Маска, мы тебя узнаем?

Впервые в тридцатилетней истории «Золотой маски» фестиваль пройдет не в Москве
Маска, мы тебя узнаем?

В 2024 должен был состояться юбилейный 30-й фестиваль «Золотая маска», с вручением премии лучшим спектаклям сезона 2022–2023. Но накануне нового года премия и фестиваль были реорганизованы. Реформа «Золотой маски» (изменения в работе жюри и экспертных советов, сокращение числа номинаций…) обсуждалась с лета 2023. С тех пор сменилось руководство и «Маски», и СТД, а в январе 2024 был получен и ответ на вопрос: какой теперь будет главная российская театральная премия?

Двуглавая маска

28 августа 2023 СТД — учредитель премии «Золотая маска» — заявил о выходе из состава участников АНО «Премия и Фестиваль «Золотая маска» и приступил к созданию собственной исполнительной дирекции фестиваля. Директором новой структуры был назначен театральный менеджер Владимир Мишарин.

Профессиональное сообщество почему-то слабо отреагировало на это назначение ничем особенно не отличившегося человека. Впрочем, если взглянуть на его официальный сайт vvmisharin.ru, возникает впечатление, что это персона исторической величины и масштаба. В разделе «Биография» скрупулезно зафиксированы все достижения со школьной скамьи, собраны все сертификаты, награды, почетные грамоты и знаки отличия; отдельный раздел «Золотой фонд личных встреч» содержит галерею знаменитостей, с которыми контактировал Мишарин (прилагается биографическая справка и фотосвидетельство).

Вот краткая выжимка из его подробной биографии:

Владимир Мишарин (р. 1967) — в прошлом председатель отделения СТД в Екатеринбурге, начальник отдела театрального искусства в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии, член рабочей группы по культуре Совета при Президенте РФ по подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, директор Зимнего театра в Сочи, исполняющий обязанности директора в Академическом русском театре драмы в Йошкар-Оле.

Команда Марины Ревякиной, занимавшейся организационными вопросами премии и фестиваля почти 20 лет (с 2004), была отстранена от работы.

14 сентября в СТД РФ состоялось заседание Рабочей группы по разработке проекта нового Положения о Премии и Фестивале «Золотая Маска». Минюстом новая АНО была зарегистрирована в декабре 2023.

20 октября прежняя дирекция «Золотой маски» объявила списки номинантов по итогам сезона 2022–2023.

Опера

  • «Бал-маскарад» (Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь, режиссер – Владиславс Наставшевс)
  • «Замок герцога Синяя Борода» (Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь, режиссер Евгения Сафонова)
  • «Луиза Миллер» (Большой театр, Москва, режиссер Георгий Исаакян)
  • «Нонсенсорики Дримса» (Электротеатр «Станиславский», Москва, режиссер Борис Юхананов)
  • «Черевички» (Урал Опера Балет, Екатеринбург, режиссер Борис Павлович)

Оперетта/мюзикл

  • «Орел и Ворон» (Музыкальный театр, Красноярск, режиссер Дмитрий Белов)
  • «Петр I» (Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург, режиссер Юрий Александров) «Сонная лощина» (Театр-Театр, Пермь, режиссер Ксения Малинина)
  • «Человек, который смеётся» (Creative lab STAIRWAY, Москва, режиссер Руслан Герасименко)

Композиторы

  • Александр Белоусов, «Нонсенсорики Дримса. Опера 2. Александр Белоусов» (Электротеатр Станиславский, Москва)
  • Валерий Воронов, «Замок герцога Синяя Борода» (Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь)
  • Владимир Горлинский, «Нонсенсорики Дримса. Опера 3. Владимир Горлинский», (Электротеатр Станиславский, Москва)
  • Дмитрий Курляндский, «Катерина Измайлова» (Театр-Театр, Пермь)
  • Владимир Раннев, «Ultima Thule» (Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь)
  • Антон Светличный, «Арктика» (Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь)
  • Алексей Сысоев, «Sextus Propertius» (Урал Опера Балет, Екатеринбург)
  • Настасья Хрущева, «Тело театра» (Театр «Провинциальные танцы», Екатеринбург)

Балет

  • Sextus Propertius (Урал Опера Балет, Екатеринбург, хореограф Вячеслав Самодуров) Ultima thule (Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь, хореограф Вячеслав Самодуров)
  • «Арктика» (Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь, хореограф Антон Пимонов)
  • «Озорные частушки» (Театр балета им. Л. Якобсона, Санкт-Петербург, хореограф Вячеслав Самодуров)
  • «Павильон Армиды» (Урал Опера Балет, Екатеринбург, хореограф Максим Петров), «Сильфида» (Урал Опера Балет, Екатеринбург, хореограф Елена Панкова)

Современный танец

  • Horse maintenance (Проект Вероники Тихоновой, Санкт-Петербург, хореограф Вероника Тихонова)
  • «Все нормально» (Проект Любови Перовой, Краснодар, хореограф Ксения Бурмистрова)
  • «Персефона» (Дягилевский фестиваль, Пермь, и Дом Радио, Санкт-Петербург, хореограф Анастасия Пешкова)
  • «Явь» (фестиваль Context. Diana Vishneva, Москва, хореограф Анна Щеклеина)

Вместе с объявлением итогов работы экспертных советов команда АНО объявила о завершении работы в качестве дирекции. В публикациях в соцсетях и рассылке для прессы команда подвела итоги 20-летней работы:

«Все эти годы Фестиваль стремился представить полную объективную картину российской театральной жизни, в которой есть место театру разных жанров и направлений, театру классическому и новаторскому, визионерскому и документальному. “Золотая Маска” была результатом независимой экспертной оценки, рождавшейся в дискуссиях и обсуждениях. Премия вызывала споры, но всегда сохраняла свой авторитет и значение главной театральной награды, знака признания “профессионалов профессионалами”.

Фестиваль был для зрителей и специалистов счастливой возможностью увидеть лучшее и самое значимое из того, что создавалось на сценических площадках по всей стране. Своего рода катализатором театрального процесса, приводившим в движение творческие силы. Отмечая важные тенденции, “Золотая Маска” сама становилась источником и двигателем важных изменений, давая равное право голоса столичным театрам и региональным коллективам, признанным мастерам и смелым новаторам. Сейчас для команды АНО “Фестиваль «Золотая Маска»” этот этап завершен».

Отметим, что АНО «Премия и Фестиваль “Золотая Маска”» под руководством Ревякиной продолжает работу. Организация по-прежнему проводит проекты «“Золотая Маска” в кино», «“Золотая Маска” online»; Детский Weekend; Театры малых и средних городов России.

Напомним, что идею фестиваля придумали театровед и будущий директор МАМТа и ГАБТа Владимир Урин, театровед Юлия Косарева, драматург Виталий Павлов и художник Олег Шейнцис и предложили ее Михаилу Ульянову, в то время председателю СТД РФ. С 1996 директором премии и фестиваля стал Эдуард Бояков. С 2004 Дирекцию возглавляла Мария Ревякина. В 2005 СТД передал функции Дирекции Премии и Фестиваля АНО «Фестиваль “Золотая маска”», а теперь забрал эти функции обратно.

Врачу, исцелися сам

Александр Калягин — теперь уже экс-председатель СТД — назвал перестановки необходимой «диспансеризацией», профилактическими работами в организме «Золотой маски». В начале зимы «диспансеризация» постигла уже сам Союз театральных деятелей.

4 декабря впервые в истории СТД прошел внеочередной съезд, где был выбран новый председатель Союза. Им стал Владимир Машков, художественный руководитель Театра Олега Табакова, в декабре ставший и сопредседателем предвыборного штаба Владимира Путина. Александр Калягин — бессменный председатель СТД РФ с 1996 — досрочно покинул свой пост (он был избран до 2026 года). «Я передаю союз в отлаженном состоянии и этим горжусь. Очень прошу следующий выбранный секретариат об одном — ничего не ломать. 150 лет существования организации подтвердили простой и ясный тезис — есть традиция, ей надо следовать», — сказал Калягин в своем выступлении на съезде.

Из пяти кандидатов на пост председателя СТД четверо взяли самоотвод: актер «Ленкома Марка Захарова» Александр Лазарев (в связи с новой должностью – 6 декабря стало известно, что он назначен главным режиссером Театра Российской армии), режиссер и госсоветник Республики Саха (Якутия) Андрей Борисов, директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок (он взял самоотвод, поскольку по традиции Председателем СТД должен быть известный артист, а не управленец), а также Валерий Гергиев.

Таким образом, Владимир Машков остался единственным кандидатом на пост главы СТД (действующий устав допускает безальтернативное голосование за председателя и неограниченное количество перевыборов). По итогам тайного голосования он и был избран новым председателем Союза. За Машкова проголосовали 176 делегатов, против — 20.

Гергиеву на данный момент власти над музыкальным театром, видимо, вполне достаточно: 1 декабря 2023 он был представлен коллективу Большого театра России в качестве нового генерального директора, сохранив руководство Мариинским, а в фестивале «Золотая маска» он уже давно не участвует. О самоотводе «в связи с большой занятостью» он сообщил, позвонив по телефону из «Сапсана», но при этом выразил готовность занять другой пост в секретариате. И пост нашелся: сопредседатель по направлению музыкального театра. Ввести эту должность предложил Машков, в качестве замены поста заместителя председателя СТД (на съезде были внесены соответствующие изменения в устав Союза). Он же предложил кандидатуру Гергиева, которая и была утверждена.

Выступая с речью после избрания, Машков поднял вопрос о деятельности фестивалей и премий:

«Это очень острый вопрос, который стоит в последнее время. Я считаю, что нужно переосмыслить и перезагрузить некоторые действующие проекты Союза театральных деятелей, прежде всего вернуться к целям, которые лежали в основе создания», — заявил новый председатель. Он отметил, что некоторые проекты утратили доверие как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны государства и спонсоров. «Например, фестиваль “Золотая маска”. Наша общая задача — коллегиально, обсудив все проблемы, это доверие вернуть».

(Остается открытым вопрос, у какой части профессионального сообщества «Маска» утратила доверие. Эксперты «МО» не раз отмечали, что в силу специфики фестиваля недовольных результатами всегда в сотни раз больше, чем довольных лауреатством — это все же конкурс, где есть победители и проигравшие. Конкурс разжигал страсти, но во многом утверждал тренды. Да, много вопросов вызывали композиторские и дирижерские номинации. Но в целом удовлетворить 100% профессионального сообщества — задача утопическая. А серых невзрачных театров всегда во много раз больше, чем ярких).

На съезде был избран новый состав секретариата СТД. В него вошли 34 человека, в том числе худрук Московского Губернского театра Сергей Безруков, руководитель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман, гендиректор МАМТа Андрей Борисов, худрук Театра имени Сац Георгий Исаакян, худрук «Студии театрального искусства» Сергей Женовач, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, ректор Щукинского института Евгений Князев, директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, ректор Щепкинского училища Борис Любимов, актер театра Олега Табакова Сергей Угрюмов, худрук Московского детского музыкального театра юного актера Александр Фёдоров.

Владимир Машков (р. 1963, Тула) — актер театра и кино, театральный режиссер, кинорежиссер, сценарист, кинопродюсер, общественный деятель; народный артист Российской Федерации (2010). Лауреат премий «Ника» (1998, 2011), «Золотой орел» (2009, 2011, 2019) и «ТЭФИ» (2008). Художественный руководитель Московского театра Олега Табакова (с 2018). С 2022 находится под санкциями Европейского союза, Канады, Украины и Швейцарии за поддержку Специальной военной операции.

В начале 1980-х поступил в Новосибирское государственное театральное училище, откуда в 1984 был исключен за драку. В Москве поступил в Школу-студию МХАТ, в мастерскую Михаила Тарханова, и также был отчислен за поведение. Вскоре после этого стал заниматься у Олега Табакова, а позже играть в театре, которым тот руководил. В 1990 окончил Школу-студию МХАТ с красным дипломом (курс Олега Табакова).

Дебют в кино состоялся в 1989 в фильме Анатолия Матешко «Зеленый огонь козы». В том же году он снялся в фильмах Андрея Малюкова «Делай — раз!» и «Любовь на острове смерти». В 1994 исполнил главные роли в фильмах молодых российских режиссеров: «Лимита» Дениса Евстигнеева и «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского. В 1995 снялся в фильме «Американская дочь» Карена Шахназарова.

С 23 апреля 2018 — художественный руководитель Театра Олега Табакова. С 21 мая 2018 — художественный руководитель Московской театральной школы Олега Табакова.

В сентябре 2011 был делегатом XII партийного съезда «Единой России» в качестве гостя. На президентских выборах 2018 был доверенным лицом кандидата в президенты России Владимира Путина. В 2018 и 2023 —доверенным лицом кандидата в мэры Москвы Сергея Собянина.

В ноябре 2018 был включен в новый состав Совета при президенте по культуре и искусству. В 2020 снялся в агитационном ролике, призывающем голосовать за поправки в Конституцию. Лично входил в комиссию по поправкам. Предложенная им поправка о неотчуждаемости земель России вошла в окончательную редакцию Конституции.

По инициативе Машкова, 29 марта 2022, на фасаде нового здания Московского театра Олега Табакова на Малой Сухаревской площади по согласованию с московской мэрией была вывешена огромная буква Z в виде георгиевской ленты.

Постоянный участник фестиваля «Таврида. Арт» в Крыму, лауреат премии-признания от молодых творцов «Легенды Тавриды» (2022), в августе 2023 стал обладателем именной звезды, заложенной в основание арт-объекта «Маяк», а также получил в дар именной дом на территории арт-кластера «Таврида».

В июне 2023 выступил на Фестивале «Движения первых» на ВДНХ.

Весной 2024 проведет авторскую мастерскую для школьников 14-16 лет в рамках образовательного сообщества «Академия Первых» от Движения Первых.

В 2023 году отметил 60-летний юбилей.

Золотая, новая, своя

26 декабря состоялась первое заседание секретариата СТД в новом составе, где обсуждалась, в том числе, судьба «Золотой маски». Полномочия Президента премии и фестиваля принял Председатель СТД РФ Владимир Машков. Была учреждена должность Вице-Президента: эту должность занял Секретарь СТД Кирилл Крок. (И Машков, и Крок вошли в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024). Вице-Президент назначается Президентом Премии и будет исполнять «организационно-оперативные функции по обеспечению процедуры соискания и присуждения Премии, подготовке и проведению Фестиваля и вручения Премии». Также в обязанности Вице-президента входит ежегодная подготовка состава Экспертных советов и Жюри Премии, который «должен быть представлен Президенту Премии и на утверждение Секретариату СТД РФ».

Новые правила позволяют вмешиваться в решение экспертных советов. Мнение экспертов считается не окончательным, а «совещательным» по отношению к итоговой резолюции секретариата СТД в утверждении списка номинантов. Списки номинантов, определенные экспертным советом, отныне должны быть утверждены секретариатом СТД РФ. Эксперты могут присутствовать на этом заседании секретариата, но имеют на нем только совещательный голос.

В каждой номинации может быть выдвинуто не менее двух и не более пяти спектаклей. Право выдвижения спектаклей на Премию принадлежит «творческим комиссиям СТД РФ; региональным отделениям СТД РФ; театрам России; Министерству культуры Российской Федерации; органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим функции в области культуры; жюри и оргкомитетам всероссийских, межрегиональных и региональных театральных фестивалей».

Кроме того, на заседании «единодушно» было принято решение Секретариата о создании Донецкого регионального отделения СТД РФ. Теперь в СТД РФ 78 региональных отделений. Ведется подготовительная работа о создании региональных отделений и в других новых субъектах Российской Федерации.

Жюри уедет, зрители останутся

11 января в телеграм-канале «Золотой Маски» была опубликована «информация о решениях Секретариата Союза театральных деятелей Российской Федерации от 26 декабря 2023 по вопросам, связанным с определением лауреатов Российской Национальной театральной Премии “Золотая Маска” сезона 2022-2023». На сайтах СТД и самой «Золотой маски» эта информация отсутствует.

(Сайт АНО «Золотая маска» отныне в результатах поиска отображается как «Театральная компания ЗМ» https://www.goldenmask.ru/, в настоящее время сайт недоступен. Сайт новой «Золотой маски» от СТД https://goldenmask.stdrf.ru/ все еще находится в стадии разработки. Информация распространяется через Телеграм-канал https://t.me/zolotayamaska_stdrf)

Согласно публикации, основная конкурсная программа ХХХ фестиваля и премии «Золотая Маска» пройдет в марте–апреле 2024. Впервые в истории фестиваля члены жюри поедут в театры России для просмотра спектаклей-номинантов, а не спектакли — в Москву, к членам жюри. Региональные театры, таким образом, лишаются возможности показать свои спектакли в столице. Как стало известно, найти членов жюри готовых отменить свои планы и начать ездить по России, оказалось делом не простым. Неизвестно, смогут ли члены жюри в полном составе ездить во все командировки. Список городов солидный: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Казань, Омск, Петрозаводск, Псков, Новокузнецк, Нягань, Красноярск, Йошкар-Ола, Владикавказ, Краснодар, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск, Ханты-Мансийск, Чебоксары, Буинск, Учма. Зато из сообщений СМИ известно, что новая дирекция «Золотой маски» разослала по театрам запрос «предоставить ссылку на видеозапись спектакля/спектаклей, номинированных на Российскую национальную театральную премию “Золотая Маска” сезона 2022–2023 года с возможностью скачивания».

21 января на сайте СТД РФ был опубликован состав жюри «Золотой маски – 2024», утвержденный на заседании секретариата СТД 19 января. Председателями назначены режиссеры Сергей Женовач (драматический театр и театр кукол) и Вячеслав Стародубцев (опера, оперетта/мюзикл и балет).

Жюри музыкального театра

Вячеслав Стародубцев — председатель жюри, главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета, и.о. ректора Новосибирской консерватории.

Евгений Акимов — оперный певец, солист Мариинского театра.

Елена Альфер — ведущая актриса и художественный руководитель Калининградского областного музыкального театра

Вера Баранова — солистка Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского, заведующая Кафедрой сольного пения и оперной подготовки Сибирского государственного института искусств

Дмитрий Вдовин — вокальный педагог, художественный руководитель Молодежной оперной программы Государственного академического Большого театра России, профессор Академии хорового искусства имени В.С.Попова

Валерий Воронин — российский дирижер, художественный руководитель, главный дирижер и директор Астраханской оперы

Ариф Дадашев — оперно-симфонический и хоровой дирижер, дирижер Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Московской оперетты и Саратовского академического симфонического оркестра

Ирина Долженко — оперная певица, педагог, солистка Большого театра, доцент кафедры сольного пения РАМ  имени Гнесиных

Елена Качура — оперная певица, педагог, солистка и управляющий творческим коллективом Московского музыкального театра «Геликон-опера»

Ольга Кондина — оперная певица, солистка Мариинского театра, доцент кафедры сольного пения Санкт-Петербургской  консерватории

Ирина Лычагина — главный режиссер и художественный руководитель оперной труппы Красноярского театра оперы и балета

Алла Сигалова — хореограф, режиссер, актриса, теле- и радиоведущая, профессор, заведующая Кафедрой современной хореографии и сценического танца РАТИ — ГИТИС

Дмитрий Степанов — директор Государственного театра оперы и балета Республики Коми

Альбина Шагимуратова — оперная певица, солистка Мариинского театра

Дмитрий Юровский — музыкальный руководитель и главный дирижер Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского.

Церемония вручения Премии состоится в Москве «предположительно, в Государственном академическом Малом театре России не позднее 27 мая 2024».

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях