Эхо столетия. Ассоциация Современной Музыки

Эхо столетия. Ассоциация Современной Музыки
Слева направо: Сидят: Дмитрий Смирнов, Елена Фирсова, Александр Вустин Стоят: Виктор Екимовский, Юрий Каспаров, ..., Пьер Булез, Фарадж Караев, Владимир Тарнопольский, Владислав Шуть, Николай Корндорф. Москва, март 1990

Ассоциация Современной Музыки – 1923

Двадцатые годы ХХ века — время разительных перемен в послереволюционной России. Перемены касались и политики (образование СССР, смерть Ленина, приход к власти Сталина), и экономики (начало НЭПа), и культуры — в частности, музыкальной. 1920-е остались в истории советской музыки как десятилетие относительной свободы творчества, полифонии взглядов, мнений, суждений, возможности проявления творческой инициативы. Годы, когда допускались разные, порой противоположные векторы вольного творчества и музицирования. Время экспериментов и поисков новых композиторских идей.

В те годы (пусть и под контролем всевидящих и всеслышащих органов) функционировало несколько десятков организаций (не менее 40), объединявших советских музыкантов, прежде всего композиторов, причем самых авторитетных. Эти объединения, стоявшие на различных идейных позициях, отстаивали различные пути развития современной музыки.

Среди них значительную роль играла Ассоциация современной музыки (АСМ), существовавшая с 1923 по 1931 в Москве, с 1926 и в Ленинграде. Одной из своих первостепенных задач АСМ провозгласила «самое широкое ознакомление с новейшими музыкальными произведениями всех направлений, как советских, так и иностранных» (из манифеста АСМ).

В Ассоциацию вошли композиторы разных направлений и поколений: от уже признанных мастеров — Рославца, Мясковского, Асафьева, Ан. Александрова, Шапорина, Штейнберга, Щербачева, Дешевова — до молодых Шостаковича, Кабалевского, Шебалина, Мосолова, Половинкина, Попова…

АСМ была создана как отделение Международного общества современной музыки, основанного в 1922 в Зальцбурге, во время Третьего Зальцбургского фестиваля, и существующего до сих пор (в августе 2022 Общество отметило 100-летие). В числе учредителей Общества были Барток, Хиндемит, Онеггер, Кодай, Мийо, Веберн; его создание поддержали Берг, Шенберг, Стравинский, Равель, Респиги, Р. Штраус.

В 1920-е годы (в отличие от 30-х – 50-х) их сочинения, как и многих других представителей европейского авангарда, часто исполнялись в СССР. Берг, Мийо, Хиндемит, Онеггер приезжали в СССР с концертами. Берг присутствовал в 1927 на премьере «Воццека» в Мариинском театре.

Многие «асмовцы» были последователями европейских мэтров и в то же время искали собственные новаторские экспериментальные пути.

Ленинградским отделением АСМ была организована премьера Первой симфонии Шостаковича 12 мая 1926 в Большом зале филармонии, оркестром Ленинградской филармонии дирижировал Николай Малько. С этого дня началась мировая слава 19-летнего Шостаковича, который считал 12 мая своим вторым днем  рождения.

АСМ публиковала партитуры советских композиторов (при участии Universal Edition, Вена).

При поддержке АСМ произведения советских композиторов звучали в Европе и США. «Завод» Мосолова исполнялся в Берлине, Париже, Вене, Риме, Нью-Йорке лучшими оркестрами и дирижерами. Сергей Прокофьев писал о «поразившем воображение парижан» исполнении «Завода» под управлением Артуро Тосканини в столице Франции. Издавались асмовские журналы «К новым берегам» (1923), «Музыкальная культура» (1924), «Современная музыка» (1924–1929).

Но все это длилось относительно недолго. В 1931 АСМ была официально объявлена «сборищем чуждых пролетарской идеологии музыкантов» и распущена. Несколько ранее были ликвидированы и другие существовавшие в 1920-х – начале 1930-годов композиторские объединения. Немногим дольше продержались главные оппоненты АСМ — Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), провозглашавшая своим творческим кредо опору на песенные жанры, а целью — создание массового «революционного» музыкального репертуара.

23 апреля 1932 было опубликовано Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций», принятие которого означало окончание периода относительно свободного развития искусства в СССР. Время творческих дискуссий, экспериментов, несанкционированных сверху творческих объединений ушло в прошлое. Настало время единоначалия и единомыслия. Отныне вся творческая деятельность писателей, художников, композиторов, скульпторов, архитекторов, кинематографистов должна была подчиняться генеральной линии ВКП(б) и контролировалась партийным руководством и лично вождем. Многоголосие мнений и творчества 1920-х сменилась жесткой централизацией управления искусством.

Были созданы творческие Союзы — писателей, художников, скульпторов, композиторов — непосредственно контролируемые партийным аппаратом. Наступила эпоха социалистического реализма.

Ассоциация современной музыки – 1990

«С началом перестройки в 1985 плюрализм стал утверждаться не только в политике, но и в искусстве. В музыке, в частности. В 1989 в главной секции Союза композиторов — секции камерно-симфонической музыки — выбрали двух “полярных” сопредседателей: Эдисона Денисова и Бориса Чайковского. И это было правильное, мудрое решение. К началу 1990 установилось некоторое равновесие между, скажем так, новаторами и традиционалистами. Но длился этот паритет недолго, около года.

23 января 1990 на собрании Союза композиторов Москву “силы реакции” пошли в решительное наступление и, пользуясь существенным перевесом в “живой силе”, а также тем, что Денисов в тот момент работал в Доме творчества в Рузе, исключили Денисова из сопредседателей камерно-симфонической комиссии, а Дмитрия Смирнова, Николая Корндорфа и целый ряд других своих оппонентов — из Правления Союза. Произошло событие, соизмеримое по смыслу и масштабу с тем, что случилось в феврале 1948, когда заклеймили Вано Мурадели и других “антинародных” композиторов (Прокофьева, Шостаковича, Мясковского…), и в ноябре 1979, когда была подвергнута официальному бойкоту “хренниковская семерка”. Это означало возврат к началу 30-х годов: к тому моменту, когда Сталин уничтожил Ассоциацию Современной Музыки со всеми вытекающими трагическими последствиями как для всех прогрессивных творцов, так и для культуры страны.

…В тот январский день 1990 года, Дмитрий Смирнов собрал нас, своих и, соответственно, денисовских единомышленников, в перерыве и предложил покинуть это собрание, поехать к нему домой и подумать, как нам теперь жить дальше. Мы согласились, не раздумывая, и демонстративно ушли. Каким-то непостижимым образом мы, двенадцать человек, разместились в моих “Жигулях” и “Запорожце” Виктора Екимовского и поехали домой к Диме Смирнову и Лене Фирсовой в Строгино. И там же, в их квартире, ни мало ни много, приняли решение возродить Ассоциацию Современной Музыки, назвав ее АСМ-2. Мы разработали и приняли декларацию, в которой, в частности, определили такие задачи: пропаганда лучших творческих достижений советских композиторов в стране и за рубежом; обмен информацией обо всех значительных явлениях в отечественной и зарубежной музыке; организация встреч, семинаров, конференций с композиторами из других городов и стран; составление программ филармонических и других концертов, различных смотров и фестивалей из произведений наших композиторов; освещение деятельности АСМ-2 в различных СМИ.

В тот день нас было 12 человек: А. Вустин, В. Екимовский, Л. Грабовский, Ф. Караев, Н. Корндорф, В. Лобанов, А. Раскатов, Д. Смирнов, В. Тарнопольский, Е. Фирсова, В. Шуть и я. Смирнов позвонил в Рузу, рассказал Денисову, что произошло, и  передал нашу общую просьбу возглавить возрожденную Ассоциацию. Эдисон Васильевич согласился. В тот же вечер мы разослали короткие статьи-репортажи “с места событий” и принятую декларацию во многие газеты. Практически все они опубликовали это материалы, и через день в Союзе композиторов начался ад кромешный: стали звонить из разных, главным образом, европейских стран и спрашивать объяснений у официальных руководителей.

О том, сколько Ассоциацией было сделано за несколько последующих лет, надо писать книги. Чего стоит одна только концертная деятельность созданного нами Московского Ансамбля Современной Музыки (большого ансамбля солистов, а точнее, симфониетты, в штат которой входили 19 человек, не считая технической обслуги): широчайшая география гастрольных поездок, участие в самых престижных мировых фестивалях современной музыки. На ведущих, в первую очередь, европейских лейблах записано несколько десятков компакт-дисков…

“Лихие” 90-е, впрочем, очень скоро отразились и на деятельности АСМ-2. Из России эмигрировали Смирнов и Фирсова, Корндорф, Грабовский, Лобанов, Раскатов, Шуть… В начале июля 1994 Денисов попал в страшную автокатастрофу. В бессознательном состоянии его вывезли в парижский “L’Hôpital Bégin”, и французские врачи продлили ему жизнь почти на два с половиной года. Наверное, 1996-й, год смерти Э.В. Денисова, можно считать окончанием деятельности Ассоциации Современной Музыки. Мы, оставшиеся в Москве, конечно, продолжали делать то, что делали, и, к примеру, Московский Ансамбль Современной Музыки работал в составе симфониетты до 2008. Но многие другие направления деятельности пришлось свернуть: слишком мало нас здесь осталось».

МО (АСМ-1923)
Юрий КАСПАРОВ (АСМ-1990)


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях