Государственный институт искусствознания на ярмарке non/fictioNвесна (4—7 апреля 2024, Гостиный Двор)

Государственный институт искусствознания на ярмарке non/fictioNвесна (4—7 апреля 2024, Гостиный Двор)

Государственный институт искусствознания примет участие в специальной программе международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictioN-весна, которая будет проходить в Гостином Дворе (Москва, Ильинка, 4) с 4 по 7 апреля 2024.

Сотрудники ГИИ проведут три круглых стола, посвященных научным и правовым аспектам подготовки и публикации нотных изданий. Стендовая выставка «NOT-ная грамота» представит издания института по истории музыки. На стенде ГИИ будет возможно приобрести сборники, монографии и тома Истории русского искусства, включая недавно вышедший 13 том об искусстве русской провинции второй половины XVIII века.

КРУГЛЫЕ СТОЛЫ:

5 апреля, 18.15–17.00 (Лекторий)
От Петра до Павла: реконструкция звука

Как реконструировать звучание музыкальных произведений, созданных до становления нотно-издательского дела? Рукописные источники, теория композиции и гармонии и широкие культурологические исследования исторического контекста, композиторской и исполнительской практики тех лет лежат в основе нотных изданий, воскрешающих для нас музыку петровских викторий или церемониальных хоров времени Екатерины Великой и императора Павла.

Спикеры:
Наталья Юрьевна Плотникова, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник сектора Теории музыки Государственного института искусствознания, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Антонина Викторовна Лебедева-Емелина, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник сектора Истории музыки Государственного института искусствознания, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета


6 апреля, 13.00–13.45 (Пресс-клуб)
Правовая проза музыкальной жизни.

Что такое «право на ноты»? Чем нотные издания отличаются от всех прочих?
Почему в отношении них принята практика, превосходящая границы авторского права? Почему юридически они существуют практически как патент. Роялти и плата за «прокат голосов». Реалии мировой и отечественной практики.

Спикер:
Екатерина Эдуардовна Чуковская, кандидат юридических наук, старший науный сотрудник Отдела государственно культурной политики и экономики искусства Государственного института искусствознания., доцент Школы-студии МХАТ, директор Digital IP, вице-президент Федерации интеллектуальной собственности


6 апреля, 19.15–21.00 (Зал №2)
Чайковский и Мусорский: реконструкция текста

Полные собрания сочинений – исследовательский и правовой аспект. Слышим ли мы первый концерт Чайковского так, как его задумывал автор? Сколько правок скрывает он нас текст его Первой симфонии? Как так могло получиться, что за исполнение первого концерта Чайковского симфоническим оркестром его имени в зале Чайковского в Москве роялти отчислялись в Германию? Почему до сих пор нет полного собрания сочинений Мусорского? И как бы он звучал, если бы его не оркестровал Римский-Корсаков. И почему он писал ноты так, как начнут лишь полвека спустя? Что бывает с авторскими текстами, когда композитора слишком любят или еще не в силах понять? Как реконструировать аутентичный текст – методика, стратегия, цели.

Спикеры:
Ада Григорьевна Айнбиндер, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора Истории музыки Государственного института искусствознания, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину, руководитель проекта «Академическое полное собрание сочинений П. И. Чайковского».
Надежда Ивановна Тетерина, кандидат искусствоведения, заведующий сектором академических музыкальных изданий Государственного института искусствознания, руководитель проекта «Полное академическое собрание сочинений М.П. Мусоргского».

Подробнее об изданиях на выставке – на официальном сайте ГИИ.

По материалам пресс-смлужбы ГИИ и ярмарки non/fiction