Фестиваль «МО-34»: концерты Шнитке-оркестра

Фестиваль «МО-34»: концерты Шнитке-оркестра

Центральными событиями фестиваля «Музыкальное обозрение – Opus 34» стали концерты Московского симфонического Шнитке-оркестра.

Оркестр под управлением своего основателя и художественного руководителя Игоря Громова выступил с двумя программами. 25 октября прозвучала русская музыка ХХ века: Прокофьев, Шостакович, Вайнберг, Шнитке. 19 декабря — шедевры трех веков, раскрывающие все богатство и совершенство величайшего музыкального инструмента, изобретенного человечеством, и главного действующего лица обоих вечеров: симфонического оркестра.

Каждое сочинение — это презентация возможностей симфонического оркестра, его отдельных групп и инструментов. Пиршество и волшебство оркестровых красок. И одновременно презентация Шнитке-оркестра, демонстрация возможностей и мастерства оркестрантов и коллектива.

Московский симфонический Шнитке-оркестр — ведущий коллектив, главная творческая единица МГИМ имени А.Г. Шнитке, партнера «Музыкального обозрения» в концертных, фестивальных, филармонических проектах.

Каждый год оркестр под руководством маэстро Игоря Громова выступает на фестивале «Opus» с яркими, оригинальными, изысканными программами, демонстрируя высокое исполнительское искусство. И в негласном конкурсе программ участников фестиваля «Opus» Шнитке-оркестр — всегда на первых позициях.

Игорь Громов — превосходный музыкант и уникальный, феноменальный педагог. Маэстро умеет с такой страстью захватить музыкантов, что юные оркестранты, артисты учебного коллектива (в котором к тому же ежегодно происходит ротация) с огромной отдачей, удовольствием, увлечением решают исполнительские задачи, которые ставит перед ними дирижер. Эта увлеченность заметна на их лицах и в горящих глазах, когда они играют сложнейшие партитуры Чайковского, Прокофьева, Р. Штрауса, Шостаковича, Шнитке… При этом музыканты получают бесценный опыт оркестрового исполнительства, который позволяет им успешно проходить конкурсы в лучшие оркестры Москвы.

И на этот раз оркестр преодолел все трудности: и оркестровые, и жизненно-бытовые. Накануне второго концерта — 19 декабря, прошедшего в РАМ имени Гнесиных — институт охватила буквально эпидемия ОРЗ, ОРВИ и какой-то новой разновидности ковида. А Москва испытала нашествие невиданного по длительности и интенсивности снегопада. Но и в этих условиях Шнитке-оркестр продемонстрировал великолепное звучание, профессиональную зрелость, отточенное мастерство.

Рихард Штраус (1864–1949).
Симфоническая поэма «Жизнь героя» ор. 40 (1898) (написана в 34 года)

Бенджамин Бриттен (1913–1976).
«Путеводитель по оркестру для юных слушателей. Вариации и фуга на тему Перселла» ор. 34 (1945)

Николай Римский-Корсаков (1844–1908).
«Испанское каприччио» oр. 34 (1887)
Симфоническая сюита в 5 частях, следующих без перерыва: «Альборада», «Вариации», «Альборада», «Сцена и цыганская песня», «Астурианское фанданго»

Жорж Бизе (1838–1875).
Адажиетто из музыки к драме «Арлезианка» (1872) (написана в 34 года)

Все сочинения связаны с числом 34.

Программа концерта — своеобразная книга об оркестре, оркестровая энциклопедия. «Жизнь героя» — посвящение амстердамскому оркестру Концертгебау и его главному дирижеру Виллему Менгельбергу. «Испанское каприччио» — отклик на творчество величайшего мастера оркестрового письма Римского-Корсакова. И собственно путеводитель по оркестру — сочинение Бриттена.

«Жизнь героя» — последняя симфоническая поэма Р. Штрауса. Она была закончена 27 декабря 1898 в Берлине (композитору было 34 года).

Ромен Роллан писал о «Жизни героя»: «Это необыкновенное произведение, полное героического опьянения, произведение колоссальное, странное, пошлое и высокое… Самая изумительная битва, когда-либо изображенная в музыке!..  На первом исполнении в Германии я видел, как люди трепетали, слушая ее, как внезапно поднимались с мест и делали бессознательные неистовые жесты… Герой-победитель видит, что победа его тщетна: низость и глупость людей остались прежними. Он укрощает свой гнев и презрительно смиряется. Он удаляется на покой, к природе… Это произведение, полное героического презрения».

Другой биограф Штрауса, Марек Джордж, написал о «Жизни героя»: «Это самое горделивое оркестровое сочинение Штрауса. Вкус к жизни, мужская энергия, бесстрашно заявляющая о себе в полный голос, эротическая сила, не знающая стыдливости, — вот что представляет собой последняя крупная симфоническая поэма Штрауса, которая давала ему возможность управлять огромным оркестром, вытягивая из него все богатство звуков, управлять с уверенностью современного Калиостро…»

Об «Испанском каприччио» Римский-Корсаков писал в «Летописи моей музыкальной жизни»:

«По расчетам моим Каприччио должно было блестеть виртуозностью оркестрового колорита…  На первой репетиции, как только была сыграна первая часть, весь оркестр стал мне аплодировать. Я попросил оркестр позволить посвятить ему эту пьесу. Общее удовольствие было на это ответом».

Борис Асафьев характеризует «Каприччио» как «звукопись осле­пительной чистоты тонов».

По мнению Николая Финдейзена, создателя и издателя «Русской музыкальной газеты», «Это настоящий экзамен для отдельных инструментов оркестра, начиная от скрипки соло до барабана и тарелок!».

«Путеводитель по оркестру для юных слушателей. Вариации и фуга на тему Перселла» op. 34сочинение Бриттена на тему «Рондо» Генри Перселла (1659–1695), написанное для документального фильма «Инструменты оркестра». Во вступлении Тема исполняется всем оркестром. Затем от вариации к вариации (их всего 13) сочинение знакомит слушателей со всеми группами и инструментами симфонического оркестра: деревянными духовыми, струнными, арфой, медными духовыми, ударными. После этого весь оркестр исполняет Фугу.

Первый концерт Шнитке-оркестра на фестивале «Музыкальное обозрение – Opus 34» прошел 25 октября 2023 в Московском Доме композиторов.

Сергей Прокофьев (1891–1953).
«Увертюра на еврейские темы» (1919), версия для симфонического оркестра ор. 34 bis (1934)

Мечислав Вайнберг (1919–1996).
Фантазия для виолончели с оркестром ор. 52 (1951–1953). Солист Алексей Найденов

Дмитрий Шостакович (1906–1975).
«Звезда горит над нашей головой!», semi-stage на музыку вокального цикла «Из еврейской народной поэзии» (ор. 79, 1948) и Квартета № 8 (ор. 110, 1960) (автор композиции Игорь Громов).

Альфред Шнитке (1934–1998).
Соната для скрипки и камерного оркестра (1968, версия Сонаты для скрипки и фортепиано). Солистка Елена Рольбина

Альфред Шнитке.
«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» (1981).

Художественное слово — Игорь Громов

Шнитке-оркестр предстал и в камерном, и в симфоническом составе. Каждое сочинение программы несло свои смыслы и символы.

«Увертюра на еврейские темы» Прокофьева написана в 1919 в США. Премьера в СССР состоялась в Москве 24 октября 1923, ровно за 100 лет до нынешнего концерта. За великолепным, отточенным исполнением Увертюры последовало исполнение вокального цикла Дмитрия Шостаковича «Из еврейской народной поэзии», со вступлением и кодой из музыки Квартета № 8. Два опуса Шостаковича Игорь Громов объединил в semi-stage «Звезда горит над нашей головой!» — яркое сценическое действо с участием солистов Театр-школы оперного искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке (как и оркестр, театр-школа также детище маэстро Громова). Минимальными средствами создана картина радостей и горестей народа, его «местечкового» быта и вселенской трагедии. В следующем сезоне исполнение предполагается в абонементе «МО» и «Московской филармонии «DSCH. Дмитрий Шостакович (1906–1975). Камерная музыка».

Фантазия для виолончели с оркестром Мечислава Вайнберга — сочинение, по которому прошел рубеж судьбы композитора: оно начато в 1951, до ареста Вайнберга по «делу врачей», а закончено в конце 1953, после освобождения из Бутырской тюрьмы, накануне 34-летия. Исполнение Фантазии перекличка двух проектов «МО»: «Opus» и «Вайнберг. Возвращение». Первому из них в 2024 исполняется 20 лет, второму 10 («МО» ведет его с 2014 года).

Музыка Альфреда Шнитке постоянно звучит в фестивальных программах Шнитке-оркестра. Соната для скрипки и камерного оркестрасочинение из проекта «Opus 34»: версию Сонаты для скрипки и фортепиано № 1 Шнитке создал в 34 года. Солистка Елена Рольбина — яркая исполнительница, профессор, заведующая кафедрой струнно-смычкового искусства МГИМ им. Шнитке. Елена Рольбина, доценты МГИМ виолончелист Алексей Найденов, солировавший в Фантазии Вайнберга, и альтист Антон Кулапов составляют струнное Шнитке-трио, участвовавшее в нескольких проектах «МО».

«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка» по произведениям Н.В. Гоголя — одно из самых известных сочинений Шнитке. Спектакль задумал Юрий Любимов, он и попросил Шнитке написать музыку. Премьерой «Ревизской сказки» (9 июня 1978) дирижировал Геннадий Рождественский. Он же читал авторский текст из «Записок сумасшедшего». Позже Рождественский предложил Шнитке сделать версию музыки к спектаклю для концертного исполнения. Так появилась «Гоголь-сюита».

Исполнение музыки Шнитке перекликалось с еще одним проектом «Музыкального обозрения»: новым абонементом «МО» в Московской филармонии «Альфред Шнитке. “Лабиринты”. К 90-летию со дня рождения». 24 ноября 2024 исполнится 90 лет со дня рождения А.Г. Шнитке. Абонемент «МО» — один из первых проектов, посвященных памятной дате. МГИМ имени Шнитке этим концертом присоединился к проектам 90-летия. В следующем году сотворчество «МО» и Института продолжится выступлением в Саратове, на родине Шнитке, с программой из его сочинений.

«МО»


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях