XVIII международный конкурс пианистов имени Фридерика Шопена (Варшава, 2—23 октября 2021)

Гимн великому конкурсу
XVIII международный конкурс пианистов имени Фридерика Шопена (Варшава, 2—23 октября 2021)

XVIII конкурс пианистов имени Шопена состоялся в Варшаве осенью 2021. Несмотря на трудности, вызванные пандемией, несмотря на то, что  конкурс был перенесен на год, он прошел с грандиозным успехом.

Баллада № 18

Идея проведения конкурса Шопена возникла вскоре после обретения Польшей независимости (в 1918). Спустя 8 лет, в январе 1927, был проведен первый конкурс. Три состязания было проведено до войны (1927, 1932, 1937). Следующее состоялось в 1949.

Начиная с пятого конкурса в 1955, состязание в Варшаве проводилось каждые пять лет. 18-й должен был пройти в 2020. Еще зимой 2020 все было готово, проходили презентации по всему миру.

20 января презентация прошла и в Москве, в конференц-зале Московской консерватории. Как сообщили руководитель пресс-службы конкурса Александр Ласковский и директор Национального Института Шопена Артур Шкленер, за три часа были распроданы все билеты, в том числе и на предварительный тур, который должен был состояться в апреле. На конкрс было подано рекордное количество заявок — 506.

Но вмешалась пандемия, и XVIII конкурс Шопена был перенесен. Организаторы объявили, что при благоприятных условиях он состоится в те же сроки, но в 2021. Подготовка не прекращалась. Свою лепту внесла и редакция «МО», подготовившая статью о советских лауреатах Первого конкурса для сборника, выпущенного к нынешнему состязанию — «Конкурс Шопена: 95 лет назад» (публикуем ее на стр. 14)

Несмотря на проблемы, конкурс состоялся в назначенные сроки, с 2 по 23 октября 2021. Основному этапу (4 тура — три сольных и финал с оркестром) предшествовал предварительный раунд в июле 2021: впервые в истории он транслировался в интернете.

В жюри вошли выдающиеся пианисты, многие из которых — лауреаты шопеновского конкурса:

Дмитрий Алексеев (Великобритания-Россия)
Са Чен (Китай)
Данг Тхай Шон (Вьетнам-Франция)
Акико Эби (Япония)
Филипп Джузиано (Франция)
Нельсон Гернер (Аргентина)
Кевин Кеннер (США)
Артур Морейра Лима (Бразилия)
Адам Харасевич
Кшиштоф Яблонский
Януш Олейничак
Петр Палечны
Ева Поблоцка
Войцех Свитала(все – Польша)
Катаржина Попова -Зидрон (Польша-Болгария)
Джон Ринк (Великобритания)
Дина Иоффе (Израиль-США)

Для участия в конкурсе были отобраны 87 пианистов из 17 стран, пятеро из них — из России. Трое (Арсений Мун, Николай Хозяинов и Ева Геворгян) вышли во II тур, двое (Хозяинов и Геворгян) — в III. В финале выступила Ева Геворгян — ученица ЦМШ в классе профессора Натальи Трулль. Но лауреатом она не стала. Всем участникам было предоставлено бесплатное проживание и питание на все время их участия в конкурсе.

Конкурс открылся гала-концертом лауреатов прошлых лет: в нем участвовали Юлианна Авдеева, Кевин Кеннер, Филипп Джузиано, Данг Тхай Шон, Сон Чжин Чо, а также контрабасист Кшиштоф Фирлус, Belcea Quartet и Simply Quartet. Варшавским филармоническим оркестром дирижировал Андрей Борейко.

У тех, кому удалось побывать на этом празднике молодости и музыки и была возможность сравнить с предыдущими конкурсами, возникло впечатление, что на этот раз праздник оказался менее пафосным, чем предыдущие; все же ковидные ограничения, ощущения беспокойства и тревоги сыграли свою роль. Что проявилось, например, в дизайне задника сцены на заключительном концерте в Teatr Wielki — Большом театре Варшавы: в виде черной крышки рояля и золотистых струн на ее фоне. Золото на черном — сочетание и правда довольно мрачное.

Тем не менее, атмосфера праздника сохранялась на протяжении всего конкурса: и в городе, и в залах, где каждый день были полные аншлаги (естественно, при соблюдении всех санитарных требований: масочного режима и наличия QR-кодов). Особенно она ощущалась на финальных прослушиваниях. В каждый из трех дней выступали по 4 финалиста, а это (с перерывами) — более трех часов. Наверняка все, кто был в зале, знают концерты Шопена наизусть.

Но каждый раз, слушая концерт (9 финалистов, в том числе будущий победитель, играли концерт № 1 ми минор ор. 11, трое — № 2 фа минор ор 21) публика воспринимала эту музыку с таким благоговением, как будто слышала ее впервые. Маэстро Борейко, все дни дирижировавший Варшавским национальным филармоническим оркестром, каждый раз пытался обозначить и в музыке, и в манере дирижирования какую-то свежесть, находил новые штрихи и детали. Дирижер создавал впечатление яркого театрального действа, что, впрочем, соответствовало ощущению польской национальной гордости и характера в музыке Шопена и даже усиливало его.

