Крещенский фестиваль на конец времени

Зло дышит, где хочет
Крещенский фестиваль на конец времени
Фото Екатерина Христова / предоставлено пресс-службой театра Новая Опера

19-29 января 2023 в театре Новая Опера состоялся традиционный Крещенский фестиваль – в обновленном формате. Заявленный громко и пафосно («масштабное музыкальное размышление о “конце времени”»), фестиваль из семи вечеров очевидно претендовал на статус главного январского события Москвы. Каким он получился?

Концепция изменилась

Задуманный театром в память об основателе и художественном руководителе Новой Оперы Евгении Колобове (родившемся в Крещение в 1946 и ушедшем из жизни в 2003), впервые проведенный в 2005 и до 2012 именовавшийся «Крещенской неделей в Новой Опере», фестиваль долгие годы состоял из пестрого набора не связанных одной линией музыкальных событий: оперы в концертном исполнении, репертуарные спектакли, вечера камерной музыки в Зеркальном фойе театра, изредка сценические премьеры (например, «Пассажирка» Вайнберга в 2017) и т.д.

Переформатирование фестиваля в сторону концептуального события началось с появлением в театре нового директора Антона Гетьмана (ноябрь 2020) и приглашенного им на должность главного дирижера Валентина Урюпина (сентябрь 2021). Разворот дался непросто: фестивальная программа 2022 ограничилась тремя пунктами – концертным исполнением оперы Жюля Массне «Золушка», «перевернутым» (музыканты и публика на одной сцене) концертом из произведений Иоганнеса Брамса, Пауля Хиндемита, Элиота Картера и других, а также – что наиболее важно – ораторией финского композитора Кайи Саариахо «Страсти Симоновы», посвященной жизни французской религиозной мыслительницы Симоны Вейль. Событие было приурочено к 70-летию Саариахо: вокруг этой даты сконцентрировались и приезд в Москву постановки оперы «Любовь издалека» театра Урал Опера Балет, и международная научная конференция «Европейская музыка на рубеже XX-XXI веков» в Московской консерватории.

В программе Крещенского 2023, в основе своей выстроенной Урюпиным, просматривались две параллельные – которые, как известно, не пересекаются – линии: фаустианско-апокалиптическая («Доктор Атом» Адамса, «Квартет на конец времени» Оливье Мессиана, «Песенки Маргариты» Александра Локшина, кантата «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке, балет «Терезин-квартет» на музыку чешских композиторов, депортированных в нацистский концлагерь Терезиенштадт) и юбилейно-памятная (все оперы Рахманинова в концертном исполнении, в том числе неоконченная и малоизвестная «Монна Ванна» – приношение к 150-летию композитора). В афише были представлены почти все музыкальные форматы: большая опера в концертном исполнении, два симфонических концерта, один камерный концерт и балетный спектакль.

"Доктор Атом". Фото Екатерина Христова

Предел возможностей

Безусловно, самым ярким и громким событием фестиваля стало его открытие – российская премьера в концертном исполнении оперы Джона Адамса «Доктор Атом». «Отец атомной бомбы» Роберт Оппенгеймер предстает в ней в образе одновременно Фауста и доктора Франкенштейна – погруженный в науку и философию ученый предчувствует, что результаты его исследований могут обернуться катастрофой для него самого и для человечества.

«Это, конечно, событие. Смыслы оперы читались хорошо и ясно: антивоенная пацифистская позиция, вина за содеянное, сотворение убийства с непредсказуемыми последствиями. Беспощадность к жертвам и к живым. Отсутствие цены жизни у воюющих друг с другом не народов, не армий, а их властителей.

И это послание, этот жест директора Гетьмана прочитывается без тени сомнений и эзоповых сокрытий.

Именно сейчас, когда с какой-то обнаглевшей удалью стали обсуждаться возможности ядерной войны, применения оружия массового поражения по городам Европы и мира, когда многие матери кинулись выяснять, где поблизости находятся бомбоубежища.

Что касается музыки, то она не так и сложна, скорее даже проста и кинематографична. Не очень богата приемами развития. Доходчива, как писали раньше. Чрезвычайно изобразительна и эмоциональна. Всю оперу Адамс готовит нас к катастрофе, к чувству вины и искупления» (А. Устинов).

«Доктор Атом» – еще один, после «Мертвого города» Эриха Корнгольда, проект на пределе возможностей Новой Оперы. Даже без сценического воплощения опера Адамса с трудом помещается в небольшое пространство столичного театра, выламывается из него. И после всех этих преодоленных трудностей – долгих репетиций, переговоров с композитором, действительно разученных партий – тем более досадно, что опера так и запомнится эксклюзивом на один вечер. В репертуар театра она, насколько сейчас известно, не войдет, не будет даже видеоверсии.

Мощный заряд первого вечера. Высокая и, казалось, длинная нота, взятая на старте 19 января. Но уже неделю спустя фаустианский диптих – «Песенки Маргариты» Александра Локшина (на тексты из «Фауста» Гете в переводе Бориса Пастернака) и «История доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке (в основе – народная книга о Фаусте, изданная в 1587 Иоганном Шписом) –прозвучал менее выразительно. Отстраненное дирижирование Кристиана Кнаппа, невыстроенный баланс в оркестре, небесспорные солисты – весь инфернальный драйв и балаганная жуть музыки остались за бортом, хотя сам по себе выбор редко звучащих произведений достоин похвалы.

Дирижер Кристиан Кнапп. Фото Екатерина Христова

Чтобы Квартет в порядок их привесть

Третьей точкой опоры в исследовании добра и зла на Крещенском фестивале можно счесть привозной танцевальный спектакль. Постановка Нижегородского театра оперы и балета «Терезин-квартет» – четыре одноактных балета, посвященных композиторам-узникам Терезиенштадта: Павлу Хаасу (1899-1944), Хансу Красе (1899-1944), Гидеону Кляйну (1919-1945), Эрвину Шульхофу (1894-1942) – впервые была показана в ноябре 2022 в новом зале на Нижегородской Стрелке (зал был открыт внутри восстановленного пакгауза XIX века, на открытии дирижировал Курентзис). Хореографы – Алессандро Каггеджи, Александр Сергеев, Максим Петров, Татьяна Баганова.

С Татьяной Багановой, напомним, Новая Опера сотрудничает с 2021: в театре тогда прошла “Dance резиденция”, состоявшая из выступлений Екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы» под руководством Багановой.

Приезд «Терезин-квартета» маркирует переориентацию Гетьмана на «внутренний рынок» в условиях, когда отложилось на неопределенный срок сотрудничество с фестивалем в Экс-ан-Провансе (планировалась копродукция оперы Моцарта “Cosi fan tutte” в постановке Дмитрия Чернякова – после премьеры во Франции в июле 2023 спектакль должен был поехать в Москву).

Перед началом показа в Новой Опере заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович в обращении к публике сказал: «Для нас это очень ответственный выбор темы и произведения, и мы абсолютно осознанно к этому подошли. Для нашей страны тема борьбы с нацизмом – одна из важнейших. Советские солдаты освободили Освенцим, спасали людей, и это важная часть нашей истории, о которой нужно говорить, которую нужно осознавать и показывать для того, чтобы день памяти не превращался в ритуал. Говорить языком искусства, которое всегда может найти правильные слова для своего времени и поднимать самые сложные темы».

Тема Холокоста остра и больна, и потому требует безупречного художественного решения – внимания к деталям, вкуса, погружения в исторический контекст. Это труднейшая творческая и этическая задача.

В спектакле «Терезин-квартет» парадоксальным образом отсутствует сам квартет – четверка музыкантов расположена за занавесом и играет с подзвучкой, причем выбранная музыка плохо стыкуется с заявленной трагической темой. Три из четырех сочинений написаны задолго до лагеря, когда композиторы еще не подозревали об уготованной им судьбе, и пронизаны сладостью еще не выветрившейся Belle Époque. Незрелые сочинения молодых чешских модернистов сами по себе наталкивают на тему – чего еще могли бы достичь эти композиторы, если бы не погибли в концлагере? Однако в спектакле эта тема никак не разрабатывается.

