ГАСК и Валерий Полянский: опера Глинки «Жизнь за царя» (31 мая 2024, Концертный зал Чайковского)

ГАСК и Валерий Полянский: опера Глинки «Жизнь за царя» (31 мая 2024, Концертный зал Чайковского)

К 220-летию со дня рождения Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) в Концертном зале им. Чайковского 31 мая 2024 прозвучит опера «Жизнь за царя» в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России. Дирижер – Валерий Полянский. Солисты: Юлия Томина (сопрано), Евгения Сегенюк (контральто), Максим Сажин (тенор), Максим Калинин (тенор), Руслан Розыев (бас), Андрей Чеснов (бас).

Историко-политический контекст создания оперы «Жизнь за царя» подробно описан в книге Е. В. Лобанковой «Глинка: Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни» (М.: Молодая гвардия, 2019).

«С восшествием на трон Николая Павловича начался новый виток политического переустройства страны – впервые император создает общую государственную идеологию, которая должна объединить разрозненные сословия. Империя должна была предстать в новом облике, как единая нация. <…> “Официальный национализм” обрел свою конкретную форму в триаде, сформулированной графом Сергеем Сергеевичем Уваровым (1786-1855). Глинка слышал о нем во времена учебы в пансионе, возможно, встречался на великосветских вечерах. <…>

Жуковский хорошо знал министра народного просвещения Уварова еще по обществу “Арзамас”. Он протежировал его при дворе. Триада была близка Жуковскому и многим интеллектуалам из его окружения, в том числе и Глинке, ведь она рождалась в совместных дискуссиях. <…> Музыкальное “изобретение” нации уже началось в 1833 году под его покровительством. Он написал стихи для нового национального гимна России (автором предыдущего тоже был он), которые были положены на музыку Алексеем Федоровичем Львовым, самым приближенным к императору музыкантом (до этого использовалась музыка английского гимна).

Роль Жуковского в создании “Жизни за царя” была исключительной. Он включился в работу с начального этапа – выбора сюжета и курировал ее вплоть до момента постановки оперы на сцене, даже участвуя в изготовлении нужных декораций. Вместо лирической “Марьиной рощи” он посоветовал сюжет о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина, спасшего жизнь юного Михаила Романова от польских захватчиков в 1613 году. В нем было все, что требовалось этому историческому моменту, – масштаб, подвиг, патриотизм, опора на прошлое. <…> Освобождение России от поляков-захватчиков, добровольная жертва крестьянина, спасающего царя, и установление собственной династии (Михаил Романов – основатель династии Романовых, правивших Россией до 1917 года) – все это воспринималось как ключевое событие народной истории, а в контексте триады Уварова становилось ее наглядной иллюстрацией. На этот сюжет с 1815 года, в течение двадцати лет, уже шла с успехом комическая опера Александра Шаховского – Катерино Кавоса под названием “Иван Сусанин”. Но в опере Глинки история о Сусанине получила самое подробное и драматическое развитие, став настоящей “высокой трагедией”, достойной Античности».

«МО»