Густав Климт – 160 лет со дня рождения

Густав Климт – 160 лет со дня рождения
Густав Климт, 1907. Фото Moritz Nähr

14 июля 2022 – 160 лет со дня рождения Густава Климта (1862-1918), австрийского художника и декоратора, одного из основателей Венского сецессиона.

Климт, как и другие деятели искусства эпохи модерна, разделял вагнеровскую идею Gesamtkunstwerk – целостного произведения, гармонично соединяющего разные виды искусств: например, музыку, живопись и поэзию.

Музыка I, 1895

Музыка лежит в основе многих работ Климта. На картине «Музыка I» (1895) девушка играет на лире в окружении статуи сфинкса и маски сатира. Она целиком погружена в процесс – музыка превращается в священнодействие, объединяющее Древний Египет, Грецию и европейский XIX век. Парящие формы-шары воспринимаются как материализация звуков, как ноты, наполняющие пространство. В «Музыке II» (1898) сохраняются античные реминисценции, но образ героини меняется: перед нами роковая красавица, похожая на хищницу, крадущуюся за добычей.

В картине «Шуберт за клавиром» (1896) чувствуется, с одной стороны, импрессионистская традиция (трепещущий мазок, сложное освещение), а с другой – влияние символизма (светский музыкальный вечер изображен как мистерия).

Шуберт за клавиром, 1896

«Шуберта» и второй вариант «Музыки» Климт написал для музыкального салона греческого предпринимателя Николауса Думбы. Обе работы были утрачены во время Второй мировой войны.

Самая крупная «музыкальная» работа Климта – «Бетховенский фриз», созданный для оформления выставки 1902, посвященной Людвигу ван Бетховену: в венском классике «сецессионисты» видели идеал свободы, новаторства и силы. В выставочных залах звучала музыка Бетховена, стояли его бюсты, а также скульптура Макса Клингера, изображавшая композитора в виде полуобнаженного божества. На трех стенах располагался фриз Климта: 34 метра в длину и 2 метра в высоту.

Бетховенский фриз, 1902

Климт создал визуальный комментарий к Девятой симфонии Бетховена, который можно «прочесть» как рассказ. Слабое человечество (обнаженные истощенные мужчина и женщина на левой стене) страдает и молит о счастье. Вняв их молитве, в путь отправляется Сила (золотой рыцарь), которой движут Сострадание и Тщеславие (две женские фигуры за рыцарем). Путь символизирует длинное пустое пространство до торцевой стены. Рыцарь должен сразиться за счастье людей с враждебными силами, которые изображены на торцевой стене: обезьяноподобный гигант Тифон, слева от него – три дочери-горгоны Болезнь, Безумие и Смерть, справа – Похоть, Порочность и Невоздержанность, за которыми в пустом пространстве сидит одинокая изможденная фигура – Гложущая Тоска, над которой улетают стремления и желания человечества: ты победил, но не достиг счастья – что дальше? Счастье принесет Искусство – девушка в греческом одеянии, играющая на лютне. Искусство уводит людей в идеальный мир, где есть чистая радость и счастье. Две финальные картины фриза иллюстрируют цитаты из оды «К радости»: ее первую строку «Радость, пламя неземное» (хор ангелов, сливающихся в золотой фон) и строку «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!» (обнимающаяся пара).

«Бетховенский фриз» разделил публику на два лагеря, вызвав одновременно эйфорическое восхищение и категорическое отторжение. Публика обвинила автора в порнографии и патологии. Огюст Роден объявил Климта великим художником, который блестяще знает свое ремесло. А музыкальный критик Роберт Хиршфельд написал: «Климт в этот раз опять произвел искусство, доступное только троим: одному врачу и двум санитарам».

Екатерина РОМАНОВА, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм