Леопольд Моцарт — 300 лет со дня рождения

Леопольд Моцарт — 300 лет со дня рождения
Пьетро Антонио Лоренцони (1721—1782+). Портрет Леопольда Моцарта (фрагмент)
В памяти потомков он остался в основном как отец своего знаменитого сына. Но, по словам немецкого историка музыки Альфреда Эйнштейна, «сияние, окружающее Вольфганга Амадея, падает и на отца, и вырывает его из тьмы времён». Его образ, со всеми светлыми и тёмными чертами, закончен и пластичен. Честолюбие, воля, энергия высоко поднимают Леопольда Моцарта над многими его современниками. Леопольд Моцарт (нем. Leopold Mozart; 14 ноября 1719, Аугсбург — 28 мая 1787, Зальцбург) — австрийский скрипач, композитор. Отец и учитель В. А. Моцарта, оказал значительное влияние на его творческое формирование.

Леопольд родился в семье переплётчика книг, изучал теологию в Зальцбургском университете (1737-9), одновременно изучая игру на скрипке и на органе. По композиции занимался в Collegium musicum Аугсбурга у канторов Ф. Д. Крёйтера, ученика И. С. Баха, после его смерти — у И. К. Зайферта, ученика в Дрездене И. Г. Пизенделя и С. Л. Вайса. В 1740 году стал скрипачом и слугой одного из каноников университета, а с 1743 скрипачом придворной капеллы, где, возможно, учился у капельмейстера И. Э. Эберлина. В 1757 Леопольд стал придворным композитором архиепископа Зальцбургского. В 1763 году на этой должности его заменил Иоганн Михаэль Гайдн.

Автор методического труда о скрипичной игре «Versuch einer gründlichen Violinschule» (Аугсбург,1756), которая долго считалась лучшим руководством для изучения игры на скрипке, выдержала не менее десяти изданий и переведена на французский и голландский языки.

Леопольд Моцарт: Фундаментальная школа скрипичной игры. М., Планета музыки, 2017

Среди произведений Моцарта были мессы, кантаты, оратории, инструментальная музыка, много пьес для клавесина и органа, симфонии и пр. Ему также приписывается авторство «Симфонии игрушек».

В своей автобиографии Леопольд сообщает нам некоторые сведения о своей молодости. Он родился в свободном городе Аугсбурге, в стенах которого католические церкви соседствовали с протестантскими. Его братья пошли по стопам отца и стали весьма почтенными переплётчиками. А Леопольд начал учиться музыке и поступил в хор одного из соборов. Вскоре Леопольда отправляют в Зальцбург и оказывают ему денежную поддержку в расчёте на то, что средства эти он употребит на изучение теологии. Но Леопольд лелеял совсем другие замыслы. В течение 2-х лет он изучает вовсе не теологию, а логику и юриспруденцию, говоря при этом, что «водит попов за нос, прикидываясь, будто станет священником». Как только эти слова, передаваясь из уст в уста, достигли ворот Аугсбурга, стипендию Леопольду выплачивать перестали.

Молодой музыкант остался в Зальцбурге и поступил на службу ко двору зальцбургского архиепископа Сигизмунда Шраттенбаха. Здесь Леопольд знакомится с Анной Марией Пертль, самой красивой девушкой Зальцбурга, большой охотницей до сплетен, событий и происшествий. Вскоре она стала его женой.

Их последним, 7-м ребёнком был Вольфганг. Как отец гения, Леопольд ясно понял свою задачу. Отныне он думает только о сыне. У Вольфганга не было учителей, кроме отца. Вскоре начинаются их бесчисленные поездки по городам Европы, из которых Леопольд возвращался в провинциальный Зальцбург всё с большей неохотой, всё с большим призрением смотря на своих коллег в капелле архиепископа. С огромным трудом, угрожая навсегда оставить капеллу, Леопольд добился места вице-капельмейстера. Выше этого поста ему подняться так и не удалось – слишком велик был авторитет итальянских музыкантов, служивших при дворе Зальцбурга. Лишь мысли о Вольфганге согревали Леопольда в последние годы жизни. Даже когда их переписка почти прекратилась, даже когда Леопольд в письмах к своей дочери называл сына не иначе, как «твой брат», всё равно Вольфганг был единственным счастьем своего отца.

Жена признавала авторитет мужа. Для детей Леопольд был идеалом, маленький Вольфганг в детстве говорил: «После Бога только папа». Леопольд играл на скрипке, органе, руководил церковным хором, писал музыку, был прирожденным педагогом.

Большинство опусов Леопольда Моцарта невелико по размеру. Это было его кредо. Когда-то он писал: «Ведь Кристиан Бах в Лондоне стал знаменитым, хотя ничего не сочинял, кроме таких вот мелочей. И в этом ничего нет зазорного: мысль, хороший план, его развитие – вот что отличает мастера от бракодела даже в мелочах».

Источник публикации https://www.liveinternet.ru/community/4989775/post343318415/

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм