«Эпоха перемен» в руководстве Нижегородского театра оперы и балета затянулась

Кадровая пандемия
«Эпоха перемен» в руководстве Нижегородского театра оперы и балета затянулась

Уже два года в Нижегородском театре оперы и балета имени А.С. Пушкина неспокойно. Более 30 лет театр жил незаметно, как и большинство его провинциальных собратьев. Ежегодный фестиваль «Болдинская осень»; традиционный классический репертуарный комплект, иногда разбавляемый премьерами современных композиторов; несменяемое руководство (с 1986 по 2018 театр возглавляла Анна Ермакова).

После отставки Ермаковой (переведена на должность начальника отдела НГАТОБ по связям с общественностью) и периода «междуцарствия» летом 2019, наконец, кардинально обновилось и, казалось, укрепилось руководство театра.

Директором и художественным был назначен москвич, хоровой дирижер, выпускник Московской консерватории Александр Топлов. Его заместителем по художественному руководству оперой стал молодой режиссер Дмитрий Белянушкин, заместителем по художественном руководству балетом — приглашенный из Улан-Удэ балетмейстер Морихиро Ивата. Всех их «МО» представляло в № 11 за 2019, как и планы на сезон 2019/20, «гвоздем» которого должна была стать премьера «Свадьбы Фигаро» в постановке Д. Белянушкина.

Их поссорил коронавирус?

Однако премьера не состоялась, сезон был прерван пандемией и карантином. А за время карантина температура в театре неожиданно подскочила.

В июле 2020 часть художественного руководства (музыкальный руководитель и главный дирижер Ренат Жиганшин, главный режиссер Дмитрий Суханов, главный балетмейстер Валерий Миклин, главный художник Евгений Спекторов, заведующий хором Эдуард Пастухов, режиссер-постановщик Отар Дадишкилиани и педагог-репетитор балета Сергей Куракин) обратилась к губернатору региона с письмом, в котором высказывались претензии к новому директору. Главные из них — сомнительная репертуарная политика; привлечение приглашенных солистов, чья квалификация, по мнению авторов письма, ниже, чем у штатных артистов; отсутствие у директора знаний и опыта в вопросах финансово-хозяйственной деятельности; нерациональное расходование средств; келейное принятие решений (в частности, о выдвижении спектакля «Корсар» на премию нижегородского отделения СТД РФ, об изменениях в Уставе театра).

Руководство региона встало на сторону администрации. С другой стороны — вынуждено было пойти на перемены. Было принято решение о разделении должностей директора и художественного руководителя. Худруком остался Топлов, а директором была назначена Татьяна Маврина — в 2015–2020 первый зам. министра культуры Нижегородской области.

«Мы сознательно пошли на разделение полномочий директора и художественного руководителя театра, поскольку считаем, что двуглавая система управления наиболее соответствует масштабам и сложным задачам этого культурного учреждения. Татьяна Маврина — управленец с колоссальным опытом. Она будет отвечать за стратегическое планирование, устойчивое развитие и хозяйственную деятельность театра. Функции худрука сохраняются за Александром Топловым», — заявил зам. председателя правительства области, министр культуры Олег Беркович (цит. https://koza.press/, 28.07.2020).

Неспокойное хозяйство

Театр готовился к 85-летию и открытию 86-го сезона, а город — к 800-летию. Но конфликт продолжал тлеть. Т. Маврина — казалось бы, опытный администратор и деятель нижегородской культуры — справиться с ситуацией не смогла. Не прошло и двух месяцев, как из театра были уволены почти все, кто подписал письмо губернатору.

Д. Суханов и В. Миклин попали под сокращение — их должности были сокращены, как дублирующие заместителей худрука по опере и балету (именно так, хотя авторы письма, напротив, указывали на то, что вновь введенные должности заместителей художественного руководителя дублируют должности главного режиссера и главного балетмейстера). Однако на сайте театра оба они и сегодня указаны в составе художественного руководства.

С Р. Жиганшиным не продлен контракт, Е. Спекторов уволился. Вскоре об уходе заявил и Д. Белянушкин. По его словам, решение это «не было неожиданным. Я обдумывал его не один месяц. Да, такое случается, когда у творческих людей разный взгляд на вещи. У нас разное видение стратегии, куда мы должны двигаться. Я не хочу никого обвинять. К тому же, у меня сложились замечательные отношения с труппой, и мы сделали большой проект… Для себя решил, что хочу быть проводником своих идей, а не чужих. Для меня это важно для продолжения работы. <…> Мои планы не изменились, но по ряду причин мне не удалось их выполнить. В том числе по причине коронавируса. Хотя были среди них и те, что можно было воплотить в любых условиях, но мои предложения не были поддержаны».

В декабре Белянушкин был назначен главным режиссером Михайловского театра, где собирался в мае 2021 ставить «Евгения Онегина», но этот проект отложен (вместо «Онегина» в театре поставили другую оперу Чайковского — «Опричник»).

В то же время Белянушкин продолжил работу в Нижнем Новгороде: над «Свадьбой Фигаро», премьера которой несколько раз переносилась и все-таки состоялась в феврале 2021, а также в рамках торжеств, посвященных 800-летию города.

Можно предположить, что для руководителей нижегородской культуры внешнее спокойствие и минимизация каких-либо конфликтных ситуаций накануне и в период празднования 800-летия Нижнего Новгорода оказались более важной опцией, чем все остальные. Вероятно, художественный руководитель А. Топлов устроил руководство больше, чем Белянушкин, который пытался как-то остановить конфликты в театре, но не был услышан. Больше, чем опытнейший дирижер Ренат Жиганшин, коренной нижегородец, учившийся в знаменитой Капелле мальчиков и колледже им. Балакирева, работавший в Нижегородском театре театре почти 15 лет и около 20 лет дирижирующий АСО Нижегородской филармонии.

Укороченный сезон № 2

Планы театра открыть 86-й сезон в сентябре или, по крайней мере, осенью не осуществились из-за ухудшения эпидемиологической обстановки. Фестиваль «Болдинская осень» прошел онлайн.

Перед новым годом театр, с соблюдением всех требований Роспотребнадзора, все же открылся для зрителей: 24 декабря спектаклем «Щелкунчик».

Тем временем вскоре после Нового года в театре появился новый заместитель художественного руководителя по оркестру и главный дирижер Юрий Медяник — баянист, скрипач, дирижер различных оркестров, шоумен, деятель культуры и т.д. и т.п., а теперь и педагог, предлагающий всем желающим уроки дирижирования (по 5000 руб.). Вероятно, его пригласил А. Топлов, которого Медяник называет своим другом.

В должности главного дирижера Нижегородского театра Медяник продержался меньше 4 месяцев: 23 января 2021 был назначен, 11 мая — покинул театр, не оставив и следа.

Вероятно, как только закончится период юбилейных торжеств, кульминация которых намечена на 19–21 августа (на эти дни, в ряду многочисленных праздничных событий, планируется концерт-спектакль open air «Град Китеж» с участием солистов, хора и оркестра Нижегородского театра оперы и балета по опере Римского-Корсакова, действие которой, по легенде, происходит на территории нынешней Нижегородской области), с ситуацией в театре все-таки придется серьезно разбираться.

Тем временем худрук А. Топлов постоянно дирижирует спектаклями театра: балетом «Корсар», балетом «Безымянная звезда».

А вы знаете такого дирижера — хорового ли, оперно-балетно-симфонического — А. Топлова?

Татьяна Маврина родилась в 1980 в рабочем поселке Вача Горьковской области.

В 2002 окончила ННГУ им. Н.И. Лобачевского по направлению «Филология», в 2005 — Нижегородскую правовую академию по направлению «Юриспруденция».

С 2009 по 2014 работала в Департаменте культуры, спорта и молодежной политики администрации Нижнего Новгорода. В 2014–2015 — заместитель директора Департамента по спорту и молодежной политике.

С 2015 по 2020 — первый заместитель министра культуры Нижегородской области. Курировала вопросы строительства, реконструкции, капремонта, укрепления материальной базы учреждений культуры, бухгалтерского учета, делопроизводства, экономики, планирования и финансирования мероприятий, а также юридические вопросы. Под ее руководством осуществлены реставрация Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина, строительство Центра славянской культуры в Дивееве, Центра культурного развития в Первомайске, другие значимые проекты.

В рамках госпрограммы «Развитие культуры и туризма Нижегородской области» был выполнен капитальный ремонт в Арзамасском, Дзержинском и Нижегородском музыкальных колледжах, хоровом колледже им. Л.К. Сивухина, областном колледже культуры, Центре культуры «Рекорд»

С 2020 — директор Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина.

«МО»

Опубликовано «МО» № 4 (476) 2021