Исполнилось 85 лет со дня рождения А.Г. Скавронского, выдающегося пианиста, педагога, просветителя

Исполнилось 85 лет со дня рождения А.Г. Скавронского, выдающегося пианиста, педагога, просветителя

Выдающийся пианист, педагог, просветитель, музыкант с широчайшим кругозором, народный артист России, лауреат премии Москвы, профессор Алексей Григорьевич Скавронский родился 18 октября 1931 в Ленинграде. По семейным преданиям, Алексей Григорьевич происходил из древнего дворянского рода Скавронских, к которому принадлежала императрица Екатерина I.

Алексей Григорьевич учился в Румынии у одного из самых блистательных педагогов Европы — Ф. Музическу. Затем окончил Школу-десятилетку при Ленинградской консерватории у выдающегося педагога С.И. Савшинского и Московскую консерваторию у Г.Р. Гинзбурга, у него же продолжил обучение в аспирантуре. В 1957 стал победителем международного конкурса им. Сметаны в Праге, а годом позже был удостоен почетного диплома на Первом международном конкурсе им. Чайковского в Москве. А.Г. Скавронский полвека вел интенсивную концертную деятельность, дав за эти годы более 4000 концертов во всех ведущих залах Москвы, других городов СССР и России, а также в Болгарии, Венгрии, Румынии, Германии, Польше, Чехии и Словакии, Испании, Финляндии, Дании, Великобритании, США и других странах. В активе пианиста — сотрудничество с ведущими оркестрами и крупнейшими дирижерами. Очень любил играть для детско-юношеской аудитории. Особое место в творчестве мастера занимало наследие Ф. Шопена, которому он посвятил немало монографических концертов, а незадолго до смерти записал превосходный компакт-диск «Этюды Шопена» — учебное видеопособие для студентов училища им. Гнесиных. Интересны были искания пианиста в 1980-е годы, когда он выносил на суд слушателей редко исполняемые сочинения — Первый концерт А. Глазунова, Концерт М. Балакирева, сочинения М. Кажлаева, Токкату для фортепиано с оркестром О. Респиги. Подлинный размах и темперамент исполнителя, виртуозное мастерство сочетались в нем с ярким своеобразием, глубиной творческих замыслов, откровенностью самовыражения.

Более 15 лет А.Г. Скавронский плодотворно преподавал в РАМ им. Гнесиных, но еще в 1960-е выступил как выдающийся просветитель, замечательный рассказчик, интеллектуал, одним из первых обратившись к слушателям с живым словом в циклах «Беседы у рояля» (много лет вел эту программу на телевидении) и «Как слушать и понимать музыку», в которых представил обширную историко-художественную панораму от Моцарта до наших современников.

Объективный и доброжелательный человек, он неоднократно участвовал в работе жюри всесоюзных, всероссийских и международных конкурсов.

Замечательный публицист, Скавронский был автором сотен рецензий и статей по вопросам исполнительства и пропаганды. Возглавляя творческую мастерскую «Москонцерта», он помог становлению многих талантов.

Алексей Григорьевич был счастлив в семейной жизни. Его жена, Изабелла Рафаэльевна, посвятила свою жизнь семье, они вырастили замечательных детей.

Алексей Григорьевич Скавронский ушел из жизни 11 августа 2008 года, на 77-м году жизни. Урна с прахом покойного захоронена на Хованском кладбище рядом с могилой его матери.

Владимир Тропп, профессор, зав. кафедрой специального фортепиано РАМ им. Гнесиных

У Алексея Григорьевича Академия мечтали учиться многие и специально приезжали к нему. Он обладал удивительной способностью привлекать людей.

Он начал официально преподавать только в начале 1990-х, но уже давно работал  с детьми. И многих детей со всей России он знал, а они знали его и ехали к нему учиться. Весь свой исполнительский опыт он отдавал молодежи. Во многих филармониях страны он не только играл концерты, но и был первым, кто начал проводить беседы у рояля. Это было революционным нововведением, т.к. создавало новую атмосферу, особый контакт слушателей с исполнителем. Потом этот почин подхватили и другие известные музыканты.

Его очень любили студенты, и любовь эта была взаимной. Если нужно было, Алексей Григорьевич давал деньги на лечение, возил к знакомым докторам.

При прослушивании и обсуждении студентов обращал внимание, прежде всего, на хорошее в их игре. Сейчас в основном ищут и слышат недостатки, а он искал позитив: «ну что вы придираетесь, это же начинающие музыканты, они только формируются». Понимал, что торопиться нельзя. Стараясь помочь студентам, он брал их на гастроли, одно отделение играл сам, а второе отдавал студентам. И во многих филармониях были даже абонементы – «Скавронский с учениками». Алексей Григорьевич не ждал, пока ученик станет лауреатом, а сразу давал ему возможность выступать. И таким образом помогал становлению исполнительского, артистического начала.

Удивительно доброжелательный, мягкий человек, он всегда старался гасить конфликты. Я его не знал строгим, официальным. Наоборот, он был веселым, всегда улыбался.

Скавронский очень много выступал — и с оркестром, и с сольными концертами. В его репертуаре был весь Шопен. Очень любил все новое, поэтому играл много произведений советских композиторов, часто был первым их исполнителем, играл и записывал неизвестные вещи. Один из самых любимых композиторов – Рахманинов. Алексей Григорьевич был вице-президентом Рахманиновского общества, и его последней педагогической работой были все концерты Рахманинова, сыгранные его учениками, а он им аккомпанировал, а сам в этом цикле сыграл 4-й концерт, который исполнял всю жизнь. Это был его последний выход на сцену: будучи уже тяжело больным, Алексей Григорьевич собрал все силы, вложил буквально все, что мог, в это исполнение. По-видимому, он знал, что прощается с Рахманиновым и с нами.

Ирина Багаева, организатор Международного конкурса юных исполнителей «Вдохновение» в Волгодонске

Для меня лично он был человеком, которого я бы назвала Небожитель. И мы часто ему говорили: «Алексей Григорьевич, Вы — Божий человек». И все то добро, которое он делал людям, действительно было ощущение, что это — Божья благодать.

Я уверена, что если бы наша страна была не такой огромной, то сегодня здесь были бы люди, педагоги. Музыканты из всех регионов страны. В Волгодонске, пережившим теракт, образовался конкурс юных музыкантов, который мы назвали «Вдохновение». И с первого же конкурса Алексей Григорьевич был председателем жюри.

Теперь он называется «Международный конкурс юных пианистов имени Алексея Скавронского «Вдохновение».

Андрей Хитрук, преподаватель Музыкального училища им. Гнесиных

При первой встрече Алексей Григорьевич мог произвести впечатление «Небожителя», оптимистического мечтателя. Но когда я присмотрелся к нему, я понял, что это был человек большой внутренней силы, собранности, и как показали последние годы, — невероятного мужества. Он хотел играть во что бы то ни стало, и было впечатление, что без игры на рояле для него жизнь была бы абсолютно бессмысленной. Рихтер в последние годы жизни говорил, что он будет жить до тех пор, пока будет играть. То же самое можно сказать о Скавронском: не в обиду будь сказано его ученикам — но в тот последний вечер он их всех «переиграл».

Скавронский всю жизнь искал! Казалось бы: такой Мастер, что же еще искать? Но Скавронский все равно искал самого себя. И уже в начале этого века он как-то заметил: «Только сейчас я могу сказать, что я обрел себя». У него до конца не было ни минуты покоя, уверенности, что жизнь удалась (хотя, конечно, она удалась), но он все равно видел что-то еще в перспективе.

Екатерина SCH (www.forumklassika.ru)

Много лет назад Алексей Григорьевич помог мне, девчонке из Пятигорска, которая больше всего на свете мечтала продолжить музыкальное образование в Москве. И дело даже не в том, что он познакомил меня с педагогами-скрипачами из Гнесинки. Гораздо важнее, что в памяти навсегда запечатлелись теплые слова, сказанные тогда маэстро. До сих пор «в минуту жизни трудную» они согревают мое сердце.

Скавронский — Светлая память тонкий музыкант и прекрасный человек! Воплощение профессионализма, верности призванию, особой интеллигентности и человеческой порядочности!