Кто заменит Зубина Мету?

Израильский филармонический оркестр — в ожидании нового музыкального руководителя
Кто заменит Зубина Мету?

Зубин Мета, которому в апреле 2016 исполнилось 80 лет, должен будет передать свою палочку только в 2019, но уже сейчас циркулируют разнообразные слухи о его «наследии» в ИФО. Сможет ли преемник вернуть оркестру инновационный репертуар, как это было 30 или 40 лет назад?

В конце декабря 2016 было объявлено об уходе в 2019 со своего поста маэстро Зубина Меты.

Новый музыкальный руководитель Израильского филармонического оркестра столкнется со многими вызовами.

Это не только необходимость сохранения общественного и международного авторитета оркестра (что само по себе можно назвать подвигом), но также необходимость освежить его репертуар и восстановить его репутацию коллектива высшего мирового класса, каковым он был в первые годы руководства Меты.

Очень немногие дирижеры в мире способны на такой подвиг. Трое из тех, кто мог бы это сделать, уже работали с этим оркестром до того, как подняться на новые ступени своей карьеры.

Открытый список

Наиболее известен Кирилл Петренко, который был счастлив дирижировать ИФО несколько лет назад, поскольку в зале присутствовали две его бабушки, живущие в Израиле. Но Петренко не стал дожидаться ухода Меты и принял гораздо более престижное предложение: он и был назначен художественным руководителем Берлинского филармонического оркестра (с августа 2018).

Антонио Паппано — главный приглашенный дирижер ИФО в конце 1990-х гг., после чего отношения оркестра и маэстро прервались. С 2002 Паппано — музыкальный руководитель Королевской оперы Ковент-Гарден в Лондоне. Он, несомненно, является одним из ведущих дирижеров мира наших дней, и ИФО вряд ли представляет для него интерес.

Третий кандидат — молодой израильский дирижер Лаав Шани. Он буквально «наэлектризовал» оркестр и публику во время первого выступления с ИФО в 2013, в возрасте 24 лет. Лаав Шани дирижировал оркестром и на концерте в честь 80-летия ИФО в декабре 2016. Вскоре Лаав Шани станет музыкальным руководителем Роттердамского оркестра, получив это назначение после своего не менее впечатляющего дебюта с этим коллективом.

Шани говорит, что у него полностью расписаны планы на ближайшие семь лет, но, несмотря на это, его имя всегда рассматривается в списках кандидатов на вакантные места, и ИФО тоже может на него претендовать.

Шани харизматичен, его очень любят музыканты, он способен возбудить энтузиазм публики. Он молод — значит, у него не так много опыта, но зато он больше погружен в мир интернета, куда сейчас все больше проникает классическая музыка. К тому же вызывают любопытство его репертуарные предпочтения. Неясно, пойдет ли работа с ИФО на пользу его карьере, но если его призовут к руководству оркестром, он обязан будет рассмотреть это предложение.

В списке кандидатов фигурируют:

58-летний Манфред Хонек, музыкальный директор Питсбургского оркестра, дважды с успехом дирижировавший ИФО;

44-летний Владимир Юровский, успешный музыкальный руководитель Лондонского филармонического оркестра; он запомнился своим дебютом с ИФО в 2012;

40-летний Василий Петренко, который, однако, экстремально занят, будучи руководителем филармонических оркестров Ливерпуля и Осло;

Пабло Эрас-Касадо, 39-летний испанский маэстро, воспитанный в традициях аутентичного исполнения, чье назначение может повести оркестр в новом, неожиданном направлении;

Джанандреа Нозеда, в настоящее время главный приглашенный дирижер ИФО. 52-летний Нозеда ранее был музыкальным руководителем симфонического оркестра BBC и в этом качестве сделал несколько запоминающихся записей.

Мысли о будущем

Генеральный секретарь ИФО Ави Шошани верит, что оркестр продолжит развиваться и гастролировать по всему миру, оставаясь главным явлением в культурном ландшафте Израиля:

«Сейчас оркестр ассоциируется с Метой, и нужно понимать, что найти ему замену будет непросто. Не нужно искать его точную копию и пытаться реконструировать его стиль руководства и взаимоотношения с музыкантами. Это будет нечто иное».

Шошани подчеркивает, что у него пока нет определенного направления, концепции или плана, и что оркестр еще не начал обсуждать вопрос о преемнике. Тем не менее, в течение многих лет налаживались хорошие отношения со многими известными дирижерами, и некоторые из тех, кто находится в списке, являются достойными кандидатами.

Ясно, что самым большим камнем преткновения будут финансы. Особые отношения, которые были у оркестра с Метой, можно отчасти отнести и на счет его согласия работать за относительно низкую плату. Будет чудом, если новый музыкальный руководитель согласится на такие условия: новый дирижер должен будет действительно жаждать занять эту должность, чтобы согласиться на компромисс относительно зарплаты. В ином случае придется искать какие-то креативные решения, чтобы увеличить доходы оркестра.

«Мощная пара»

Зубин Мета впервые дирижировал ИФО в 1961, в 1969 был приглашен на должность музыкального консультанта, а в 1978 назначен музыкальным руководителем. Через три года он был удостоен титула пожизненного музыкального руководителя оркестра. До сих пор, по его словам, он никогда не волновался по поводу будущего: «Мы пока не ищем преемника. Если меня попросят, я выскажу свое мнение, когда будет известен список кандидатов».

До сих пор Зубин Мета очень востребован и занят, но иногда ему удается выкроить время для интервью после напряженного репетиционного дня. Он с удовольствием оглядывается на свое прошлое.

«50 лет — красивая цифра, — улыбается маэстро. — 6 месяцев назад я решил, что этого достаточно. Я бы хотел довести свои особые отношения с оркестром ровно до 50 лет. У нас будут еще концерты и турне, и у оркестра будет время найти мне замену.

В 1961 я получил телеграмму, подписанную Цви Хафтелем, концертмейстером и музыкальным руководителем оркестра, — вспоминает Мета. — Он спрашивал, не смог бы я заменить Юджина Орманди, который отменил свой ангажемент. В то время я был свободен и ничего не знал об этом оркестре. В 1961 он все еще официально назывался “Филармонический оркестр Палестины”, и это предложение меня не заинтересовало. Но в конце концов я приехал и продирижировал. Я не уверен, что концерт получился хорошим. Но атмосфера была позитивная, и меня пригласили снова.

В 1963 я продирижировал программой, которую хорошо знал: 9-я симфония Брукнера и 6 оркестровых пьес Веберна. После этого наши отношения укрепились. В 1966 я заменил Карло Мария Джулини в турне ИФО по Австралии, и именно тогда я понастоящему связал себя с оркестром». В 1973 обстоятельства изменились, и это, очевидно, способствовало тому, что между дирижером и музыкантами сложились необычно доверительные отношения. До этого оркестром жестко управлял концертмейстер Хафтель, которому помогал генеральный секретарь Абе Коэн. В 1973 Хафтель ушел на пенсию, и в том же году в оркестр пришел Ави Шошани.

Официально Шошани был и остается генеральным секретарем ИФО; сами музыканты выбрали его руководителем. Постепенно он сосредоточил в своих руках много руководящих функций, включая управление финансами, международные связи и зарубежные туры.

Между Метой и Шошани существует особая связь. Их можно назвать самой мощной парой на академической музыкальной сцене Израиля. Репутация дирижера позволяет ему выстраивать расписание зарубежных гастролей и привлекать ведущих солистов и дирижеров за очень скромные гонорары. Со своей стороны, Шошани удается продвигать многие вещи и проекты благодаря огромной сети международных контактов, силе убеждения, упорству и настойчивости.

«Без него, — говорит Мета, — многие мои планы остались бы неосуществленными. Он — моя правая рука, мои “локти”. С его помощью мне удается распределить время между всеми моими творческими задачами и людьми, которые хотят общаться со мной».

Похоже, что в дополнение к качеству исполняемой музыки и популярности, которую Мета завоевал в Израиле в качестве пожизненного музыкального руководителя ИФО, особые отношения с Шошани привели к синергии, которая способствовала созданию уникальных творческих связей в ИФО и обретению выдающейся репутации в мире. К тому же Шошани обеспечил Мете уважение, комфорт и достойное качество жизни в течение всего столь долгого времени, проведенного дирижером в Израиле.

Сегодня, но не всегда

Несмотря на то, что Тель-Авив расположен вдалеке от крупнейших оркестровых центров — Вены, Берлина, Нью-Йорка и Амстердама, — ИФО славен своей историей и достижениями. Сегодня оркестр живет, главным образом, за счет продажи билетов, и ему по-прежнему удается привлекать к сотрудничеству солистов и дирижеров высокого уровня. Его долгий сезон состоит из серий абонементов (полностью раскупаемых) и многочисленных зарубежных турне. Оркестр успешно реконструировал свою базу в Тель-Авиве (Charles Bronfman Auditorium).

Но есть и симптомы некоторого застоя.

Если 40, 30 и даже 20 лет назад репертуар оркестра включал нестандартные, актуальные, интригующие сочинения и программы, то теперь он не выходит за рамки традиционного мэйнстрима симфонической музыки. И это часто становится предметом критики в адрес коллектива и дирижера.

Мета осведомлен о критике, но полагает, что этот репертуарный феномен связан скорее с интересами публики, а не с самим оркестром и принципами управления им: «Я бы хотел большего разнообразия, хотел бы исполнять более современную музыку, но менеджмент удерживает меня от этого, поскольку такие программы отпугнут нашу публику, а мы полностью зависим от продаж билетов».

Удивительно, но 3–4 десятилетия назад та же самая публика стремилась в концертные залы, несмотря на самые разные, в т.ч. инновационные и «рискованные» программы. Менеджмент оркестра полагает, что тогда у ИФО не было соперников, а у публики — выбора. Кроме того, в 1960-х и 1970-х гг. существовала некая магическая аура вокруг всего, что приходило из России, поэтому произведения, скажем, Прокофьева и Шостаковича легче воспринимались аудиторией.

Как бы то ни был, в те годы оркестр проявлял смелость и завоевал доверие публики. Слушатели были готовы приходить на концерты и воспринимать самый разнообразный репертуар. Сегодня оркестр все еще способен собирать полные залы, благодаря полностью раскупаемым абонементным сериям. Но когда оркестр отклоняется от мэйнстрима, публика не приходит, поскольку ее доверие сегодня утрачено.

Именно это и станет главным вызовом, с которым придется столкнуться новому музыкальному руководителю ИФО, преемнику Зубина Меты.

Амир МАНДЕЛЬ
2 января 2017, газета «Хаарец» (Израиль).
Перевод Павла Райгородского