Оркестр под руководством маэстро играл с огромным усердием, не снижая эмоционального накала, временами с переизбытком романтических чувств, но в то же время не переходя границ разумной взволнованности.

Россиянка Ева Геворгян и в финале, и на закрытии выделялась своей внешностью, ярко-красным платьем; вела себя грамотно и профессионально с точки зрения PR — старалась быть на виду, фотографировалась с поклонниками, раздавала автографы. Девушку постоянно сопровождал видеооператор с камерой. Очевидно, что у 17-летней пианистки есть и стилист, и pr-менеджер, и группа поддержки и продвижения. Кое-где в прессе ее называют «главной юной пианисткой России». Внешне, может быть, это и так. Но говорить о том, что она уже состоявшаяся артистка, как и о том, станет ли она таковой в будущем — пока невозможно.

После концерта лауреатов всех финалистов принял в своем Президентском дворце глава Польши, патрон конкурса Анджей Дуда. Именно в этом дворце юный Фридерик Шопен дал в 1818 свой первый публичный концерт.

Памятник Фридерику Шопену в парке Лазенки в Варшаве. Открыт в 1926. Скульптор Вацлав Шимановский (1859-1930).

Этюд в digital-тонах

Как рассказал руководитель пресс-службы Александр Ласковский, XVIII Конкурс имени Шопена побил все рекорды зрительских симпатий.

Конкурс был доступен по нескольким каналам:

  • сайт Chopin2020.pl;
  • Мобильное приложение «Конкурс Шопена» для смартфонов и SmartTv;
  • Канал Института Шопена на YouTube;
  • китайская платформа Weibo;
  • ТВ «Культура» (Польша);
  • Польское «Радио 2» и «Радио Шопен»;
  • социальные сети Института Шопена на шести языках.

Впервые в истории Конкурс транслировался в качестве 4K.

Помимо трансляций, платформа Chopin2020.pl и другие источники предложили всем желающим огромное количество дополнительных материалов: биографии участников, интервью, фотогалереи со всех туров, архивные фотографии и др. На сайте Chopin2020.pl было зарегистрировано почти 1 000 000 посещений. Конкурсное приложение было скачано 70 000 раз.

Как и в 2015, наибольший охват получили материалы, размещенные на YouTube-канале Института Шопена. Их просмотрели 37 500 000 раз, что в сумме составляет почти 8 млн часов: это почти 880 лет непрерывного просмотра и более чем в 4 раза больше, чем во время XVII конкурса имени Шопена. Трансляция выступления в финальном туре Кёхеи Сорита, ставшего лауреатом II премии, привлекла больше всего зрителей: ее посмотрели 2 000 000 раз.

Наибольшее количество просмотров зафиксировано в Японии (более 50%), в Польше, Южной Корее, США и на Тайване. Общая аудитория трансляции на Weibo, доступной в Китае, составила 4 500 000 чел.

Активность пользователей была такова, что количество комментариев в некоторые моменты доходило до 20 в секунду.

Польское телевидение транслировало в общей сложности 147 часов прослушиваний, концертов и бесед с экспертами. Концерт победителей 21 октября посмотрели около 1 800 000 человек (более чем в два раза больше, чем во время XVII конкурса). Почти вся информация о XVIII конкурсе была доступна в Интернете. Наиболее эффективными оказались информационные порталы и социальные сети. Только в октябре количество постов в польских соцсетях составило 17 900 — чаще всего это были твиты.

Благодаря примерно 65 000 различных публикаций в СМИ и интернете информацию о Конкурсе в Польше и во всем мире, по данным исследований, достигла более 915 000 000 человек. В 2021 было добавлено много новшеств по сравнению с 2015 (годом XVII конкурса). Появилось приложение конкурса, специальный веб-сайт со встроенными трансляциями.

Еще одна, весьма неожиданная для среды классической музыки инициатива — присутствие Конкурса на TikTok с двумя кукольными лягушками в качестве ведущих. Это новшество имело громадный успех, набрав около 630 000 просмотров (на момент проведения конкурса).

«Некоторые люди считают TikTok немного диковинным для классической музыки, — говорит А. Ласковский. — Однако это способ сказать молодежи: “Вот другой мир, о котором вы, возможно, не знаете. Приходите и убедитесь”. И, возможно, когда они станут взрослыми, то подумают: “О, классный композитор-лягушка, давайте послушаем его фортепианную музыку”. Так что мы очень довольны тем, что находимся в TikTok. Мы стараемся быть первопроходцами. И едва ли сегодня найдется какая-либо другая иституция академической музыки, которая так активно использует эту новую среду».

И все же, как утверждает А. Ласковский, самое важное на конкурсе — это атмосфера в зале: «Мы никогда не сможем получить весь звуковой спектр из цифрового охвата. Даже если играть в пустом зале, акустика имеет огромное значение. Кроме того, отличаются атмосфера и энергетика. Аудитория в качестве одного из «участников» процесса абсолютно необходима для конкурса. Игра «для микрофона» абсолютно отлична от игры для публики. Пианистам гораздо важнее эмоционально общаться со слушателями в зале, чем с микрофонами»

Как всегда, конкурс предложил огромное количество рекламной продукции: буклеты, журналы, грандиозный выбор CD.

И это тоже результаты работы организаторов и, в первую очередь, главного организатора — Института Шопена в Варшаве — по продвижению творчества великого польского композитора во всем мире. По словам А. Ласковского, «“Шопен” — очень мощный бренд, возможно, один из самых сильных польских брендов во всем мире. Как и конкурс Шопена».

Национальное достояние

Конкурс Шопена — старейшее музыкальное соревнование в мире. В 2027 ему исполнится 100 лет. В 1957 он был одним из учредителей WFIMC — Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов.

Этот конкурс — достояние всей мировой музыкальной культуры. Он давно и навсегда занял место на музыкальном Олимпе, среди таких «небожителей», как Зальцбургский фестиваль, Венская опера, Ковент-Гарден, Берлинская филармония, театр Ла Скала… И то, что конкурс проходит не так часто — один раз в пять лет, — лишь умножает его вес и значимость. Его ждут, к нему готовятся пианисты, педагоги, музыканты всего мира. Лауреатство на конкурсе Шопена — грандиозное событие для любого пианиста, гигантский взлет в карьере.

Но в первую очередь, конкурс Шопена — национальное достояние Польши. Как и все, что связано с именем Шопена: это и всеобщее поклонение, и мощная индустрия. Начиная от варшавского аэропорта, который носит имя великого музыканта, до единственного в своем роде Института Шопена, основанного в 2001, где собрано буквально всео композиторе и ведется грандиозная исследовательская работа.

Все, что касается Шопена, находится в Польше под патронатом государства и поддерживается президентом, парламентом, министерством культуры. Мы знаем, как в Польше относятся к своим национальным гениям, каков в этой стране культ великих музыкантов: Шимановского, Венявского, Пендерецкого, Лютославского, Монюшко, Падеревского и многих других. В этом блистательном обрамлении Шопен — самый яркий, самый дорогой, бесценный бриллиант, недосягаемая, единственная и неповторимая вершина.

А в годы проведения Конкурса культ Шопена достигает необозримых масштабов. Конкурс — вершина пирамиды, имя которой — Фридерик Шопен.

Павел РАЙГОРОДСКИЙ

«МО» № 4 (494) 2022

Лауреаты:

I премия (€40 000) — Брюс Лю (Канада)

II премия (€30 000) — Александр Гаджиев (Италия / Словения)

II премия (€30 000) — Кёхеи Сорита (Япония)

III премия (€20 000) — Мартин Гарсия Гарсия (Испания)

IV премия (€15 000) — Аими Кобаяши (Япония)

IV премия (€15 000) — Якуб Кушлик (Польша)

V премия (€10 000) — Леонора Армеллини (Италия) VI премия (€7 000) — Дж. Дж. Джун Ли Буй (Канада)

 

Специальные призы:

За лучшее исполнение мазурок от польского радио (€5 000) — Якуб Кушлик

За лучшее исполнение концерта от Варшавской филармонии (€5 000) — Мартин Гарсия Гарсия

За лучшее исполнение Сонаты от Кристиана Цимермана (€10 000) — Александр Гаджиев

Самому молодому финалисту от Збигнева Кашубы (10 000 Zl + €100) — Дж. Дж. Джун Ли Буй

Лучшему польскому пианисту, не прошедшему в финал от проф. Збигнева Джевецкого (Zl 5 000) — Петр Алексевич

Премия Генрика Ревкевича лучшему пианисту, представляющему Польшу, Беларусь, Израиль, Литву, Украину и Россию (€10 000) — Якуб Кузлик

Приз мэра города Хамамацу лауреату I премии (¥500 000) — Брюс Лю

Приз лучшему пианисту, представляющему Польшу, от юридической фирмы Sołtysiński Kawecki & Szlęzak (€5000) — Якуб Кушлик

Специальный приз лучшему пианисту, представляющему Польшу, от Ассоциации Animato в Париже (€3000) — Якуб Кушлик

Премия лучшему пианисту, представляющему Польшу, от Общества Шопена Атланты ($2 500) — Якуб Кушлик

Приз самой молодой финалистке Конкурса от польского юриста, миллиардера, предпринимателя, мецената и коллекционер произведений искусства Гражины Кульчик (€ 10 000) — Ева Геворгян

Победитель конкурса получил многочисленные ангажементы. Его концертный тур включает выступления с оркестрами в Катовице, Вроцлаве, Познани, Токио, Тель-Авиве, Иерусалиме, Сеуле, Рио-де-Жанейро; сольные концерты в Токио, Брюсселе, Сан-Паулу, Бразилиа, Ванкувере, Люксембурге.

Павел РАЙГОРОДСКИЙ