Фестиваль № 13

По России промчался очередной «Пасхальный сапсан»
Фестиваль № 13
Фото: Алексей Колосов

Московский Пасхальный фестиваль в этом году проходил с 15 апреля по 9 мая. Впервые фестиваль начался гораздо раньше праздника Пасхи, которую православный мир отмечал 20 апреля. Об этом В. Гергиев говорил на пресс-конференции, которая состоялась вскоре после Олимпиады в Сочи.

«Одним броском»

В. Гергиев: «Мы решили начать фестиваль 15 апреля прелюдией, в Калининграде. Официально он, естественно, откроется в Москве, в Большом зале консерватории, 20 апреля. Мы сочли возможным воплотить в жизнь идею, что, может быть, в этом году, учитывая, что мы начинаем задолго до 9 мая — традиционного дня окончания фестиваля — мы наконец-то сможем пройтись одним броском от Калининграда, Мурманска до Владивостока, Хабаровска.

Уже 16-го мы выступим в Североморске, а также дважды в Мурманске. 17 апреля мы уже будем в Беломорске, замечательном русском городке с огромной, тысячелетней историей. Мы уже там выступали. В этот же день, вечером, выступим в Петрозаводске, 18 апреля — в Санкт-Петербурге и 19 апреля там будет оперный спектакль, который вернется на сцену нового Мариинского театра («Лоэнгрин» Вагнера).

«Будем двигаться на восток»

В Москве 20 апреля в Большом зале консерватории мы дадим два концерта. Они оба заслуживают внимания, и я попросил Дениса Леонидовича (Мацуев — «МО») быть сегодня с нами. Денис сыграет «Прометея» впервые в Москве. Я думаю, что фигура Скрябина еще не раз будет предметом нашего с вами общения.

Также в дневном концерте выступит Пинхас Цукерман, знаменитый американский скрипач, и Нельсон Фрейре, изумительный бразильский пианист. И потом будем двигаться на восток: Казань — два выступления, Екатеринбург — два выступления, Омск, Красноярск, Иркутск, Чита.

В Чите будем переходить на воздушный транспорт, потому что расстояния громадные, и уже из Читы на Иркутск — два выступления. Из Иркутска на Владивосток, из Владивостока — на Хабаровск. Из Хабаровска большой бросок обратно самолетом в Новосибирск, там мы опять возвращаемся к пасхальному поезду, и уже Новосибирск – Тюмень, Тюмень – Москва, пара концертов в Москве 2 и 3 мая, и 4 мая мы уже будем передвигаться достаточно комфортабельно. Орел, Воронеж, Волгоград (два концерта), Оренбург, Пенза, Нижний Новгород. Завершаем 8–9 мая тремя концертами в Москве.

(В процессе подготовки симфонической программы маршрут, названный В. Гергиевым, претерпел изменения: из него выбыли Чита и Орел, включены Якутск, Томск, Пермь, Липецк — прим. «МО»).

«При поддержке Министерства обороны»

Многие города впервые на карте маршрута Пасхального фестиваля. Понятно, что Владивосток нас манил. Помимо того, что это важнейший центр (и экономический, и культурный, и вообще это город общероссийского звучания), там появился огромный новый театр.

В таких городах, как Чита или Североморск, у нас есть уникальная возможность выступать и перед рядовыми, и перед офицерами, и сделаем это в сотрудничестве, при поддержке Министерства обороны. Это новое и, мне кажется, очень важное для нас сотрудничество, партнерство. Мы будем выступать в Домах офицеров, где акустика позволяет, и в Москве выступим с благотворительным концертом и в Театре Российской армии.

«Укрупнилось в десятки раз»

Очень многие концерты благотворительной программы рассчитаны на детей, на школьников, на студенчество. Мы уже пробуем эту модель на трех площадках Мариинского театра в Петербурге, и это самый большой успех. С приобретением новой сцены Мариинского театра у нас в разы укрупнилась программа и в десятки раз — количество, посещаемость среди школьников, детей дошкольного возраста и студенчества.

Вот эту положительную новость я вам сообщаю с огромной радостью, потому что иногда звучал вопрос: «А зачем нужен новый театр?» Но если в один год 20–30 тысяч детей из регионов России, да еще, наверное, около, может быть, 100 тысяч петербургских детей побывает на спектаклях Мариинского театра — это уникальное, принципиальное и важное явление в истории театра.

Мы приняли решение, и в этом отношении я работал с двумя своими друзьями (с Денисом Леонидовичем и также с Сергеем Павловичем Ролдугиным, который возглавляет Дом музыки в Петербурге), чтобы в фестивале участвовала группа из 12–15 молодых российских исполнителей. Многих вы знаете, кое-кого не знаете, потому что они еще не начинали свою профессиональную деятельность, но мы видим их блестящие возможности и перспективу. Может быть, кто-то проедет много городов, кто-то поедет в три города, но они будут в этом движении по регионам России получать все возможности, которые нам предоставит сложная, как мне кажется, логистика.

«Счастливые детские лица»

Я также оставил свободным место для всех детских хоров, которые уже родились во многих регионах. Наверное, всем памятны эти 5–10 минут появления громадного Сводного детского хора России в Сочи на Олимпиаде. Мне хочется верить, что эти счастливые детские лица (они ковались много часов) послали самый позитивный и самый красивый месседж. Аудитория в несколько миллиардов людей увидела не утомленных коммерческим успехом поп-звезд (это сейчас никого не удивляет), а детей, которым по 9, 10 лет.

Их действительно была тысяча — только тех, которые пели. И мне очень приятно, что наш национальный гимн прозвучал в этом исполнении, и последнее, прощальное музыкальное послание Олимпиады — тоже.

Я чувствовал себя очень счастливым человеком, который выбрал хорошую профессию. Со мной рядом стоял десятилетний мальчуган и дирижировал. Мне захотелось сделать что-то необычное, и я подумал: «Это же, в конце концов, не 9-я симфония Бетховена, надо отойти от каких-то канонических правил проведения». Я буквально за 15 минут до выхода выбрал одного мальчика и сказал: «Ты будешь со мной, какое-то время мы с тобой вместе дирижируем. Ничего страшного, главное, улыбайся, потому что на нас смотрит весь мир». И он это сделал блестяще. Это было действительно замечательное для меня событие.

Я не могу вам сказать, какие детские хоры участвуют, потому что это будет Сводный хор России. В каждом регионе, где мы появляемся, фрагмент этого хора живет. Все эти ребята придут на концерт, и все будут выступать. Просто надо им дать хотя бы недельку побыть с мамой и с папой, потому что он прошли сейчас серьезное испытание, они неделю отсутствовали дома, не ходили в школу, они репетировали закрытие Олимпиады. Они блестяще себя там показали, и это было классно.

Я очень надеюсь, что эти концерты увидит и Россия. Сейчас подумалось о том, чтобы некий фестиваль, при взаимодействии театра и Пасхального фестиваля, канала «Культура», принять и у себя. Может быть, будут сочетаться и еще многие факторы, чтобы увидеть Россию… Я очень надеюсь проехать на собачьих упряжках. Мы об этом подумаем.

Мне кажется, это настолько чистая, здоровая акция, и мне кажется, что уже неважно, что в «Культуре» уделяют времени сколько-то часов, часов 50. Мне кажется, что к самому чистому и к самому здоровому сейчас надо особо внимательно подходить. Я не успел сегодня позвонить Сергею Леонидовичу (Шумакову — «МО»), но обязательно это сделаю. Мне кажется, мы в этом плане имеем возможность увеличить ресурс для российской музыки, для музыкального образования по всей стране.

Работая в Совете культуры при Президенте, мы будем продолжать бороться за то, чтобы в каждой школе и в каждом поселке был детский хор. И чтобы города, скажем, с населением 100 тысяч и более имели хор в тысячу детей. Это только сейчас кажется, что это сказки, на самом деле важно, чтобы мы просто работали и продолжали работать. Думаю, что первый шаг мы все-таки сделали: очень крупный и очень успешный для этого периода (на Олимпиаде в Сочи), а также первый концерт в Мариинском театре.

Алексей Алексеевич Шалашов, генеральный директор Московской филармонии, со мной согласен.

«Неслабый покровитель»

Мне кажется, не нужно дергать детей каждый месяц, ведь дети действительно приехали с Чукотки, из Магадана, Мурманска, Калининграда, Архангельска. Я со многими познакомился. Это правда, дети представляют едва ли не все города России. Сумасшедшее представительство всех регионов. Поэтому мы должны дать им возможность существовать как огромному сводному хору.

Тысячи тех, кого мы прослушивали. Из тысячи тысяч отобрали тысячу, но я повторяю уже второй раз: Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Челябинск, Иркутск, Красноярск, Омск, Краснодар, Ростов обязаны иметь свой тысячеголосый детский хор, я за это буду бороться, я даю вам слово. Совершенно неуместно говорить о том, кто мне или нам помог, но у нас в этом деле сразу, с первых моих слов, появился очень неслабый покровитель. На Совете по культуре я сказал об этом Владимиру Владимировичу Путину. Я думаю, не прошло и 10 секунд, как он для себя пометил, что эта идея должна была быть воплощена, и она воплощена, и это здорово.

Они будут выступать в своих городах, мы не будем их дергать. Это дети, поэтому если они сразу, немедленно, сейчас превратятся в гастрольный коллектив, они просто перестанут ходить в свои школы. Родители их перестанут видеть, потом они их просто перестанут отпускать. Поэтому, я думаю, такие акции должны происходить максимум два раза в год. Может быть, три, но это уже что-то особое. А вот выступать хором в 200–300 детей в федеральном округе —мне кажется, это должно происходить 5, 7, 10 раз в год.

Я никогда не забуду, как несколько месяцев назад в Ханты-Мансийске ребятки из Сургута, Нижневартовска, Тюмени, Ханты-Мансийска пели с оркестром Мариинского театра и с великолепными солистами: Мишей Петренко, Сергеем Семишкуром, Викторией Ястребовой — 9-ю симфонию Бетховена. Очень достойно. Они преодолели определенные расстояния автобусом. Мне кажется, и для них, и для нас это было событием».

«Наши дети поют лучше всех»

Эти же две темы: детский хор и география — стали ключевыми и в беседе В. Гергиева с журналистами на брифинге в БЗК, посвященном открытию Фестиваля.

«Мы вполне можем сегодня позволить себе выступить во Владивостоке, я там был, боюсь сказать сколько раз.  И в Китае у нас ежегодный фестиваль, по-моему, очень симпатично складывается. Нас там любят и ждут. И в Южной Корее я был достаточно часто: и с Венским оркестром, и с Лондонским, и естественно с Мариинским, так что все рядом. А сейчас предпосылки возникли: есть новый театр, есть где выступить.

В праздник не хочется говорить о том, что еще недавно при обсуждении планов мы выясняли — а есть ли рояль в таком-то городе. Не можем никак организовать все так, чтобы подчинить себя музыке. Зато самая музыкальная страна в мире. Дети наши лучше всех поют. Тысяча — это те, кто уже отобран. Так что давайте о хорошем.

«Дети вознеслись до небес»

У нас есть ресурс, мы будем продолжать, мы очень красиво это делаем, мне кажется. В Мурманске губернатор пообещала создать настоящий детский хор, который станет гордостью региона. Это одна из причин для меня появляться в регионах. Год назад мы в 15 регионах выступали с детьми. Сегодня вечером тоже будут петь дети, и не только московские. Так что в этом направлении мы двигаемся активно, и ставим вопросы правильно, и ставим перед теми, кто их может решать: это руководство регионов, и Ольга Голодец в правительстве России, с ее активной позицией. Не столько Министерства культуры, сколько ее. И Детский хор — это во многом наши совместные усилия. Я бы сказал — настойчивые усилия, нужно постоянно жестко и упорно доводить задачи до воплощения.

И в Сочи, и на концерте в Мариинском театре огромного детского хора, который показывали по каналу «Культура» — это удивительное зрелище, удивительное звучание — такое ликование было!  В моей жизни это один из самых ярких моментов. Во-первых, гордишься, что все-таки решили эту задачу. Во-вторых, сами дети просто вознеслись до небес. Так что я оптимистично смотрю на то, как этот процесс будет развиваться в ближайшие годы. Потому что этот концерт должны видеть и слышать все, не только по каналу «Культура». Я убежден, что надо двигаться в этом направлении.

«Решили пойти до Владивостока»

Географически мы идем правильно: начинали на Западе, переместились на Крайний Север в Арктику, а потом двигаемся на Дальний Восток. Пострадал Юг. Но все охватить невозможно. Мне иногда хочется и на малой родине выступить. Я родился в Москве, но вырос во Владикавказе, много лет там не были. Но давно решили, что пойдем до Владивостока. Когда разрабатывали маршрут, то подумали, чтобы и Калининград туда попал. Трудно было, очень большие затраты, механизмы. Но мы справимся с этой задачей.

Как руководитель Мариинского театра, я просто не имею права на средства театра обеспечивать культурную программу в регионах. Я считаю это неправильно этически, потому что Мариинский театр — сам по себе активно работающий организм, реализуем насыщенную программу, и она должна быть поддержана всеми средствами, которые есть в нашем распоряжении. Если мы идем в регионы, то надо рассчитывать на поддержку спонсорскую, государства. Не секрет, что нас поддерживает Правительство Москвы, Правительство РФ, Министерство культуры, но масштабы нашей программы, возможно превосходят другие проекты, которые поддерживают, возможно, более щедро. Регионы нас тоже поддерживают, но, у них не такие большие возможности. Если хватает, то только на гостиницу, на дорогу. Но, как правило, не хватает.

В Крым пока не собираемся. Нет! Ну как я сейчас скажу какому-нибудь региону, например, в Иркутске, что поступила команда ехать в Крым, и мы к вам не приедем? Люди ждут нас!

«Везде создавать детские хоры»

Надо заниматься делом, и меньше вовлекаться в политические дискуссии. Это неправильно и даже вредно. Нас начинают воспринимать как известных людей, которые все время что-то делают по определенным заданиям. Уж ко мне это не может относиться. У меня до 200 выступлений в год. Мне некогда даже иногда ответить по телефону. Даже со своими детьми поговорить разочек в три дня — это для меня уже событие, и не всегда получается. Занятость   мешает.

Регионы в рамках этой программы, конечно, перевешивают…  Мы собираемся во многие регионы, и везде обозначаем свои пожелания создавать детские хоры. Совершенно нетрудно представить себе многие тысячеголосые детские хоры, которые могут о себе заявить: и в Екатеринбурге, и в Тюмени, и в Новосибирске, и в Хабаровске. Громадное количество детей. Организовать. Чуть-чуть усилий. Не может Голодец или я за всех все делать. Что-то должны делать благотворители, губернаторы, мэры, Министерство образования. Мы вправе призывать, требовать, спрашивать.

«Если б не было войны…»

100-летие войны для России на самом деле очень значительное событие. Не осмыслив по-настоящему исторические уроки тех событий, не только радостных, мы не сможем понять настоящее и будущее. Наш новый союз с Министерством обороны поможет обратить на это более серьезное внимание. Потому что есть страницы и в российской музыкальной истории… Если бы не Первая мировая война и последующие за ней революция и гражданская война, очень многое было бы по-другому. Другие симфонии, спектакли, процессы, продолжение, может быть, дягилевских усилий — дома, а не где-то. И Стравинский бывал бы иногда во Франции, а жил бы в России. Все это надо осмыслить.

Минобороны ценит людей, за которых оно в ответе. Это вызвало горячий энтузиазм в руководстве министерства. Я бы хотел, чтобы каждое министерство имело возможность заниматься организацией культурных процессов. Я думаю, это совершенно верное направление. Если мы выступаем дважды в день и знаем, что один из концертов чисто благотворительный, будет 500 человек: семьи офицеров, и руководство приходит, старшие офицеры, капитаны первого ранга, но очень приятно видеть детей. Моряки и офицеры встречали нас после работы, были очень хорошие встречи. Мы подружились.

Благотворительные концерты — это не только те, которые собирают деньги, но и те, за которые никто денег не берет. Уже 20, 30 лет мы этим занимаемся. В Москве, в других городах. Несколько очень хороших вещей сделано благодаря нам. И фильмы снимаем, и в университетах активно выступаем. Хочется привлечь ваше внимание к этому движению Московского пасх. Фестиваля в регионы. Первым толчком стали московские программы 2002 года. Я почувствовал, что Москве это подошло.

«С этим надо бороться»

Хочется пожелать, чтобы регионы не только с нами знакомились, но и с моими коллегами, там изумительная публика, надо помочь коллегам. Хотелось бы, чтобы концерты в регионах, особенно там, где чуть больше проблем, привлекли ваше внимание не аплодисментами, не цветами, а проблематикой. Где-то отбирают здание у училища. Где-то не хватает инструментов. Где-то утеряны филармонические задачи и идут чисто коммерческие: столько-то десятков тысяч рублей в день… Подешевле, попроще… Вот с этим надо бороться. Это печально, потому что у нас почти все регионы имеют славную филармоническую традицию. И просто отрешить от процесса, который во всем мире считается нормальным, здоровым? В Испании кризис, но на наших концертах залы битком набиты. Нас уже хорошо знают. Я знаю, что там серьезный кризис и пошел на то, чтобы билеты были чуть-чуть подешевле. Играли 9-ю Малера, 5-ю Малера, русскую музыку. Играли в Барселоне, Валенсии, Мадриде. Завершили в Париже цикл симфоний Шостаковича. Сняли его для французского телевидения. Хорошая, мне кажется, программа. Взяли некоторые симфонии Шостаковича, не очень знакомые. Но даже вы как профессионалы мне не ответите, что в 3-й и 2-й симфониях Шостаковича так уж отличается от 5-й? Такие циклы приближают к Шостаковичу, безусловно, величайшему композитору.

То же самое мы делаем с Прокофьевым, Стравинским, не говоря уж о Чайковском, Мусоргском. Я думаю, что и в регионы приходит понимание: вместо того чтобы вздыхать и ссылаться на трудности, лучше найти средства и вложиться в поддержку своих музыкантов. Мне особенно приятно отметить успехи Свердловской филармонии и оркестра, Казанского оркестра, Новосибирского оркестра. Эти три оркестра получат абонемент в Мариинском театре. Они должны заявить о себе более весомо и в Питере, и в Москве. Московские и петербургские оркестры должны знать, что они не одни на звездном небосклоне. И что бы ни происходило впереди, мы должны иметь десятка два сильнейших оркестров. Это задача № 1.

Но все равно будут оркестры-лидеры, как Мариинский оркестр: сейчас перегнать нас невозможно. Я 26 лет работаю с оркестром, мы сейчас взяли около 60 очень сильных молодых музыкантов. Надо доказывать делом, и это делает оркестр, который сейчас в Москве, а дома у нас идет по три тяжелейших спектакля в день, многие музыканты остались, мы работаем напряженно, насыщенно.

Сегодня два концерта в Москве, и три солиста мирового класса. Я думаю, Москва не каждую неделю имеет такой выбор. Хочется поблагодарить и Нельсона Фрейре, и Пинхаса Цукермана. Цукерман — американец, который приехал к нам на фоне достаточно напряженной медийной картинки, приехал сюда как музыкант, как друг. Я очень ценю это. Я совсем недавно играл в Нью-Йорке с Мюнхенским оркестром, потому что мой коллега Маазель заболел буквально перед концертом. Непросто сегодня таким артистам так смело приезжать в Россию, потому что картинка, которую показывают по ТВ, очень неприглядная. Не хочу касаться каких-либо политических событий, но крупные культурные форумы, которые мы организуем в России, никогда не дадут заслонить какими-либо искусственно создаваемыми страшилками то хорошее, что есть в нашей стране. Я в этом убежден».

Статистика XIII фестиваля

55 городов
33 региона
149 концертов (симфоническая программа — 45, хоровая — 55, камерная — 17, звоны — 30, благотворительные — 4, включая 2, вошедших в симфоническую программу)

Исполнители

Коллективы Мариинского театра: оркестр, хор, «Брасс-ансамбль, Духовой квинтет, «Страдивари-ансамбль», Академия молодых певцов.

Симфонический оркестр Министерства обороны (худ. рук. В. Халилов), Капелла им. Юрлова, Ансамбль им. Александрова, Хор Академии хорового искусства им. Попова, хоровые коллективы из России, Армении, Белоруссии, Германии, Греции, Грузии, Словакии, Финляндии, Чехии.

Среди солистов — Д. Мацуев, В. Петров, С. Тарасов, Д. Трифонов, Н. Фрейре, Д. Харитонов, Сенг Чжин Чо (фортепиано), А. Баева, П. Милюков, И. Почекин, Р. Симович, П. Цукерман (скрипка), А. Кобекина, А. Рамм, А. Форсайт (виолончель), А. Калагина, Ю. Маточкина, А. Шагимуратова, В. Ястребова, С. Семишкур (вокал)…

Программы

Наиболее заметным в симфонической программе Пасхального фестиваля стало имя А. Скрябина: по 5 раз прозвучали 3-я симфония и «Прометей», по 1 разу фортепианный концерт и «Поэма экстаза».

В одном из выступлений В. Гергиев отметил, что столь обширное представительство Скрябина — своеобразная подготовка к 100-летию со дня смерти композитору, которое будет отмечаться в 2015. К 150-летию Р. Штрауса звучали «Жизнь героя» (3 исполнения) и «Так говорил Заратустра» (2). 175-летие М. Мусоргского отмечено исполнением «Картинок с выставки», цикла «Детская» в оркестровке Р. Щедрина, фрагментов из «Хованщины»; 170-летие Н. Римского-Корсакова — фрагментами из «Млады», «Сказки о царе Салтане», «Снегурочки», «Золотого петушка»; 100-летие Первой мировой войны — участием Симфонического оркестра Министерства обороны и концертами в военных городках и перед воинской аудиторией.

Несколькими сочинениями в программе был представлен И. Стравинский (Симфония в трех движениях, Симфония in C, сюиты из «Петрушки» и «Жар-птицы»), П. Чайковский (6 раз играли «Серенаду для струнного оркестра», звучали также Фортепианный концерт № 1 и Скрипичный концерт), Д. Шостакович (Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, Скрипичный концерт № 1, «Праздничная увертюра»), И. Брамс (Симфония № 4, Концерт для скрипки и виолончели с оркестром), С. Рахманинов (Концерт №№ 1 и 4), Л. Бетховен (Скрипичный концерт, 9-я симфония), Р. Вагнер (спектакль «Лоэнгрин», симфонические фрагменты из «Лоэнгрина» и «Мейстерзингеров»). Звучали 2-я симфония Г. Малера, Концерт № 1 Ф. Шопена, Скрипичный концерт А. Глазунова, Виолончельный — Й. Гайдна, «Итальянская симфония» Ф. Мендельсона, Болеро М. Равеля, сюита «Из времен Хольберга» Э. Грига. Завершило фестиваль концертное исполнение «Трубадура» Дж. Верди.

Из редкостей — «Вознесение» Мессиана (3 исполнения), сочинения для духового квинтета Д. Мийо, Д. Лигети, Е. Петрова. Клавирабенд из произведений Р. Шумана, Ф. Шопена, Б. Бартока, М. Равеля и Ф. Листа дал Сенг Чжин Чо.

Комментарий «МО»

Сама по себе идея Пасхального фестиваля — безусловно, плодотворная и благодатная. Его границы обозначены двумя святыми для россиян праздниками: Днем Святой Пасхи и Днем Победы. В первые годы (а фестиваль впервые был проведен в 2002) именно ими определялось содержание фестиваля, его суть. Концерт-открытие всегда отмечался музыкой, связанной с Пасхой; концерт-закрытие — произведениями, связанными с войной и Победой (как 7-я симфония Шостаковича, «Ода на окончание войны» Прокофьева). И сама идея Воскресения, некоего чуда, торжества духа человеческого определяла этическую и художественную направленность фестиваля.

В первые годы прослеживалась, хотя и не всегда внятно, репертуарная идея фестиваля и его программная концепция. Первые форумы всегда имели композитора-хэдлайнера (Прокофьев, Стравинский, Щедрин, Шостакович, Малер, Бетховен — исполнялись циклы их симфоний и других сочинений), программы были связаны с памятными датами. Но все же от Фестиваля всегда ждали более внятного и определенного репертуарного смысла. Сегодня этот смысл утрачен: его трудно разглядеть и услышать за десятками городов и регионов, сотнями концертов, тысячами участников, десятками тысяч километров по России. Превалируют масштабы, количественные показатели, цифры.

Репертуарная концепция, по существу, представляет собой картину репертуара Мариинского театра и его оркестра. Более того, программа фестиваля в последние годы остается неведомой до «крайнего» момента. На афишах и баннерах в Москве и других городах зачастую указываются только исполнители: оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев. И публика до последнего не знает, на что покупает билеты. Не случайно московские залы все чаще остаются незаполненными. Такого не было давно, но все к этому, наверное, шло.

Концепция «От Пасхи до Победы», кажется, ушла в прошлое. На ключевые дни фестиваля ставятся любые программы, вне связи с праздниками. Можно только догадываться, чем объясняется исполнение в финале прошедшего форума оперы «Трубадур»? Разве что репертуарными интересами Мариинки… Но какое отношение она имеет к России, ко Дню Победы?

При сохранении внешних контуров (симфоническая, хоровая, камерная, звонильная, благотворительная программы) фактически форум давно уже превратился в гастроли по России Мариинского театра В. Гергиева и Академии молодых певцов Л. Гергиевой. Но в таком случае можно было бы просто организовать гастроли, а к Пасхальному фестивалю, как к одному из главных Всероссийских культурных событий, с учетом его организационных и финансовых возможностей, привлечь и другие коллективы — в том числе и те, о которых говорил В. Гергиев на брифинге. Пригласить музыкантов других городов.

Конечно, в регионах, испытывающих перманентный голод на достойных гастролеров, готовы реагировать прежде всего на раскрученные медийные фигуры. Но та фестивально-гастрольная картина, которую доводится наблюдать и анализировать в последнее 10-летие, ограничена в основном четырьмя фамилиями — может быть, пятью-шестью. Притом, что за пределами этого крайне узкого круга существует немало выдающихся музыкантов. И исполнителей, и особенно дирижеров.

Сегодня же получается так, что Пасхальный фестиваль и само слово Пасха, праздник Пасхи ассоциируются — по крайней мере у музыкантов — с одним человеком: В. Гергиевым. А что будет, если он, не дай Бог, откажется от фестиваля? Неужели в таком случае у России не останется музыкального праздника между днем Святой Пасхи и Днем Победы?