Юбилей Арво Пярта

Юбилей Арво Пярта
Арво Пярт. Фото Peeter Langovits

Арво Пярт – один из тех композиторов, чье творчество существенно изменило наше понимание музыки. В 1976 году он создал тинтиннабули, называемый личным музыкальным языком , который достиг очень широкой и разнообразной аудитории и на котором композитор до сих пор сочиняет. Хотя ни одна школа не основана на творчестве Пярта, его произведения tintinnabuli сильно повлияли на большую часть современной музыки.

Арво Пярт родился 11 сентября 1935 года в Пайде. Он окончил Таллиннскую государственную консерваторию по классу композиции у Хейно Эллера и работал звукорежиссером на Эстонском радио. С конца 1960-х годов Пярт был композитором-фрилансером.

Как авангардный дух ранних работ Пярта, так и религиозный характер работ, завершенных в 1970-е годы, вызвали неоднозначную критику и вызвали ряд столкновений с властями в то время. В 1980 году семья Пяртов была вынуждена эмигрировать – сначала в Вену, затем в Берлин, где они прожили почти 30 лет.

В 1984 году началось сотрудничество композитора с Манфредом Эйхером, основателем известной звукозаписывающей компании ECM. В том же году под эгидой ECM был выпущен авторский альбом Пярта «Tabula rasa», успех которого привлек к его творчеству слушателей по всему миру. Музыка Пярта быстро попала в репертуар известных оркестров и ансамблей, а оттуда и во многие пластинки.

В 2010 году Арво Пярт вернулся в Эстонию.

Как композитор Пярт привлек к себе внимание еще в 1960-х годах, когда стал одним из ведущих деятелей авангардной музыки как в Эстонии, так и во всем Советском Союзе. Многие из наиболее важных модернистских композиционных приемов 20-го века вошли здесь на музыкальную сцену благодаря произведениям Пярта, таким как «Некролог», «Вечный двигатель», «Pro et contra» и другие.

Драматический коллаж «Кредо», созданный в 1968 году, стал поворотным в его творчестве и жизни, после чего композитор отказался от использованных до сих пор композиционных приемов. Поиск нового звукового языка привел к творческому кризису Пярта, который длился восемь лет. За это время он обратился в православие, а также посвятил себя изучению григорианского песнопения, позднесредневековой полифонии и музыки эпохи Возрождения.

В 1976 году Пярт достиг своего первоначального музыкального языка, который он назвал tintinnabulum ( tintinnabulum – «колокольчик» на латыни). Первым произведением, написанным на новом звуковом языке, была небольшая пьеса для фортепиано для Алины (1976), за ней последовали Cantus in Memory of Benjamin Britten (1977), Fratres (1977), Tabula Rasa (1977), Mirror in the Mirror (1978) и много других произведений, которыми композитор сегодня наиболее известен.

Разнообразное творчество Арво Пярта включает оркестровую музыку, в том числе четыре симфонии, произведения для хора и оркестра, солистов и оркестра, хоровую музыку a cappella , камерную музыку и произведения для органа. Большинство из них основаны на литургических или других духовных текстах, таких как большие формы Passio (1982), Te Deum (1985), Miserere (1989/1992), Kanon pokajanen (1997) и Adam’s Lament (2010). ).

Мировая премьера на Транссибирском Арт-Фестивале

14 сентября в Государственном концертном зале имени А.М. Каца в Новосибирске состоится мировая премьера сочинения эстонского композитора Арво Пярта La Sindone («Плащаница») для скрипки с оркестром.

Сочинение La Sindone для скрипки и симфонического оркестра создано в 2019 году. В его основу легло одноименное оркестровое произведение, созданное в 2006 году по заказу Энцо Рестаньо для фестиваля MITO Settembre Musica в Турине. Три раздела одночастного произведения – своеобразного размышления о загадочной реликвии туринской плащаницы – символически связаны с последними событиями земной жизни Христа: распятием, погребением и воскресением. Сочинение посвящено Вадиму Репину, Андресу Мустонену и Энцо Рестаньо.

«Партнерство Вадима Репина и Андреса Мустонена дало мне импульс к свежему взгляду на это сочинение, который я попытался воплотить в новой версии, – рассказывает композитор. – Я высоко ценю и чуткую исполнительскую манеру Репина, и невероятную тщательность дирижера Андреса Мустонена, за которой наблюдаю все долгие годы нашего сотрудничества. Счастлив доверить им эту премьеру».

Премьеру – первый осенний фестивальный концерт в Новосибирске – представят Вадим Репин и Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Валентина Урюпина, закрывавшие мартовскую часть проекта. Исполнение La Sindone с Андресом Мустоненым состоится 25 сентября в Таллинне на концерте, посвященном 85-летнему юбилею композитора.

По материалам Центр Арво Пярта  и других источников