«И хотя нам прошлого немного жаль, Лучшее, конечно, впереди»

25 декабря 2017 на 93-м году жизни скончался композитор Владимир Яковлевич ШАИНСКИЙ
«И хотя нам  прошлого немного жаль, Лучшее, конечно, впереди»
Владимир Шаинский. Фото Uznayvse.ru

Он ушел из жизни после продолжительной болезни в клинике города Сан-Диего (Калифорния, США). В этом городе Шаинский с семьей жил последние 13 лет.

Слава пришла к композитору, когда он перешагнул рубеж 40-летия. Его биография — это детство в Киеве (где будущий композитор родился 12 декабря 1925 в семье инженера-химика Якова Борисовича и ученого-микробиолога Иты Менделевны Шаинских), учеба по классу скрипки в школе-десятилетке при Киевской консерватории. В 1941 — эвакуация и продолжение обучения в Ташкентской консерватории (бабушка, отказавшаяся эвакуироваться, погибла в Бабьем Яру). С 1943 — служба в полку связи во Владимире, в годы службы — первые опыты сочинения музыки.

В 1949 Шаинский окончил Московскую консерваторию (класс скрипки проф. Л. Цейтлина), после чего работал в оркестре Л. Утесова, преподавал в ДМШ, был аранжировщиком, композитором и музыкальным руководителем разных эстрадных оркестров, в т.ч. под управлением Д. Покрасса, и даже подрабатывал игрой на скрипке в ресторане. В 1962 он поступил на композиторский факультет Бакинской консерватории (в класс К. Караева), которую окончил в 1965. В годы учебы написал струнный квартет и симфонию. Но стать классиком академического жанра ему было не суждено: после возвращения в Москву произошел крутой поворот к жанру песни. Первый шлягер Шаинского датирован 1967: это была песня на стихи М. Пляцковского «Хмуриться не надо, Лада!», которая буквально в одночасье сделала его знаменитым. В последующие четверть века таких шлягеров из-под его пера появилось около 300!

Великий детский композитор

Шаинский обладал редким даром: он с одинаковой легкостью и мастерством писал и для детей, и для взрослых. Многие считают Шаинского детским композитором — точнее, певцом и композитором безоблачного советского детства. Его «Вместе весело шагать по просторам» и «Эх, хорошо в стране советской жить!» И. Дунаевского — как младший и старший братья (или сестры). Шаинский писал для детей так, что дети — и совсем маленькие, и постарше — моментально запоминали мелодию, послушав по радио или посмотрев мультик. «Антошка, Антошка пойдем копать картошку!», «Белые кораблики», «Голубой вагон», «Дважды два — четыре», «Что тебе снится, крейсер “Аврора“», «В траве сидел кузнечик», «Облака — белогривые лошадки», Песенка крокодила Гены — «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам» и Чебурашки — «Я был когда-то странной игрушкой безымянной», «Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной, когда мои друзья со мной», «Песенка мамонтенка», «Пропала собака по кличке Дружок», «От улыбки станет всем светлей», «Чему учат в школе», «Чунга-Чанга — лето круглый год»… Сегодня дети тех лет поют эти песни своим внукам, хотя мультфильмов про Чебурашку, Незнайку или чудо-остров Чунга-Чанга не увидишь ни в кинотеатрах, ни на центральных каналах ТВ.

Фото http://твгород.рф

«Не плачь, девчонка!»

Была и другая сторона его творчества. Человеку, хоть немного знакомому с историей советской песни, хорошо известны «Не плачь, девчонка, пройдут дожди!», «А лес стоит загадочный», «Где-то багульник на сопках цветет», «Береза белая», «Вы слыхали, как поют дрозды», «Идет солдат по городу», «Один раз в год сады цветут», «Моей любви негромкие слова», «На дальней станции сойду — трава по пояс», «Ну почему ко мне ты равнодушна», «Рассвет-чародей», «Родительский дом, начало начал, ты в жизни моей надежный причал», «Травы, травы, травы не успели от росы серебряной согнуться», «Наедине со всеми хотел бы я побыть…», «Обручальное кольцо — не простое украшенье», «Я никогда не стану старой, Пока поет цыганский хор», «Уголок России — отчий дом», «А он мне нравится, нравится, нравится…», «Через две зимы, через две весны» и к десяткам других. Их пели все звезды советской эстрады тех лет: А. Пугачева, М. Магомаев, А. Герман, И. Кобзон, Л. Лещенко, В. Толкунова, А. Миронов, Ю. Богатиков, В. Леонтьев, С. Ротару, Э. Хиль, М. Пахоменко, М. Кристалинская, В. Мулерман, Т. Миансарова, С. Захаров, Г. Белов, Л. Зыкина, А. Ведищева, В. Ободзинский, Г. Ненашева, ансамбли «Самоцветы» и «Пламя»…

Соавторами Шаинского были поэты М. Матусовский, Л. Ошанин, Р. Гамзатов, Р. Рождественский, М. Танич, И. Шаферан, М. Пляцковский, Ю. Энтин, В. Харитонов, Б. Дубровин, М. Рябинин, И. Резник, Р. Казакова…

Он песне отдал всё сполна

Советская песня тех времен — отдельная, особая планета. В одном жанре, на одном пространстве плодотворно трудились десятки музыкантов. Это и «ветераны» жанра Соловьев-Седой, Фрадкин, Блантер, Богословский, прославившиеся еще до войны и «роковые 40-е». Это ровесники Шаинского (чуть старше или младше) Фельцман, Колмановский, Френкель, Бабаджанян, Пахмутова, Аедоницкий, Афанасьев, Лядова. Более молодые Крылатов, Колкер, Пожлаков, Дога, Лученок, Тухманов. И многие другие. У каждого был свой стиль, своя интонация, лирическая нота, тема, свой заметный голос.

Параллельно развивалась бардовская песня, с ее кумирами и поклонниками. Уже занимали свое место под солнцем многочисленные популярные ВИА, зарождался русский рок….

В этом окружении, на этом пространстве Шаинский создал свой неповторимый песенный мир. Секрет его фантастической популярности был прост: он как никто выразил в мелодиях и ритмах своих песен настроения советского человека и эпохи «развитого социализма». Свою ноту и свою тему Шаинский нашел сразу: «Хмуриться не надо, Лада!» и «Не плачь, девчонка!» — вот его творческие девизы и кредо. Без лишних рефлексий, изысков и аллюзий, просто, порой прямолинейно, «в лоб» Шаинский писал о жизни, о работе и отдыхе, об армейской службе, о природе, о любви. Под большинство его мелодий можно маршировать, «вместе весело шагать по просторам». Бодрая маршевая поступь, оптимизм его незамысловатых песен отвечали запросам времени и многомиллионной аудитории конца 60-х – середины 80-х. Они стали такими же символами эпохи, как вазовская «копейка» и борьба за мир и дружбу между народами, БАМ и КАМАЗ, телевизоры «Рубин» и «Темп», квартиры-«распашонки», майские и ноябрьские парады и демонстрации, а после них — шумные застолья (обязательно с песнями Шаинского!), стихи Асадова, фильмы Гайдая и Рязанова, победы советских фигуристов, хоккеистов и шахматистов…

Эти песни действительно пела вся страна — дружным хором, от мала до велика, не задумываясь о смысле, да и не веря ни в их оптимизм, ни вообще в перспективы построения коммунизма. Вряд ли Владимир Яковлевич, до мозга костей советский человек, вкладывал в свои песни некий скрытый смысл, держал «фигу в кармане». Но при внешней жизнерадостности, в образах, интонации, стилистике его песен поневоле отражалась и ощущалась пустота и порочность советского строя, усталость и равнодушие людей. Не случайно песенку «Пусть бегут неуклюже» называли «альтернативным гимном СССР».

Мастер жанра

Шаинский великолепно владел любыми стилями, искусством оркестровки, палитрой тончайших нюансов (две консерватории и огромный опыт самой разной музыкальной работы — не шутка!). Он обожал музыку венских классиков, и внимательные профессионалы утверждают, что в его мелодиях ощущается влияние Гайдна и Моцарта, а мелодию песенки «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» он вроде бы «позаимствовал» из малоизвестной сонатины кого-то из них. Если это и так, то сделано с блеском, «по-шаински»!

Он работал в кино (анимационном и игровом), на радио и телевидении. Наверное, не менее половины его шлягеров пришли к нам с экрана. Помимо знаменитых мультфильмов, названия которых у всех на слуху (сериалы про «Чебурашку» и «Незнайку», попугая, мартышку, слоненка и удава, «Антошка», «Катерок», «Чунга-Чанга», «Крошка Енот», «Мама для мамонтенка», «Трям! Здравствуйте!»), не менее знамениты и художественные (детские и взрослые): «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин», «По секрету всему свету», «Весенний призыв», «4:0 в пользу Танечки», «Школьный вальс», «Расписание на послезавтра», «Завтрак на траве», «Удивительные приключения Дениса Кораблева», «Внимание! Всем постам…»…

Песни Шаинского остаются визитными карточками передач «Радионяня», «АБВГДейка», КВН.

В «послезастойные» времена Шаинский не написал ни одного хита — ни для детей, ни для взрослых (за исключением, пожалуй, песни «Я больше не буду», которую посвятил сыну Славе и исполнял вместе с ним). Из произведений тех лет известны несколько детских мюзиклов, да и то лишь по названиям. Еще одна почти неизвестная страница его творчества —  песни на стихи еврейских поэтов на идиш: Владимир Яковлевич сам их исполнял и признавался, что многие его мелодии были навеяны искусством клезмеров.

Да и сам жанр ушел в историю вместе со страной, в которой поднялся до немыслимых ни до, ни после этого высот.

Обаятельный волшебник

Шаинский был любимцем женщин. Очевидцы рассказывали: куда бы композитор ни приезжал с концертами, к нему выстраивалась очередь из самых красивых девушек города, мечтавших познакомиться с кумиром.

Композитор был дважды женат, и оба раза его избранницами становились девушки намного моложе. Сын Иосиф от первого брака (1971 г.р.) и его дети живут в США. Со второй женой Светланой Шаинский познакомился в Союзе композиторов РСФСР, где девушка работала в бухгалтерии. Светлана младше композитора на 41 год. Но это не помешало их счастливому браку, в котором в 1987 родился сын Вячеслав, а в 1990 — дочь Анна.

Владимир Яковлевич был человеком неотразимого обаяния и невероятного жизнелюбия, недюжинной физической силы, всю жизнь занимался спортом (как минимум до 75 – 80 лет он с легкостью отжимался и подтягивался, нырял с аквалангом, катался на лыжах, коньках, велосипеде). Моментально сходился с незнакомыми людьми и уже через минуту после знакомства мог выдать любую, как сейчас говорят, «инсайдерскую» информацию — а сам он знал, казалось, всё и про всех.

Владимир Яковлевич обладал изумительным чувством юмора. Обожал шутки, анекдоты, розыгрыши, с напускной серьезностью рассказывал невероятные истории. Показывал фокусы, проявляя чудеса эквилибристики: например, пил воду (или кое-что покрепче!), стоя на одной ноге, поставив стакан или рюмку на тыльную сторону ладони и удерживая одними губами. Будучи невысокого роста, водил машину чуть ли не лежа, пугая встречных водителей, пешеходов и гаишников: как не перепугаться, если за рулем никого не видно!

Композитор много концертировал, снимался в кино («Восемь с половиной долларов», «ДМБ»). Многократно был лауреатом телефестиваля «Песня года» (даже был удостоен приза имени И.О. Дунаевского как композитор, получивший на «Песне года» больше всего призов) и других отечественных и международных песенных конкурсов. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Почета, Дружбы, медалями, Госпремией СССР, Премией Ленинского комсомола, удостоен званий народного артиста и заслуженного деятеля искусств РСФСР.

С 2000 В. Шаинский жил в Израиле, через четыре года переехал в США, в Сан-Диего, где получил вид на жительство, но постоянно приезжал в Россию, в том числе с гастролями. У него было российское и израильское гражданство.

В последние годы композитор страдал от онкологического заболевания, перенес несколько операций. Последний раз был госпитализирован 15 декабря, через три дня после 92-го дня рождения. Его не стало ночью 25 декабря в США, но похоронен он был лишь месяц спустя. СМИ объясняли это рождественскими и новогодними каникулами, отсутствием у семьи средств на перевозку гроба с телом на родину, долгими переговорами о месте похорон (речь шла о захоронении на Новодевичьем кладбище, но, по словам вдовы, московские власти настояли на Троекуровском).

Прощание с В.Я. Шаинским в Сан-Диего состоялось 12 января 2018. 22 января прошла гражданская панихида в Московском Доме композиторов.

В тот же день Владимир Шаинский был похоронен на Троекуровском кладбище.

Мария ЗУЕВА
Павел РАЙГОРОДСКИЙ