К юбилею Сергея Бирюкова

К юбилею Сергея Бирюкова
Фото Facebook

21 октября — 70 лет музыковеду и журналисту, музыкальному обозревателю газеты «Труд» Сергею Бирюкову

Уже более 30 лет его статьи, рецензии, а теперь и книги привлекают внимание музыкальной общественности: своей глубиной, точностью оценок, и особенно —доброжелательным отношением ко всем тем и всему тому, о ком и о чем он пишет. С первых строк становится понятно: Сергей искренне любит своих героев.

Сергей Бирюков родился 21 октября 1950 года в Москве. Его папа — журналист, мама — авиационный инженер. Сергей вспоминает, что музыку в семье очень любили всегда, у мамы был прекрасный голос, она хорошо играла на фортепиано.

Свою музыкальную жизнь Сергей начинал как пианист, в знаменитой Мерзляковке (училище при Московской консерватории) учился как теоретик. При этом очень любил науку, мечтал стать физиком, дважды пытался поступить на физфак МГУ, но — не судьба… Точнее, именно судьба и привела его в Московскую консерваторию, на теоретико-композиторский факультет. Сергей учился у выдающихся музыкантов: Е.В. Назайкинского по специальности, С.А. Баласаняна по композиции, Н.Н. Гуреевой по классу органу. В аспирантуре занимался у В.В. Медушевского, под руководством которого защитил кандидатскую диссертацию «Импровизационность в музыке и ее стилевые типы».

С 1975 по 1988 гг. Бирюков работал в СК СССР: сначала в Комиссии музыки народов СССР, а затем заместителем председателя Всесоюзной комиссии симфонической музыки, председателем которой был Андрей Эшпай.  В 1988-м — новый и, по мнению самого юбиляра, довольно неожиданный поворот в карьере: уход в журналистику (вероятно, сказались отцовские гены), приглашение в газету «Правда». Как оказалось, именно это и стало для Сергея делом жизни. Первые же его публикации привлекли внимание профессионализмом, обстоятельностью и трепетным отношением к музыке и музыкантам (что, как известно, далеко не всегда практикуется среди коллег). С осени 1991г.  — в газете «Труд». И в том, что «Труд» все эти годы остается одним из изданий, довольно полно и объективно освещающих культурную жизнь и музыкальную в частности, велика заслуга и Сергея Бирюкова. Читателям наверняка запомнились его беседы с Родионом Щедриным; интервью с Георгием Свиридовым, посвященное Дмитрию Шостаковичу (а Георгий Васильевич практически не давал интервью, особенно в последние годы жизни), но по ряду причин увидевшее свет только 10 лет спустя, в 2006 г., в год 100-летия со дня рождения Дмитрия Дмитриевича.  А в год 100-летия Г.С. Улановой выяснилось, что в «портфеле» у журналиста есть неопубликованное интервью с великой балериной. Бирюков рассказывает, что оно тоже было взято в связи со 100-летием Д.Д. Шостаковича: «Галина Сергеевна все время “сбивалась” на рассказ о Прокофьеве, а о Шостаковиче говорила, с моей тогдашней точки зрения, какую-то ерунду — типа того, что он прибегал к ним в училище в девять утра преподавать музыкально-теоретические предметы, всегда спешил, и на губах у него был зубной порошок… Публиковать это к столетию гения? И текст тоже «залег». И только к 100-летию Галины Сергеевны я решился расшифровать эту старую пленку, и понял — да эти “глупости” же самое интересное и живое! Кто еще сейчас такое вспомнит?»

В 2015 в жизни Сергея случилось еще одно знаменательное событие: он написал книгу — «Денис Мацуев. Жизнь на Сrescendo».

«Основа книги — наши беседы с Денисом, — вспоминает Сергей. — В общей сложности это более двух десятков часов общения. Нехорошо нарываться на комплимент, но мне кажется, чем дальше шла работа, тем более Денис привыкал и прикипал к ней. На близких к финалу этапах он уже сам предлагал: слушайте, может, не будем спешить с выпуском? Давайте еще об этом поговорим, о том…

Единственная сложность была в том, чтобы заполучить его для беседы. Не из-за того, что он “увиливал”, а из-за его чудовищной занятости. Но повторю: чем дальше, тем больше он сам увлекался. У меня даже сложилось впечатление, что во время наших бесед он отдыхал от своего сумасшедшего гастрольного ритма, беседы его расслабляли и успокаивали. Возможно, еще и поэтому он хотел, чтобы они не прекращались…»

Конечно, сегодня и пресса стала другой, и стилистика подачи материала требуется иная. И трепетное, романтичное отношению к избранной теме и персонажам порой воспринимается как архаизм. Но статьи и рецензии Сергея Бирюкова и сегодня читать удивительно интересно, как и беседовать с ним о музыке: ведь профессионализм и доброжелательность всегда в цене.

С днем рождения, коллега!

«МО»

Поддержите газету, сайт и другие проекты «Музыкального обозрения»: концертные, издательские, просветительские, образовательные, благотворительные!
Для этого переведите любую сумму на расчетный счет редакции с помощью вашего онлайн-банка (Сбербанк-Онлайн, Альфа-Клик, ВТБ, Тинькофф и др.).

Банковские реквизиты для перевода:
ПАО «СБЕРБАНК» г. Москва
р/с: 40702810138000128136
к/с: 30101810400000000225
КПП: 771401001
ИНН: 7714809054
БИК: 044525225
ООО «Музыкальное обозрение»

Назначение платежа — “Благотворительная помощь редакции. НДС не облагается”

Заполните контактную форму, чтобы мы (согласно российскому законодательству) выслали вам на e-mail электронный чек, подтверждающий денежный перевод.