Другая напрашивающаяся тема – сама парадоксальная история «культурного концлагеря». В нацистской пропаганде еврейский город-гетто в чешском Терезине (нем. Терезиенштадт) был представлен как образцовый лагерь для пожилых и уважаемых евреев (среди узников – ученые, литераторы, музыканты, политики с международной известностью), где они живут в комфортных и безопасных условиях – об этом даже был снят нацистский фильм «Фюрер дарит евреям город». На деле же содержание заключенных немногим отличалось от обычного, однако в Терезиенштадте действительно существовала культурная жизнь: читались лекции, выпускались журналы, проводились спектакли, выставки, писалась и звучала музыка, в том числе детская опера «Брундибар» Ханса Красы.

В московском Электротеатре Станиславский в 2021-м был представлен проект «Музыка изоляции», где звучат сочинения «терезинских» композиторов, а их истории рассказывают артисты Юлия Абдель Фаттах и Евгений Самарин. В нижегородском балете эти истории остаются за скобками.

Хореография, идущая за музыкой, получилась томной, сексуализированной, с трудно читаемыми смыслами и посылами. Балет Алессандро Каггеджи на музыку Струнного квартета № 3 Павла Хааса (1938) – сцены о роковой красавице в красном, которую то соблазняют, то заставляют подписать некий зловещий документ. В балете Татьяны Багановой на музыку Струнного квартета op. 2 Ханса Красы (1921) – четверка сплетающихся друг с другом тел (костюмы имитируют полное обнажение). Максим Петров, выбравший для своей постановки Партиту для струнных (1944) Гидеона Кляйна, являет на сцене танцующую группу, которую выслеживает некая фигура с фонарем. Балет Александра Сергеева – на Пять пьес для струнного квартета (1923) Эрвина Шульхофа – пожалуй, визуально наиболее интересен, включает в себя видеопроекции и разорванный в конце экран как символ побега. В основе – взятая из дневников узников Терезина история о девушке, переодевающейся в парня и соблазняющей всех без разбора.

Можно рассматривать «Терезин-квартет» как поисковый опыт в контексте перемен и преобразований в Нижегородском оперном театре – вместе с новыми руководителями худруком Алексеем Трифоновым и главным дирижером Дмитрием Синьковским, при поддержке заместителя губернатора Нижегородской области Олега Берковича. Намеченный театром путь в целом кажется небезынтересным: премьера полной авторской версии «Евгения Онегина» Чайковского (2021), «Орфей и Эвридика» Глюка с солисткой в партии Орфея (2022) – 21 марта оперу в концертном исполнении можно будет услышать в Московской филармонии, выезд в Москву с оперой Россини «Севильский цирюльник» в январе 2023, запланированная на конец сезона премьера оперы Вайнберга «Любовь Д’Артаньяна».

Сцена из спектакля "Терезин-квартет". Фото предоставлено Нижегородским театром оперы и балета

Королевство маловато

Идеи Гетьмана, разворачивавшиеся в МАМТе, были остановлены. Он ушел из театра, получив более ограниченный в возможностях театр Новая Опера. Выждал и вытерпел и пандемию, и инерцию старой Новой Оперы – и взялся воплощать свои идеи. Ограничил влияние прежних сил театра. Пригласил новых людей, в частности, Валентина Урюпина. Мужественно выдерживает новые вызовы времени (Урюпин вынужденно покинул театр, но идеи его живут). При директорстве Гетьмана в театре появилось балетное направление – Dance-резиденция (в МАМТе он усилил роль балета, пригласив Лорана Илера). И вот Новая Опера под управлением Гетьмана начинает новую жизнь.

Постановка Корнгольда – точка отсчета и заявление амбиций интенданта. «Мертвый город» вывалился из сценического пространства, потеснил из ямы оркестр, задвинув его за сцену. Новый для театра жанр – «перевернутый концерт» (хотя сама идея не нова) – появился, очевидно, тоже за неимением достаточного театрального пространства: камерный концерт занял основную сцену и артистами, и слушателями, что значительно ограничивает количество мест для желающих.

