Итоги Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в номинации «хореографы»

Хореографические опыты
Итоги Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов в номинации «хореографы»

Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов проходит ежегодно, начиная с 2013 года, по разным специальностям с четырехлетней цикличностью (хореографы, характерный и народно-сценический танец, современный танец и артисты балета). Уже во второй раз конкурс проводился в Йошкар-Оле в Театре оперы и балета имени Эрика Сапаева (новое здание театра было построено в 2014).

Сама идея проводить конкурсы в разных городах России появилась в 2019. Первым из региональных столиц конкурс принимал Ярославль (смотры 2019 и 2021), в 2022 конкурс в номинации «Современный танец» проходил в Йошкар-Оле.

Условия Всероссийского конкурса этого года были изменены, и смотр проходил в новом формате. В этом году по условиям конкурса лауреаты I, II и III премий получили возможность постановки своего балетного спектакля в сезоне 2023–2024 гг. на сценах Марийского государственного театра оперы, Башкирского государственного театра оперы и балета (Уфа) и Воронежского государственного театра оперы и балета. Также впервые участники заявляли на конкурсе новое произведение – одноактный балет. Для этого соискатели прилагали к заявке на конкурс либретто будущей постановки на одну из предложенных тем. Темами для постановки могли стать «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии» Пушкина, сказки Пушкина, русские народные сказки, образы русской культуры и поэзии. Конкурс состоял из трех туров, где I тур – заочный, включающий отборочный тур по видеозаписям и конкурс либретто на выбранную тему, II тур – очный показ соло (монологов) и дуэтов, III тур – показ массовых сцен (кордебалета). Каждый хореограф имел право подготовить для очного участия в турах не более двух исполнителей. (Подробные условия участия были размещены на официальном сайте конкурса www.balletcontest.ru)

Кто участвовал, что ставили

К участию в конкурсе по результатам первого тура было допущено 16 хореографов, что на одну единицу больше, чем планировалось. В III тур (финал) прошли восемь участников, вместо планировавшихся шести. Они все представили на суд жюри номера с участием артистов Марийского государственного театра оперы и балета им. Эрика Сапаева.

По итогам поступивших заявок комиссией были отобраны 16 хореографов из 9 российских городов: Абушахманов Ринат (Уфа), Арчая Виктория (Москва), Вергизова Дарья (Санкт-Петербург), Высоцкий Никита (Москва), Дорофеев Антон (Санкт-Петербург), Ласков Владимир (Екатеринбург), Матулевский Константин (Москва), Мулюкина Вита (Ростов-на-Дону), Пегарев Вячеслав (Москва), Пичкалева Евгения (Краснодар), Пожидаев Игорь (Воронеж), Репицына Юлия (Челябинск), Рюнтю Александр (Москва), Симонова Лилия (Москва), Шутылев Виктор (Йошкар-Ола), Юдина Анна (Москва).

Среди произведений, на основе которых были поставлены балетные номера во II и III турах – «Каменный гость», «Метель», «Русалка», «Выстрел», «Моцарт и Сальери», «Евгений Онегин», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. Пушкина, «Демон» М. Лермонтова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, былинный эпос об Илье Муромце, сказка С. Прокофьева «Петя и волк», стихотворение К. Чуковского «Муха-Цокотуха», русские потешные сцены «Петрушка2.

"Евгений Онегин". Хореограф Лилия Симонова, I премия

Третий Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов

Номинация «Хореографы»

20–26 апреля 2023, Йошкар-Ола, Марийский государственный академический театр оперы и балета имени Эрика Сапаева

Учредители: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации.

Организатор: ФГБУК «РОСКОНЦЕРТ».

Художественный руководитель конкурса — народный артист СССР, профессор Юрий Николаевич Григорович

 

Жюри:

Андрей Петров — художественный руководитель – главный балетмейстер театра «Кремлевский балет», народный артист РФ, лауреат премии Москвы, лауреат Государственной премии Республики Башкортостан, профессор (председатель).

Юрий Бурлака — художественный руководитель балета Самарского театра оперы и балета, художественный руководитель Академии танца Бориса Эйфмана, заслуженный артист РФ.

Константин Иванов — художественный руководитель Марийского театра оперы и балета, министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, заслуженный артист РФ, народный артист Республики Марий Эл.

Александр Литягин — художественный руководитель Воронежского театра оперы и балета.

Гульсина Мавлюкасова — прима-балерина Башкирского государственного театра оперы и балета, Народная артистка Республики Башкортостан.

Вадим Писарев — художественный руководитель Донецкого национального театра оперы и балета.

Сергей Усанов — генеральный директор Международной Федерации балетных конкурсов, заслуженный деятель искусств РФ.

Дмитрий Фишер — ведущий солист Театра балета Бориса Эйфмана, заслуженный артист РФ.

Владимир Яковлев — художественный руководитель балета Татарского государственного театра оперы и балета, заслуженный артист РФ, заслуженный артист Татарской АССР.

 

Награды

I премия — 300 000 руб., золотая медаль, звание лауреата и приглашение для осуществления постановки балета в качестве хореографа в Марийском театре оперы и балета

II премия — 250 000 руб., серебряная медаль, звание лауреата и приглашение для осуществления постановки балета в качестве хореографа в Башкирском театре оперы и балета

III премия — 200 000 руб., бронзовая медаль, звание лауреата и приглашение для осуществления постановки балета в качестве хореографа в Воронежском театре оперы и балета.

Дипломы — 150 000 руб. каждому дипломанту.

Всем исполнителям номеров II тура выплачен гонорар в размере 30 000 руб.

 

Лауреаты

I премия — Лилия Симонова (Москва)

II премия — Вита Мулюкина (Ростов-на-Дону), Константин Матулевский (Москва)

III премия — Дорофеев Антон (Санкт-Петербург)

Дипломантами конкурса стали Виктория Арчая (Москва), Юлия Репицына (Челябинск), Александр Рюнтю (Москва), Вячеслав Пегарев (Москва)

Специальный приз жюри «За высочайший профессионализм, проявленный на конкурсе» присудили труппе Марийского государственного академического театра оперы и балета им. Э. Сапаева, артисты которой принимали участие в III туре Конкурса в постановках массовых сцен восьми хореографов-финалистов. Артисты театра сумели подготовить в кратчайшие сроки (за два дня) развернутые балетные сцены, поставленные конкурсантами.

Член жюри Иванов Констаниин Анатольевич и Лилия Симонова, лауреат, золотая медаль

Театр на диване

II и III туры, торжественное закрытие и гала-концерт лауреатов Всероссийского конкурса артистов балета и хореографов-2023 транслировались на официальной странице Конкурса в социальной сети ВКонтакте. Общее количество просмотров трансляций составило почти 800 000. Конкурсные туры посмотрели 368 983 раза, мастер-класс Александра Могилева – 221 112, торжественное закрытие конкурса и гала-концерт – 195 242. По сравнению с 2022 годом средний показатель увеличился в разы: в прошлом году он составил 5 500 просмотров каждой трансляции, а в этом году – 157 067!

Культурная программа конкурса

Конкурсные показы II тура проходили 23 апреля утром и вечером, III тура – 25 апреля. В остальные дни для зрителей и участников был предусмотрен широкий спектр мероприятий культурной программы. Открывался конкурс 20 апреля гастролями Московского Музыкального театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко со спектаклем «Блум / Четыре / Маленькая смерть». Балет «Блум» («Bloom») на музыку А. Дворжака был создан Максимом Севагиным для гала-концерта, завершавшего сезон МАМТа 2018-2019 гг. Над спектаклем также работали: художник по костюмам Татьяна Бакунова, художник по свету Татьяна Мишина. В январе 2023 Севагин представил в Москве обновленную версию «Блум». В балете под названием «Четыре» объединены миниатюры современных российских хореографов: «Я чувствую» Павла Глухова, «Andantino. Сон одной бабочки» Константина Семенова, «Red Deers» Ксении Тернавской и «Именинный вальс» Андрея Кайдановского. Завершал программу шедевр Иржи Килиана – «Маленькая смерть», поставленного на музыку двух медленных частей из фортепианных концертов Моцарта.

Во время фестиваля в театре работала фотовыставка работ Виталия Татариновича «Ускользающая романтика танца». Выставка поделена на три смысловых блока: Красота, Образы, Размытость. В своих картинах фотограф пытается запечатлеть постоянно ускользающую, кратковременную, а иногда и спрятанную от глаз зрителя важную составляющую движений – тот самый миг от начала любого жеста до финального образа тела. Некая размытость фотографий, характерная и узнаваемая черта автора – это образ дыхания ритмичного и живого организма, воплощенного в танце.

В рамках культурной программы прошелкруглый стол на тему «От замысла к воплощению балетного спектакля в современном музыкальном театре» при участии главного редактора журнала «Балет» Валерии Уральской. На круглом столе участники и организаторы поговорили о том, как создается балетный спектакль в сегодняшних реалиях, что нового и экспериментального могут предлагать молодые талантливые хореографы в процессе работы над постановкой, а также, почему современный музыкальный театр должен быть открытым и прогрессивным.

Два дня подряд в свободные от показов вечера в театре выступали артисты Московского театра мюзикла со спектаклем «Реверс». Сюжетная линия этого танцевального спектакля не сложна: 15 человек оказываются в закрытом пространстве и пытаются найти из него выход. Люди эти очень разные… Как поведет себя каждый из них? Всем ли удастся найти путь на свободу? Режиссеры спектакля Андрей Кольцов и Ирина Дрожжина. Постановка акробатических номеров и трюков – хореограф Дебра Браун, работающая на стыке акробатики и танца и поставившая 14 шоу CirqueduSoleil, акробатические номера мирового турне Мадонны, а также композиции для церемонии вручения премии «Оскар» и голливудских блокбастеров.

"Моцарт и Сальери" Хореограф Константин Матулевский, Москва. II премия

Новый формат

Изменения в условиях конкурса этого года произошли не спонтанно, они связаны с особой востребованностью сюжетных балетов в российских театрах. Поэтому организаторы поставили новую задачу перед соискателями – представить на конкурсе не несколько номеров, а фрагменты одного конкретного балета – монолог, дуэт и массовую сцену. Также для будущего балета участники должны были написать либретто. Либретто рассматривались вместе с присланными на первый тур видеозаписями. Понятно, что для более правильной организации работы постановщика стоило бы сразу поставить вопрос о музыкальной составляющей будущего балета, но учитывая сжатые сроки, эта компонента добавлялась хореографами в последний момент, когда они уже ставили номера для представления на втором и третьем туре. Условия следующего конкурса в номинации «хореографы» скорее всего будут снова меняться под нужды времени, и там уже музыкальная компонента займет подобающее ей место. Впрочем, уже и сейчас некоторые участники подошли к выбору музыку очень тщательно. К этой группе относятся дипломанты конкурса Виктория Арчая и Юлия Репицына, а также не прошедшая в третий тур Дарья Вергизова.

"Муха Цокотуха". Хореограф Антон Дорофеев, Санкт-Петербург, III премия

Ищите хореографа

Всероссийский конкурс в номинации «хореографы» не проходит в вакууме, хотя никакие другие смотры не могут обеспечить таких комфортных условий. Среди бонусов смотра в Йошкар-Оле – уютные репетиционные залы, отличная сцена, профессиональные артисты Марийского театра, которые участвовали в третьем туре в постановках массовых сцен у восьми хореографов, оплата приезда и проживания двух артистов для шестнадцати хореографов. Последнее, вообще, редкость в сегодняшних реалиях, обычно, грантовых денег на оплату работы артистов не хватает. Так было недавно в Калуге (конец января 2023), где проходил фестиваль “Союз”. Хореографы из разных городов России показывали свои новейшие спектакли, а в зале кроме жюри (они выбирали лучшую работу, чтобы ее создатель получил возможность поставить новый балет для труппы «Инновационного театра балета» Калуги), присутствовали продюсеры таких мощных фестивалей, как DanceInversion. Востребованность российских хореографов действительно велика: их ищут и театры и фестивали. В Марий Эл среди членов жюри были потенциальные заказчики новых постановок из Уфы, Воронежа и Йошкар-Олы. По результатам конкурса в течение следующего сезона на сценах театров оперы и балета в этих городах четыре хореографа-победителя поставят одноактные спектакли. А дипломантка этого конкурса Виктория Арчая в январе на фестивале “Союз” “выиграла” постановку в Калуге – премьера состоится в июне 2023.

С другой стороны, аналогов нынешнему всероссийскому конкурсу нет, поскольку на другие смотры хореографы привозят уже готовые работы, а здесь в третьем туре была предусмотрена импровизация: финалисты состязания должны были поставить массовую сцену за 2 дня с незнакомыми артистами, и это было испытание на умение быстро и сосредоточенно работать, которое выдержали не все.

"Каменный гость". Хореограф Юлия Репицына, Челябинск, дипломант

Читают все!

Большинство участников обратились к сюжетам произведений Александра Пушкина. Самым востребованными оказались «Каменный гость» и «Метель», которые были использованы у двух соискателей. Интерес к «Метели» продиктован, скорее всего, наличием музыки Свиридова к одноименному кинофильму, на которую они и поставили фрагменты будущих балетов. Из образов русской культуры и поэзии, а также из русских народных сказок, более смелые участники самостоятельно выбрали темы Демона, Петрушки, Ильи Муромца. Один из постановщиков взял в работу сказочную картинку для оркестра Лядова «Волшебное озеро». Из текстов XX века на конкурсе фигурировали «Доктор Живаго», «Муха-Цокотуха» и «Петя и волк». На первый план вышли сюжеты, которые содержат очевидный нарратив: «Евгений Онегин», «Метель», «Выстрел», «Моцарт и Сальери», «Русалка». В какой-то степени язык представленных постановок определялся выбором сюжета.

"Метель". Хореограф Александр Рюнтю, Москва, дипломант

Большие оригиналы

Если говорить о современной хореографии, то самыми выразительными работами в этой категории можно назвать композиции, сочиненные Юлией Репициной и Дарьей Вергизовой. Юлия предъявила монолог, дуэт и массовую сцену, выдержанные в одном стиле – с минимумом комбинаций классического балета и максимумом примет contemporary dance. Для соло Дона Гуана хореограф использовала ритмичную музыку современного монгольского композитора Нацагийна Жанцаннорова. Герой ведет свой монолог человека с выдающимися способностями на очень специфическом языке соблазнения, обращенном к заинтересованной аудитории. И в вечернем показе дуэтов, где к Дону Гуану присоединяется Донна Анна, великий соблазнитель находит правильного адресата своих неистовых пластических тирад. Эффектность соло и дуэта удвоилась благодаря вдумчивому исполнению звезд Челябинского балета Кубаныча Шамакеева и Лири Вакабаяси, блеснувших прошлым летом на Международном конкурсе балета в Москве. Юлия Репицина показала очень зрелый уровень хореографического мышления, также понятно, почему ее оттеснили другие участники, занявшие призовые места с последующей возможностью постановок. Притом что артисты марийского театра очень гармонично выступили в сочиненной Репициной кордебалетной сцене «Донна Анна в окружении монахов», работающие в жюри потенциальные заказчики сюжетных балетов на сюжеты русской классики пока не готовы пополнять репертуар подопечных им театров спектаклями с радикальным подходом (Дон Гуан чем-то напоминал дзен-буддиста, а католические монахи – шаолиньских военизированных монахов). Репицина одна из немногих сразу мыслила целым балетом и использовала во всех трех фрагментах единую пластику, позаимствованную в том числе и у хореографов из Китая и Тайваня, чьи работы в большом количестве показывались в Москве на Чеховском фестивале все последние годы.

Дарья Вергизова, отмеченная призом на прошлом всероссийском конкурсе в Йошкар-Оле, вернулась в Марий Эл с интересной авторской версией балета «Петрушка». Она сочинила схематичную вариацию Петрушки, используя электронный саунд Леры Финкельштейн (в нем были слышны и мотивы из балета Стравинского). Петрушка Вергизовой в исполнении Ксении Дзюбы получил пластику куклы и пылкое сердце человека. Как и Репициной Дарье Вергизовой удалось сохранить единый язык и стиль как в соло, так и в дуэте, не прибегая к спасительной силе классики. И тоже показалось, что у хореографа были мысли для целого балета, но она не прошла в третий тур.

Другую крайность и вместе с тем оригинальность подхода продемонстрировал Иван Пожидаев из Воронежа, который выбрал сюжет об Илье Муромце. Он, хоть и не совсем умело, попробовал построить монолог главного героя на языке русского народного танца, вплетенного в несложный классический танец.

"Русалка". Хореограф Вита Мулюкина, Ростов-на-Дону, II премия

Parole, parole, parole…

Евгения Пичкалева из Краснодара, которая интерпретировала сюжет сказки Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, использовала музыку известной фольклористки Алены Минулиной и в соло и дуэте. Минулина здесь выступает в роли чтицы, ее голос вплетается в танец, ведет невидимый монолог с исполнительницей Царицы-мачехи, держащей в руках пресловутое волшебное зеркальце. Именно голос и произносимые слова задают неспешный волнообразный ритм танца.

Слова сыграли свою роль и в композициях, сочиненных Витой Мулюкиной из Ростова-на-Дону. Она наполняла танцевальным содержанием пушкинскую «Русалку» и в качестве музыкального сопровождения использовала произведения Бибера и Витали. Хореограф сочинила довольно изощренное либретто, из которого зритель узнает, что когда-то в древние времена некие прекрасные существа вроде русалок  жили в воде, и им там было комфортно и гармонично. О былом комфорте и гармонии красноречиво свидетельствует барочная музыка. Но однажды девушки захотели отведать запретный плод и отправились к людям на сушу, что привело к несчастью. В мини-спектаклях Мулюкиной больше слов, чем танцев, но история о девушках из волн получилась красивая.

"Демон" (по мотивам поэмы Лермонтова). «Прерванный путь. Хореограф Виктория Арчая (Москва), дипломант

Конкурсный мейнстрим

В группу лидеров выбились адепты творчества Бориса Эйфмана Антон Дорофеев и Константин Матулевский. Дорофеев представил три фрагмента из будущего балета «Муха-Цокотуха», используя готовую музыку к одноименному детскому балету Салиман-Владимирова. Работы Дорофеева подкупили энергичностью и выразительностью. Хореограф свободно владеет разными пластическими приемами, умело их использует, наделяя персонажа характерной пластикой. Исполнительнице Мухи Ларисе Корсаковой пригодились все навыки, полученные в школе классического балета вплоть до умения крутить фуэте. У классического танца, если его хорошо исполняют, есть свойство нравиться. После соло зрители с нетерпением ждали дуэта Мухи-Цокотухи и Паука (его исполнял сам Дорофеев) и массовой сцены, которая вызвала недоумение. Хотя она была толково простроена, ее можно было прочитать и как подробное пособие для совершенствующихся в устройстве пыток. Для детского балета это не совсем подходящий материал, хотя история и закончилась хорошо. Но какое время, такие и герои…

Работы Константина Матулевского поразили своим конвенциональным наполнением. Он использовал избитую схему противостояния гения и злодея, изобразил Сальери мстительным противным человечком с манерами гнусного Коппелиуса, а Моцарта этаким успешным наглецом, дерзким нарушителем общественного спокойствия с черной гривой и утрированной мультяшной пластикой. Хореограф практически отказался от классических вариаций в своих номерах, использовал несколько приемов условного современного танца, но основой композиции сделал потешную старомодную пантомиму. В какой-то момент показалось, что он приближается к фильму Формана, но эта мысль сразу улетучилась, как только зажужжала Сороковая симфония Моцарта. Лобовое использования хитов Моцарта в массовой сцене (звучала Маленькая ночная серенада) оставило и вовсе гнетущее впечатление, но зрителям и жюри понравилось нервное переложение пьесы Пушкина в понятном и очевидном ключе. За эффектность сцен отвечали прекрасные артисты из Воронежа Иван Негробов (Сальери) и Тагир Мустафаев (Моцарт).

"Волшебное озеро". Хореограф Вячеслав Пегарев, Москва, дипломант

Такие разные фавориты

Лилия Симонова из Москвы представила фрагменты из будущего балета «Онегин» на музыку Десятникова и уверенно вырвалась на первое место с правом постановки балета на сцене Марийского театра оперы и балета. Особенностью ее языка стала внятность и понятность того, что происходит на сцене. Во время монолога Ленского, который мечется в страданиях по сцене, едва успевая записывать строки летящих к нему стихов, с колосников падают исписанные листки бумаги (после исполнения номера волонтеры в срочном порядке собирают их, чтобы приготовить сцену для следующего исполнителя). Также внятно и простовато она поставила сцену с письмом и назвала ее «Я вам пишу: а вы молчите». Похожая история с массовой сценой «Сон Татьяны» – спящую девушку подхватывает хоровод молодых мужчин и носит по сцене.

Неровное впечатление оставили работы Виктории Арчая, которая интерпретировала «Демона». Она взяла музыку разных грузинских композиторов, но идеальное соединение пластического и музыкального содержания произошло только в фантазийном соло. Хореограф мастерски вплетает элементы ориентального танца в классический экзерсис, создает уникальный сложный рисунок танца. К сожалению, Арчая не смогла переиграть саму себя в дуэте и массовой сцене, хотя все сочиненные ею фрагменты выделялись интеллигентностью и осмысленностью подхода.

Итоги

При всей опасной экспериментальности конкурс позволили выявить ресурсы молодых хореографов (возраст соискателей повысился до 45 лет), склонность и способности искать сюжеты из русской литературы и их осмысленно интерпретировать. Хореографический язык, которым владеют соискатели пока не слишком богат, с другой стороны, нашлись хореографыб способные создать целостное произведение на языке contemporary dance.

In memoriam

Во время конкурса случилось большое несчастье — неожиданно скончался Андрей Петров, председатель жюри. Он успел отсмотреть все показы второго тура, участвовал в обсуждении работ. Его вклад в конкурсную индустрию трудно переоценить, причем он всегда радел именно за всероссийский конкурс, ему было важно, чтобы появлялись новые имена в среде российского балета, всегда был готов поддержать талантливого артиста, интересующегося постановочной деятельностью. С его кончиной осиротел созданный им авторский театр «Кремлевский балет». А хореографическое наследие Андрея Петрова еще предстоит осмыслить и описать.

***
Во время конкурсных показов пришла новость о назначении генерального директора ФГБУК “РОСКОНЦЕРТ” Андрея Малышева заместителем министра культуры РФ.

Екатерина БЕЛЯЕВА,
специально для «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм