Фортепианное вече в Детинце

В Великом Новгороде прошел Первый международный конкурс юных пианистов имени Рахманинова
Фортепианное вече в Детинце
Фото Евгений Евтюхов

Старейший город России впервые принимал музыкальное событие подобного масштаба и уровня. Губернатор Андрей Никитин страстно хотел провести этот конкурс, как мероприятие более чем российского резонанса. И это ему удалось. Вместе с главной концертной организацией страны — «Росконцертом» и главным пианистом России — Денисом Мацуевым.

Среди событий к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова Конкурс юных пианистов в Великом Новгороде — одно из самых заметных. Соревнование, принявшее эстафету от прошлогоднего Московского международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова.

Новгородская земля — родина Рахманинова: он родился в деревне Семеново (а не в родовом имении Онег, как принято считать) Новгородской губернии, а вскоре был перевезен в Онег, где прожил первые 9 лет, до поступления в Петербургскую консерваторию.

Рахманинов родился 150 лет назад, 2-го (а не 1-го, как принято считать) апреля 1873. Сам он указывал дату своего рождения именно 2 апреля. Эта же дата указана на его могиле в Кенсико в США.

На Новгородской земле родился Антон Аренский, известный композитор и педагог, учитель Рахманинова в Московской консерватории. Его имя носит с 2011 Новгородская филармония. Своими земляками новгородцы считают и Лядова, и Римского-Корсакова.

Вспомним и Садко: одновременно и артиста, музыканта-гусляра, и предприимчивого купца, пытавшегося придумать своеобразный «НЭП XII века», желавшего торговать со всем миром от Индии до Венеции. Героя новгородских былин и гениальной оперы Римского-Корсакова (кстати, композитор родился недалеко от этих мест — в Тихвине). Но не понятого и изгнан земляками.

Новгород занимает особое место в истории России. Вольный город, центр Новгородской республики, три с половиной века (1136–1478) остававшийся «территорией свободы» средневековой Руси. Главной властью в Новгороде было вече — народное собрание, своеобразная форма государственного управления, законодательной власти, ограничивавшая власть князей и стоявшая выше ее.  Как правило, на общегородское вече горожане собирались в строго определенном месте, у Софийского собора.

Вече руководило финансами, объявляло войну и заключало мир, утверждало договоры с иностранцами, вело суд.

По мнению историков, Новгородское вече просуществовало более шести веков: с 862, считающегося годом основания Руси, до 1478 — года покорения Новгорода Иваном III. 15 января 1478 из города был вывезен в Москву вечевой колокол, символ новгородской демократии и вольницы.

В отличие от большинства русских земель, Новгород избежал золотоордынского нашествия и разорения. Город стоит на реке Волхов, самой северо-западной из больших российских рек, текущей от и до.

Великий Новгород (как и Псков, и Смоленск), будучи расположенным на западных границах Государства Российского, много веков до образования Санкт-Петербурга был «окном в Европу», а ныне, конечно, петербурго-центричен и в основном ориентирован на северную столицу. Тем более что от нее до Новгорода можно добраться за три часа на «Ласточке» (расстояние 190 км), а из Москвы на поезде — за 8 часов (расстояние около 500 км). Хотя можно и вдвое быстрее: «Сапсаном» из Москвы до г. Чудово Новгородской области (3 часа), а оттуда — до Новгорода на машине или автобусе (чуть больше часа).

Памятник Сергею Рахманинову. Скульптор Александр Рукавишников (1950). Великий Новгород, Кремлевский парк. Открыт в 2003 Великий Новгород, Кремлевский парк. Открыт в 2003/ Фото Андрей Устинов

Детинец

Филармония находится на территории Новгородского кремля, старейшего в России: его еще называют Детинцем. По мнению одних историков, слово «детинец» происходит от слова «дети», которых якобы свозили сюда во время вражеских нашествий. По мнению других, здесь жили княжеские дружинники, называемые «отроками», «детскими». По мнению академика В.Л. Янина, название «детинец», возможно, связано со старейшими людьми — дедами-старейшинами, которые собирались там для решения различных вопросов. Есть и другие версии происхождения слова «детинец».

Первое упоминание о Новгородском кремле относится к 1044: через 20 лет — его 1000-летие. В 1045–1050 был построен старейший в России православный храм — Софийский собор. Кремль и Собор стоят на берегу Волхова.

Напротив Кремля (через большую площадь) — Дом Советов (площадь Победы-Софийская, дом 1) в котором до 1991 размещался обком КПСС, а теперь — Правительство Новгородской области и областная дума. Слева Музей.

Между кремлевской стеной и шедевром «сталинского ампира» — памятник вождю мирового пролетариата, причем уже второй: первый был поставлен в 1926 и во время войны разрушен, нынешний установлен в 1956. Стоит Ленин во весь рост, без кепки, но в пальто, что справедливо: все-таки север.

Ну а если повернуться спиной к Ленину и двинуться прямо, точнее — вправо по парку вдоль кремлевского рва, то мы придем к памятнику Рахманинову (работы Александра Рукавишникова знаменитого мастера скульптур великих и выдающихся музыкантов по всей России), установленному 14 июня 2009 к 1150-летию Великого Новгорода. Почти 4-метровый бронзовый Сергей Васильевич стоит на полуметровом постаменте, опираясь на парковую скамью.

Новгород больше двух лет (с 15 августа 1941 по 20 января 1944) был оккупирован немецкими войсками и почти полностью разрушен. Об этом напоминает и поясной памятник партизану, Герою Советского Союза Лене Голикову, уроженцу Новгородской области, стоящему за Домом Советов в шапке-ушанке и с автоматом в руках; и бабушка, игравшая на гармошке военные песни: у моста через ров к Детинцу, у входа ее могли видеть зрители, подходя к залу филармонии.

Великий Новгород. Новгородский Кремль. Фото Андрей Устинов

Конкурс в Детинце

Филармония находится внутри Кремля, в бывшем Епархиальном доме и Митрополичьих покоях: здание, построенное в начале XVIII века, в 1987 было передано филармонии. К 1150-летию Великого Новгорода, отмечавшемуся в 2009, оно было капитально отремонтировано и отреставрировано. А через год был принят Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности», согласно которому РПЦ возвращалась недвижимость, принадлежавшая ей до 1917. В последующие годы церкви были возвращены многие объекты культуры, вокруг других развернулась серьезная полемика (были выселены или оказались под угрозой выселения филармонии, концертные залы, музыкальные вузы. К счастью, Новгородской филармонии это, кажется, не грозит.)

Зал филармонии рассчитан на 632 места, с хорошей акустикой, оснащен современным световым и звуковым оборудованием.  Единственный недостаток — неглубокая и неширокая сцена (14,5 х 14 м), на которой невозможно нормально разместиться симфоническому оркестру. Тем более когда нужно было водрузить на сцене три концертных рояля: Steinway & Sons, Yangtze River и Yamaha CFX (таков был выбор участников). Организаторы придумали оригинальный ход: убрали пять рядов партера и достроили сцену.

В филармонии есть и прекрасный Камерный зал, просторный, с высокими потолками, что важно точки зрения акустики. Большое комфортное фойе. В общем, достойный музыкально-концертный центр старейшего русского города.

Новгородская филармония является частью Новгородского областного театрально-концертного агентства («НОТКА»), которое было создано в 2017 и в которое, кроме филармонии, входят Новгородский академический театр драмы имени Ф.М. Достоевского, Мультимедийный центр «Россия», Новгородский областной дом народного творчества. Около 10 лет назад с целью оптимизации ресурсов были созданы первые концертно-театральные объединения в Тюмени и Пскове, но они оказались неэффективными и не раз критиковались. В Тюменском КТО не раз менялось руководство (последний раз меньше года назад), а в Пскове Концертно-театральная дирекция фактически развалилась после того, как Псковский театр драмы им. Пушкина (главный режиссер Дмитрий Месхиев, он же был первым директором КТД с 2015 по 2017) стал филиалом Александринского театра и перешел в федеральное подчинение. Но новгородцы решили не учитывать сложности и проблемы тюменцев и псковичей и соединили несоединимое: филармонию, призвано представлять классическую и современную академическую музыку и профессиональное театральное искусство и… фольклор.

А поскольку драматический театр на ремонте, его спектакли играют на сцене филармонии.

Новгородская областная филармония им. Аренского

Конкурс столичного масштаба

Нынешний конкурс — не первый в Великом Новгороде, который носит имя С.В. Рахманинова. С 1996 здесь проводился Международный конкурс юных пианистов имени С.В.  Рахманинова, одно из самых авторитетных музыкальных соревнований в России. В апреле 2022 прошел XIII конкурс.

Но, конечно, состязание такого уровня для Великого Новгорода — небывалое. Конкурс проводился при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Новгородской области. Организацию и проведение конкурса взял на себя «РОСКОНЦЕРТ» (директор Андрей Малышев), который имеет громадный опыт в проведении самых масштабных культурных мероприятий, в том числе крупнейших в России конкурсов (им. Чайковского, им. Рахманинова, Всероссийского музыкального, балетных — Международного и Всероссийского), при активном участии Новгородской филармонии.

Все было как на лучших столичных конкурсах (Чайковского, Рахманинова и др.).

В зале каждый день — аншлаг. Ажиотаж, накал эмоций и среди участников, и у публики.

Онлайн-трансляции всех этапов Конкурса   на сайте конкурса https://rachmaninoff-youth.com/, при поддержке социальной сети ВКонтакте и на китайском портале классической музыки Music Today.

Общее число просмотров всех событий Конкурса (по сообщению дирекции конкурса) превысило 2 000 000. Трансляции смотрели в России, Беларуси, Казахстане, Китае, Германии, Молдове, США, Таиланде, Таджикистане, Кыргызстане, Украине, Турции, Франции, Эстонии, Японии, Южной Корее, Бразилии, Израиле, Канаде и Испании. Записи доступны в архиве на сайте https://rachmaninoff-youth.com/.

Первый международный конкурс юных пианистов имени С.В. Рахманинова
Великий Новгород, 21–26 марта 2023

Жюри

Денис Мацуев (председатель), Владимир Овчинников, Валерий Пясецкий, Владимир Тропп (все — Россия), Виктор Ересько (Россия–Франция), Жания Аубакирова (Казахстан), Максим Могилевский (США), Та Куан Донг (Вьетнам), Фредерик Кемпф (Великобритания).

Премии

Гран-при — присуждается по результатам выступления лауреатов конкурса в Гала-концерте.
Премия 350 000 руб. каждая — присуждается конкурсантам, получившим звание «лауреат конкурса».
Премия 100 000 руб. каждая — присуждается конкурсантам, получившим звание «дипломант конкурса».

Награды

Гран-при

Лев Бакиров (Россия)
У Ифань (Китай)

Лауреаты

Лев Бакиров, Федор Орлов, Глеб Семенов (все — Россия)
Мин Жуй, У Ифань, Цзи Циньяояо (все — Китай)

Дипломанты

Артур Искоростенский, Александр Князев, Георгий Мазуров (все — Россия) Ли Тяньюй, Ли Цзюньцзе, У Сюаньсянь (все — Китай)
Даниэль Диас Падилья (Колумбия)

Нгуен Дык Кьен (Вьетнам)

Айрис Шадрина (Беларусь)

Империя Мацуева

Главное лицо конкурса (разумеется, после С.В. Рахманинова) — Денис Мацуев. Он и художественный руководитель, и председатель жюри, и спикер № 1, и пианист № 1.

Конкурсная «Империя Мацуева» продолжает расширяться:

Grand Piano Competition,

Международный конкурс имени Рахманинова в Москве,

теперь юношеский международный конкурс имени Рахманинова в Великом Новгороде (а в 2010-х Мацуев был еще и худруком конкурса Astana Piano Passion).

Еще Мацуев — президент фонда «Новые имена», воспитанником которого является он сам. И очень любит зажигать, как он выражается, «искорки», брать их под свое покровительство, колеся по России с многочисленными фестивалями и представляя, в том числе, совсем юных музыкантов.

Вероятно, Мацуев, который уже много лет «рядом с Рахманиновым», получил привилегированные права на этот «бренд»; на то, чтобы проявлять активность во всем, что связано с Рахманиновым в России и не только в России. Как Валерий Гергиев — на бренд конкурса Чайковского (а также на Мариинскую империю — от Владивостока до Владикавказа, Пасху, зал «Зарядье»…).

Художественный руководитель и председатель жюри конкурса сам утверждает состав жюри. И на сей раз он на 3/4 совпал с жюри прошлогоднего конкурса имени С.В. Рахманинова в Москве по специальности «Фортепиано»: Владимир Овчинников, Владимир Тропп, Валерий Пясецкий, Максим Могилевский, Та Куан Донг, Фредерик Кемпф. Новые лица — профессор Алма-Атинской консерватории Жания Аубакирова и русско-французский пианист Виктор Ересько, лауреат III конкурса имени Чайковского и признанный исполнитель произведений Рахманинова, полвека назад, к 100-летию со дня рождения композитора, исполнивший в Москве (впервые в мире!) все его сочинения для фортепиано, включая транскрипции.

В основном в жюри работали представители и адепты нейгаузовской линии русского пианизма, «школы Нейгауза – Наумова». В. Ересько и М. Могилевский — ученики Л.Н. Наумова. В. Овчинников и В. Пясецкий учились у А.А. Наседкина (ученика Г.Г. Нейгауза и Л.Н. Наумова). В. Тропп — ученик Т.Д. Гутмана, выпускника класса Г.Г. Нейгауза.

Денис Мацуев, председатель жюри. Фото Евгений Евтюхов

Сложен Рахманинов для юных…

Да, это так. Желанен, но сложен: и эмоционально, и технически. Много ли его сочинений могут сыграть юные пианисты, школьники? Техника, конечно, у детей сейчас на грани фантастики, и даже в 10 лет можно выучить Первый концерт Чайковского (его финал играл один из финалистов последнего конкурса «Щелкунчик») или Второй Рахманинова, но качество, глубина, масштаб исполнения юных — соответствуют ли заданной высокой планке?

Условиями конкурса определена одна возрастная категория: от 10 до 18 лет.  Справедливо ли объединять в одну группу фактически детей, учеников 3-4 классов музыкальной школы, и 17-18-летних выпускников ССМШ, колледжей?

Например: У тех и у других совершенно разные возможности и опыт выступлений, в том числе и на конкурсах, и с оркестром. Разный уровень владения роялем. (Видимо, скидкой на возраст можно объяснить предложенный участникам компромисс: возможность играть либо I, либо II и III части концерта. А кто-то выбрал одночастное сочинение: например, Рапсодию на тему Паганини или Концерт Листа, с которым Д. Мацуев побеждал на Конкурсе Чайковского.)

Лет до 11-12 «за» детей играет очарование возраста, яркость и свежесть таланта, восхищение «чудо-ребенком». Когда же наступает возраст тинейджера, между детством и первым этапом зрелости, фактор детского обаяния постепенно сходит на нет и должен компенсироваться возросшим мастерством. Но не всякий вундеркинд проходит этот путь без потерь, и далеко не все к 18–20 годам обретают уровень мастерства, позволяющий выигрывать большие конкурсы и выходить на большую сцену.

Судя по прошедшему конкурсу, обаяние детства и ранней юности произвело большее впечатление на жюри, чем опыт и мастерство старших участников. Гран-при получили 12-летний россиянин Лев Бакиров (один из двух самых юных участников) и 14-летний китаец У Ифань.

В целом уровень участников был весьма высок. А решение жюри надо признать справедливым. Удачна и сама идея выступлений всех участников и в первом, и во втором туре, с последующим определением лауреатов (но без распределения премий — все получили одинаковые призы по 300 000 руб.) и выбором из них обладателей Гран-при.

Лев Бакиров (Россия), Гран-при.

Лев БАКИРОВ родился в 2010 в Перми. Начал обучение музыке в 5 лет в Пермской хоровой капелле мальчиков. С’2020 обучается в МССМШ им. Гнесиных, в классе Бориса Березовского. Стипендиат Благотворительного фонда «Новые имена», Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова и Фонда Сергея Рахманинова (Швейцария). Лауреат и обладатель Гран-при различных международных конкурсов, финалист Большого Всероссийского отбора Российского национального оркестра и победитель Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица».

Лауреат Международного конкурса им.’ С.’ Прокофьева (Екатеринбург, 2019, Гран-при), Международного конкурса «Романтизм: истоки и горизонты» (Москва, 2019, I премия), Всероссийского открытого конкурс имени Л.Н.’ Оборина (Москва, 2020, I премия), финалист Большого Всероссийского отбора Российского национального оркестра (2021).

Участник фестивалей «Crescendo» Дениса Мацуева, «Летние вечера в Елабуге» Бориса Березовского, «Москва встречает друзей» Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи, фестиваля им. А.Н. Скрябина в Москве, II ‘Московского фестиваля фортепианной музыки им.’Эмиля Гилельса.

В сентябре 2021 при поддержке Фонда Сергея Рахманинова (Швейцария) состоялось выступил на вилле С.В. Рахманинова «Сенар» в’ Швейцарии. По ‘приглашению «РОСКОНЦЕРТА» принимал участие в традиционном всероссийском праздничном концерте, посвященном Дню славянской письменности и культуры на ‘Красной площади, участвовал в церемонии открытия XXXI Международного фестиваля искусств «Славянский Базар» в Витебске. Выступал в Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, в Концертном зале имени П.И. Чайковского, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им.’ Д.Д.’ Шостаковича.

Увлечения’– рисование и игра в шахматы.

Русский с китайцем — братья навек

Конкурс получился, как и ожидалось, «российско-китайским». В числе 15 человек, отобранных из 120 претендентов, подавших заявки — по шесть представителей двух стран, а также пианисты из Белоруссии, Колумбии (участник из этой страны учится в ЦМШ – АИИ) и Вьетнама.

Награды тоже были поделены «по-братски»: по три премии получили пианисты из Китая и России, из них были отобраны обладатели Гран-при: по одному от каждой страны.

Считается, что Гран-при (главный приз, выше первой премии) должен быть один: лучшему из лучших. Но решением жюри и его председателя Гран-при был поделен, как и на предыдущем юношеском конкурсе Дениса Мацуева: Grand Piano Competition в 2021.

Наши китайские друзья «мягкой культурной силой» взяли древний Новгородский кремль, а чуть раньше Председатель КНР Си Цзиньпин — Московский: конкурс начался в дни визита Председателя Си в Москву и заканчивался накануне гастролей в Китае оркестра Мариинского театра во главе с Валерием Гергиевым, который возглавляет Конкурс имени Чайковского. Мацуев на ближайшем конкурсе имени Чайковского возглавит жюри у пианистов.  А уже после всех этих событий, 16 апреля, Мацуев и Гергиев с оркестром Мариинского театра открыли в зале «Зарядье» Пасхальный фестиваль. Открыли тем же Четвертым концертом Рахманинова, который Денис Леонидович превосходно сыграл на концерте-закрытии конкурса в Великом Новгороде — на китайском рояле.

У Ифань родился в 2008 в Шанхае (Китай). Учится в средней музыкальной школе при Шанхайской консерватории у профессора Тин Чжоу. Победитель II Национального конкурса пианистов YAMAHA (2016), IV Национального музыкального конкурса GOCAA (2016), II ‘конкурса пианистов в Чанцзяне (2016), VIII Национального молодежного конкурса пианистов Steinway (2017) и др.

На’ Международном фортепианном фестивале в Миннесоте выступал с сольным концертом и получил Премию за лучшую интерпретацию романтического произведения (2018). Участвовал в XXIV Фестивале искусств побережья Амальфи в Италии (2019).

Выступал в концертных Китая, США, Италии и других стран.

«Росконцерт» на высоте

Как всегда, блестящее искусство организации крупнейшего мероприятия международного масштаба проявил «Росконцерт». Конкурс прошел «без сучка и задоринки», все было отработано до автоматизма. Как раз в дни конкурса — 25 марта, в День работника культуры — гендиректору «Росконцерта» Андрею Малышеву, сотрудникам «Росконцерта» Владимиру Черкасову и Юлии Зайцевой была вручена Премия Правительства РФ за 2022, за организацию проекта «Большие гастроли». Премию вручил премьер-министр Михаил Мишустин — как теперь известно, музыкант-любитель, пианист и композитор.

Как и Всероссийский музыкальный конкурс, состязание в Новгороде приобрело масштаб и форму большого фестиваля, в котором была и конкурсная интрига, и образовательная программа (мастер-классы членов жюри Владимира Овчинникова, Жании Аубакировой и Владимира Троппа), и насыщенная концертная часть. На концерте-открытии солировал лауреат I премии прошлогоднего Московского конкурса имени Рахманинова Иван Бессонов, состоялся сольный концерт члена жюри Фредди Кемпфа. Денис Мацуев в День работника культуры сыграл приватный концерт для работников культуры Великого Новгорода с программой «Бисы» и выступил на церемонии закрытия.

Во втором туре и в концертах открытия и закрытия принял участие Московский государственный академический симфонический оркестр, в этом году отмечающий 80-летие (дирижер Ю. Ткаченко). Оркестр достойно справился с разнообразной и сложной программой, предложенной участниками (концерты для фортепиано с оркестром по условиям конкурса звучали не целиком: конкурсанты играли либо I часть, либо II и III).

Интрига заключительного вечера конкурса сохранялась до последней минуты. Сначала на сцену пригласили всех 15 участников для получения дипломов лауреатов и дипломантов. Затем свои призы вручил губернатор Новгородской области Андрей Никитин.

Затем выступили шесть лауреатов конкурса. После этого жюри, располагавшееся на балконе (что напоминало конкурс Шопена в Варшаве), покинуло зал для того, чтобы на заключительном заседании определить обладателя (как выяснилось, обладателей) Гран-при.

После перерыва все вернулись в зал и Денис Мацуев в сопровождении МГАСО сыграл Четвертый концерт Рахманинова. И только после этого Мацуев объявил имена лучших из лучших: Льва Бакирова и У Ифаня.

Гала-концерт лауреатов. Фото Евгений Евтюхов

Прощание

Рахманинов начал писать Четвертый концерт в России в 1914, а завершил через 12 лет в США. В этой музыке — ностальгия, щемящая тоска, печаль и боль разлуки с родиной, природой, укладом жизни, разгромленными, исчезнувшими усадьбами, могилами предков. Прощание с тем миром, которого великий музыкант лишился в одночасье, как и миллионы его соотечественников. Вся его музыка — предвестник расставания. Словно бы Рахманинов задолго до 1917 предчувствовал момент прощания с Родиной и тосковал по той России, которая будет им утрачена после 1917-го. И которой не будет уже никогда.

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.