Финдейзен. Дневники 1918

Финдейзен. Дневники 1918
Николай Федорович Финдейзен

Газета «Музыкальное обозрение» продолжает публиковать «Дневники» Николая Федоровича Финдейзена  (1868–1928) — выдающегося деятеля русской музыкальной культуры конца XIX – начала ХХ вв.: историка, историографа, музыкального критика, журналиста, основателя и бессменного издателя и главного редактора «Русской музыкальной газеты» — крупнейшего музыкального периодического издания предреволюционной России («РМГ» выходила с конца 1893 по середину 1918 гг.).

Газета «Музыкальное обозрение»  считает себя преемником «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена.  Как и «РМГ» на рубеже XIX – начала ХХ вв., «МО» на рубеже XX – начала XXI вв.  свидетельствует о событиях, явлениях, тенденциях музыкальной и культурной жизни современной России, является изданием, объединяющим  музыкальное пространство огромной страны. Как и «РМГ» век назад, «МО» сегодня представляет образ этого пространства.

Поэтому не случайно обращение «МО» к наследию Финдейзена, его «Русской музыкальной газете», его «Дневникам». Эту тему «Музыкальное обозрение» развивает в своих публикациях с середины 1990-х годов, в тесном сотрудничестве с музыковедом, исследователем жизни и творчества Н.Ф. Финдейзена, профессором Курского государственного университета Мариной Космовской.

В 2017 году «МО» опубликовало «Дневники» Н. Финдейзена 1917 года.

Нынешняя публикация «Дневников» 1918 года приурочена к 150-летию со дня рождения Н.Ф. Финдейзена, которое отмечается 23 июля.

Николай Финдейзен, 1914

***
«…На что похож город, неубираемый, без трамвайного сообщения, с толпой (буквально всюду) серых хамов, торгующих, куда-то спешащих с пожитками или просто расталкивающих буржуев!» (5 января).

***
«Капелла также успокоилась теперь, сойдясь с большевиками. Хор выступил недавно в зале Красной армии и флота (теперь Крестьянского клуба!), а товарищ Луначарский в речи заявил о необходимости сохранить Капеллу: «Религия теперь отделена от церкви»; «Можно отрицать религию, но нужно сохранить ее красоту», — т.е. церковное пение и Капеллу. Хористы получают теперь по 350 р., а регенты по 500 р. Большевики умело подготовляют кадры будущих революционеров, развращая низших служащих высокими окладами. Немудрено, что к ним так быстро пристали прежние холопы и лакеи. — Капелла теперь одемократилась и порядочно-таки загрязнилась» (Понедельник, 19 февраля / 4 марта).

***
«Думаю о продолжении РМГ в 1919 г. в виде ежемесячника,  вернувшись к старому виду,  но обновив содержание и внешность. Вот только — где найти серьезных сотрудников?» (11 / 24 марта).

***
«Вчера насладился мерзостью электротехника Михайлова, взявшего в обмен на стыковую мои электрические приборы и лампы и, после 2-х месяцев напрасного хождения, пожелавшего мне <…> отправиться к чертовой матери. И на такое хамство натыкаешься всюду» (Воскресенье, 6 / 19 мая).

***
«Привез последний сверстанный №  — сегодня придержал его утром. Неужели и в самом деле он окажется последним № газеты. Противно, что так бесславно, так пусто приходится оборвать бывшее живым — дело на половине 25 года! Но приплачивать несколько сот за каждый № не из чего <…> а тут еще разгильдяйство печатников и порученное им проведение, насильственное, безграмотной орфографии. Черт с ними со всеми!! Тошно, тошно и тошно» (Суббота, 14 / 27 июля).

***
«Вероятно, накануне доставили последний № (11/12) газеты, который и обандеролил вечером. Неужели это на самом деле последний № и газета уже покойная?  Не верю, не хочу верить» (Вторник, 31 июля / 13 августа).

***
«Декреты — продолжают сыпаться из рога изобилия, все для подавления торговцев, буржуев, а лавки  <…> закрыты и город опустел (говорят на 2 с лишним мильона). И ведь нельзя выбраться из этой душной, голодной тины. Интеллигенция умственная у нас не только не бережется, но без жалости придавливается» (Понедельник, 23 сентября).

***
«Большевики ужасно хлопочут о праздновании годовщины их революции — гораздо больше, чем монархисты — коронации:   собираются праздновать чуть ли не 3 дня и даже выдать по фунту ситного товарищам 1-й категории!  Но в то же время, за этой искусственной декорацией, воздвигаемой с нарочитым шумом, чувствуется страшный трепет и тревога за свое будущее. Не это ли заставляет их довершать дело разрушения обильным дождем новых декретов и додушением торговли и культуры. Московские книгохранилища — национализированы; здесь — архив Музыкального общества и другие учреждения» (Воскресенье, 30 сентября / 13 октября).