Край, разбуженный Петром: премьеры в Карельской филармонии

Шесть премьер появилось в афише Карельской филармонии в год 350-летия Петра I благодаря гранту Министерства культуры Российской Федерации
Край, разбуженный Петром: премьеры в Карельской филармонии
Сценические картины "Великое посольство". Фото предоставлено пресс-службой Карельской филармонии

Самодержец и первый российский император Петр I в официальной отечественной историографии всегда считался одним из наиболее выдающихся государственных деятелей. В дореволюционной России его юбилеи отмечались с размахом: к 100-летию Петра I Екатерина II воздвигла знаменитого Медного всадника в Санкт-Петербурге, 200-летие Александр II отметил масштабной выставкой на Царицыном лугу «просвещал народ о великих деяниях Петра Великого». Выстроилась даже некая парадная шеренга из городов, история которых так или иначе связана с именем Петра Первого. Не последнее место в этом строю занимает столица Карелии Петрозаводск – единственный город в России, названный в честь самодержца.

Кстати, в Петрозаводске в честь 200-летия со дня рождения Петра I был открыт памятник императору, который и теперь украшает набережную Онежского озера.

В год 350-летия российского императора не только Республика Карелия и Петрозаводск, но и Карельская государственная филармония смогла внести свой вклад в празднования благодаря творческому проекту «Край, разбуженный Петром», грант в размере 8,5 миллиона рублей на реализацию которого был предоставлен Министерством культуры Российской Федерации.

В филармонию эта радостная весть пришла сразу после новогодних праздников, и с тех пор в концертной организации закипела работа по реализации проекта, полное название которого звучит так: «Создание и показ цикла программ “Край, разбуженный Петром”: комплекс мероприятий к 350-летию со дня рождения Петра I».

Ни в коем случае, не равняя себя с великим императором, в Карельской филармонии решили: если 300 лет назад Петр I разбудил таежный край, построив здесь чугунолитейные заводы и судоверфи, то концертная организация сможет разбудить «задремавшую» память о самодержце музыкой. По проекту была создана серия оригинальных оркестровых и камерных программ, музыкальных постановок для детей и взрослых для каждого творческого коллектива филармонии: Симфонического оркестра, Оркестра русских народных инструментов «Онего», Камерного мужского хора, солистов, выступающих под эгидой Отдела музыкального просвещения.

Сценические картины "Великое посольство". Фото предоставлено пресс-службой Карельской филармонии

Первым в череде премьер стало сценическое исполнение Музыкальных картин из жизни Петра I «Великое посольство» композитора Евгения Дербенко. Накануне дня рождения императора, 8 июня, в нарядно-ампирном зале Музыкального театра Карелии публика увидела красочное представление о заморском странствии юного царя, его знакомстве с иноземными нравами. Были и танцы в голландских тавернах, и итальянская буффонада, и русское скоморошество. Исполнителями стали четыре карельских творческих коллектива, солисты филармонии и музыкального театра: Оркестр русских народных инструментов «Онего», дирижер – Геннадий Миронов; Мужской камерный хор Карельской филармонии, Женский хор «Академия», Танцевальная студия «Вдохновение». Автором сценария и режиссером-постановщиком оперы выступила московский режиссер Наталья Качанова.

Vузыкально-литературная композиция «Арап Петра Великого»

Помимо «Великого посольства», оркестр «Онего» представил в рамках проекта новую музыкально-литературную композицию «Арап Петра Великого» по мотивам одноименного незавершенного романа Пушкина в обрамлении музыки Шнитке, Гаврилина, Артемьева. Стоит отметить, что значительная работа с музыкальным материалом была проделана хорошо известным в нашей стране аранжировщиком, вторым дирижером оркестра «Онего» Михаилом Тоцким, а блестящим литературным сценарием публика обязана драматическому актеру филармонии Александру Картушину. «Это еще одна хорошая программа, которая останется в репертуаре оркестра «Онего» и точно еще не раз будет исполнена», – поделилась своими впечатлениями директор оркестра Татьяна Тоцкая.

Cказка в стихах «Как царь Петр к карельскому кузнецу за советом ездил»

Две камерных программы проекта были написаны для солистов филармонии и рассчитаны на детскую аудиторию. Для младшеклассников Александр Картушин написал сказку в стихах «Как царь Петр к карельскому кузнецу за советом ездил». «Мне хотелось сделать нашу историю в ключе лубочных картинок, показать ироничный, даже саркастический взгляд на Петра Первого, – рассказал о своей работе Александр Картушин. – В какие-то моменты сказки отношение к царю становится серьезным: нельзя без уважения смотреть на его труды и достижения». Музыку к сказке написал концертмейстер группы балалаек оркестра «Онего» Вячеслав Терентьев. Многие зрители постановки отметили необычный состав ансамбля, под аккомпанемент которого разыгрывалось действо: ударные, рояль, балалайка-контрабас, баян, скрипка и флейта. Другая премьера для юных меломанов – «Мир Петровской эпохи, или музыкальные параллели» пригласила старшеклассников на петровскую ассамблею. На этом концерте тинейджеры попробовали услышать в музыке Вивальди, Дакена, Скарлатти, Кальдара, Моцарта, Козловского, Даргомыжского, Танеева, Шнитке что-то знакомое, что позволило ей дожить до наших дней и стать музыкой вне времени.

Шаг за шагом, концерт за концертом, балаганный и героический, исторический и романтичный проект «Край, разбуженный Петром» подступил к своему главному событию: премьере Восьмой симфонии Александра Чайковского «Осударева дорога».

Сама мировая премьера прошла 11 ноября в Зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. «Карельская премьера» состоялась два дня спустя, 13 ноября в Большом зале Карельской филармонии.

Первыми исполнителями симфонии стали Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии под управлением заслуженного артиста Карелии Анатолия Рыбалко, Мужской камерный хор Карельской государственной филармонии (дирижер – Алексей Умнов), Мужской хор Вологодской областной филармонии имени Гаврилина (дирижер – Михаил Гоголин).

Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии, художественный руководителль и главный дирижер Анатолия Рыбалко, Мужской камерный хор Карельской государственной филармонии, дирижер – Алексей Умнов., Мужской хор Вологодской областной филармонии имени Гаврилина, дирижер – Михаил Гоголин

Это была действительно долгожданная премьера не только для публики, но и для артистов филармонии. За несколько минут до концерта Анатолий Рыбалко проводит финальные консультации с автором Александром Чайковским, который здесь же, в зале Капеллы, внимательно следит за ходом репетиции.

«Когда я узнал, что темой симфонии для Карельской филармонии должна стать Петровская эпоха, события, проходившие в то время в Карелии, я, конечно, обратился к литературе и очень быстро убедился: как же немного в России написано о нашем первом императоре! И только вспомнив книгу Пришвина «Осударева дорога», я понял, что именно эти события станут темой моей восьмой симфонии», – рассказал композитор, народный артист России Александр Чайковский.

Вообще, события, связанные с «Осударевой дорогой» до сих пор вызывают горячий интерес историков. Если рассказывать очень коротко, то после неудачного лобового штурма шведской Нарвы в 1700 году царь Петр замыслил дерзкую операцию с целью «прорубить окно в Европу», зайдя на шведскую вотчину с тыла – через Белое море, Онежское озеро, Ладогу и Неву. Сухопутный участок этой операции – от Вардегорского мыса на Беломорье до деревни Повенец на Онего – получил позднее название «Осударева дорога».

Текстом для хора послужил незавершенный исторический труд Александра Пушкина «История Петра I». Казалось бы, немузыкальный текст: фактически заметки на полях, мысли для будущего труда, расположенные в хронологическом порядке… Александр Чайковский переработал его и создал мощную вербальную поддержку музыке, глубже погружая публику в ту далекую эпоху.

«Безусловно, я уверен, что это не сочинение на один раз. Я в этом убежден, – поделился своими впечатлениями дирижер Анатолий Рыбалко. – Думаю, что реакция публики это подтвердила».

Премьера симфонии «Осударева дорога» получилась не просто достойная, но мощная. Есть все основания полагать, что и дальнейшая жизнь этой музыки всегда будет находить и своих исполнителей, и своих поклонников.

Стоит сказать, что 11 ноября в Капелле звучала не только симфония «Осударева дорога»: первое отделение концерта было отдано Мужскому камерному хору филармонии под управлением Алексея Умнова. В ходе реализации проекта этот коллектив собрал «самый большой урожай» новых произведений. Сергеем Екимовым был написан Концерт для мужского хора a capella «Петр I глазами русских поэтов XVIII-XX веков». Давний друг и творческий партнер хора Антон Висков сочинил хоровую поэму «Карелия – любовь моя!», а Владислав Панченко – 5 хоров для мужского хора a capella «Падение Иерихона» на стихи Сергея Пронина.

Мужской камерный хор Карельской филармонии под управлением Алексея Умнова

«Для меня приятнее не то, что произведения написаны по нашему заказу, а то, что мы стали первыми исполнителями, – говорит Алексей Умнов. – Ко мне уже подходили музыканты из других регионов, просили ноты, но пока я связан проектными ограничениями – всем отказываю. Уверен, что как только ограничения будут сняты, эта музыка зазвучит по всей России».

Знаменитый орган филиала филармонии во Дворце искусств города Кондопоги (город-спутник Петрозаводска) тоже не остался без внимания композиторов. Молодая талантливая композитор Анастасия Сало, председатель Союза композиторов Карелии, написала для него Фантазию для органа, а фотохудожник Илья Тимин создал для этой музыки волшебный видеоряд из уникальных видов красавицы-Карелии.

Проект «Край, разбуженный Петром», позволил не только оставить свой след в вечности: ведь музыка – это на века, но и порадовать меломанов небольших карельских городов в течение года празднования юбилея Петра Первого. Крупные творческие коллективы филармонии, а это Симфонический оркестр и Оркестр «Онего», благодаря средствам гранта смогли побывать с гастролями в Сегеже, Медвежьегорске, Беломорске, Кеми, Костомукше, Сортавале, Питкяранте, Лахденпохье, во многих поселках, перечислять которые не будем, чтобы не мучить читателя ингерманландскими топонимами.

«Исполнение премьер, как и гастрольная деятельность, – это часть основной работы любой филармонии. Причем, и премьеры, и гастроли позволяют артистам подзарядиться эмоциями от новой публики, от новой музыки, а это очень важно, – говорит директор филармонии и движитель проекта Ирина Устинова. – К сожалению, не всегда есть возможность вывезти на гастроли крупные коллективы, например, оркестр – 100 человек разместить, накормить и так далее. Грант на реализацию проекта «Край, разбуженный Петром» дал нам такую возможность, сняв с наших плеч финансовое бремя. Мы смогли не просто выполнить свою работу, но сделали ее более масштабной, на более высоком уровне».

Реализация проекта «Край, разбуженный Петром» завершится в декабре. Но восторг и эмоции не завершатся, надеемся, никогда и будут дарить слушателям новую прекрасную музыку, написанную в год 350-летия Петра Первого специально для Карельской филармонии.

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм