уходу за инструментом, «общению» с ним. Сольная партия на юбилейном концерте в РЗК у Михаила Оленева.

А сопрано Екатерина Кичигина будет солировать в небольшой пьесе Recitatievarie (1971-1972) для поющей клавесинистки. В этом сочинении, посвященном Антуанетте Фишер, Кагель цитирует, в частности, до-минорный Ноктюрн Шопена, но сужает/разрушает его до партии левой руки. «Студия новой музыки» характеризует этот опус как «абсурдистскую моносцену», «где в сознании полусумасшедшей героини перемешиваются обрывки молитв, любовных признаний и просто разорванные слова, лишенные смысла».

«МО»