То же и с масштабом идей фестиваля – глобальный размах не по возможностям театра.

Даже при концертном исполнении «Доктора Атома» казалось, что сцена вот-вот лопнет от количества музыкантов, солисты же и вовсе потерялись в массе хора и оркестра, а электронного усиления звука оказалось недостаточно для качественного воплощения замысла.

Лучше ставить высокие и сложные задачи, говорят одни. Другие говорят, что надо ставить задачи, которые вы можете максимально художественно решить, исходя из своих возможностей. Третьи считают, в наших условиях, что если вложить 100% усилий, результат получится на 50%, если 200 – на 70%, а 100% не получится никогда, сколько бы усилий мы ни вкладывали. В добрый путь.

Антон Гетьман, директор Московского театра "Новая опера" имени Е.В. Колобова

Мысль доброй надежды

Завершился Крещенский фестиваль 29 января сложной контрастной программой, которой продирижировал Филипп Чижевский – “Tromba Lontana” Джона Адамса, Концерт №1 для фортепиано с оркестром Иоганнеса Брамса, Симфония № 3 Антона Брукнера. «Концепцию программы я сразу прочувствовал: это концерт in d, – объяснял такой выбор Чижевский. – В произведении Адамса Tromba Lontana нота ре – центральная. Сочинения Брамса и Брукнера написаны в тональности ре минор. Мне это понравилось. У меня сразу появилась идея, как их совместить. Tromba Lontana и Концерт Брамса можно исполнить attacca subito – без перерыва. Получится динамично и стремительно, можно сказать, как на космодроме: музыка Адамса выполнит функцию запуска, а когда в Концерте Брамса мы преодолеем сверхзвуковые скорости и земное притяжение, зазвучит Симфония Брукнера».

Преодолев земное притяжение и закончив фестиваль, театр готовится к новым проектам.

В конце февраля 2023 – балетная премьера, спектакль “ТАНЦ NUVO” (результат прошлогоднего объединения Новой Оперы и «Балета Москва») включает в себя три одноактных балета: «Моно» Константина Кейхеля, «Этот великолепный век» Ирины Кононовой, «Озеро» Анны Щеклеиной. В дальнейшей афише Новой Оперы – еще ряд спектаклей «Балета Москва», которые пройдут на другой площадке, в театре «Школа драматического искусства».

В апреле двойная премьера объединит «Иоланту» Чайковского и оперу Александра фон Цемлинского «Карлик». Музыкальный руководитель и дирижер – Карен Дургарян. Дирижер – Андрей Лебедев. Режиссер-постановщик – Денис Азаров. Художник-постановщик – Алексей Трегубов.

На июль 2023 запланирована премьера «Почтальона из Лонжюмо» – самой известной оперы автора балетов «Жизель» и «Корсар» Адольфа Адана. Режиссер-постановщик – Евгений Писарев. Художник-постановщик – Зиновий Марголин. Музыкальный руководитель пока не объявлен.

Среди копродукционных планов – «Летучий голландец» Рихарда Вагнера, совместная постановка Новой Оперы и Пермского театра оперы и балета. Режиссер – Константин Богомолов. Дирижер – Филипп Чижевский. Художник-постановщик и художник по костюмам – Лариса Ломакина. 1 апреля спектакль покажут в Перми. Показы в Москве запланированы на осень 2023: этим спектаклем Новая Опера откроет сезон 2023/24. В дальнейшем «Летучий голландец» будет показываться попеременно на сценах обоих театров-копродюсеров, в Перми и Москве.

В следующем сезоне или через сезон, по словам Антона Гетьмана, планируется продолжить активное сотрудничество Новой Оперы с Нижегородской оперой.

Кроме того, в масштабных планах интенданта – копродукция с главным театром страны. В одном из интервью Гетьман сообщил, что договорился с гендиректором ГАБТа Владимиром Уриным о сотрудничестве двух театров. Детали пока не разглашаются, известно лишь, что это будет «русская опера ХХ века».

Екатерина РОМАНОВА
Антон ДУБИН
Андрей УСТИНОВ

Опубликовано «МО» № 2 (506) 2023

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм