Электротеатр открыл Театральный двор премьерой оперы «Галилей»

Электротеатр открыл Театральный двор премьерой оперы «Галилей»
Фото Олимпия Орлова
18 июля состоялось открытие Театрального двора Электротеатра Станиславский. На мероприятии состоялась премьера оперы «Galileo. Опера для скрипки и ученого». В этот же день Электротеатр подвел итоги прошедшего сезона 2016/17.

Театральный двор

Театральный двор — новое пространство Электротеатра Станиславский, open-air площадка для проведения концертов, фестивалей, выставок, лекций, мастер-классов, кинопоказов. Открытие Двора является завершающим штрихом в строительстве комплекса Электротеатра Станиславский. Освоив пространства Основной и Малой сцен, а также фойе, гардероба и даже лестницы, театр расширяет свои границы и устремляется в открытое пространство улицы. Редкая для российского театра возможность иметь сезонную площадку появится теперь в Московском Электротеатре. Проект Двора принадлежит архитектурному бюро Wowhaus, реконструировавшему основное здание театра и Малую сцену. Двор сможет одновременно принять около 150 зрителей.

Galileo

Первым событием в пространстве Театрального Двора станет первый совместный проект Электротеатра Станиславский и Политехнического музея – опера «Galileo. Опера для скрипки и ученого» в постановке художественного руководителя Электротеатра Станиславский Бориса Юхананова. Партитура, состоящая из пяти частей, посвященных разным аспектам деятельности легендарного ученого Галилео Галилея, написана пятью композиторами: Сергеем Невским,  Кузьмой Бодровым, Дмитрием Курляндским, Кириллом Чернегиным, Павлом Кармановым. Автор идеи и ведущая солистка проекта — заслуженная артистка РФ Елена Ревич. Продюсер проекта и соавтор текста – заместитель директора Политехнического музея Иван Боганцев.

Итальянский ученый Галилео Галилей прожил половину своей жизни в борьбе за утверждение гелиоцентризма – то есть устройства вселенной с центром в виде Солнца и вращающейся вокруг него Земли. Каждый из них через музыку и слово транслирует фрагмент из жизни Галилея, роль которого исполняет знаменитый российский физик Григорий Амосов. Ощущая через столетия веру ученого в силу прозрения, мы видим, как на территории «Галилео» встречаются академическая наука и гуманизм искусства.

Итоги сезона 2016/2017

Открытием Театрального двора Электротеатр Станиславский завершает сезон 2016/2017 – уникальный как в отношении художественной политики театра внутри городского ландшафта, так и признания его заслуг зарубежным профессиональным сообществом.

Осенью 2016 года открылась Малая сцена – оснащенное в соответствии с высокими требованиями современного театра пространство, предназначенное для дебютов молодых режиссеров и для инновационных проектов, в том числе музыкальных. За сезон было выпущено 10 дебютов, составивших полноценную афишу Малой сцены:

  • «Фантазии Фарятьева», режиссер Евгений Бедняков (сентябрь 2016)
  • «Маниозис», опера, режиссер и композитор Александр Белоусов (октябрь 2016)
  • «Дом Бернарды Альбы», режиссер Алиса Селецкая (октябрь 2016)
  • «Love Machines», режиссер Мария Чиркова (ноябрь 2016)
  • «Бунин», режиссер Светлана Прохорова (ноябрь 2016)
  • «Идиотология», режиссер Клим Козинский (декабрь 2016)
  • «Пятно на стене», режиссер Полина Fractall (январь 2017)
  • «На мудреца», режиссер Георгий Грищенков (февраль 2017)
  • «Скучная история», режиссер Василий Скворцов (июнь 2017)
  • «Андромаха», режиссер Лейсан Файзуллина (июнь 2017)

«Маниозис» Александра Белоусова участвовал в программе фестиваля «ТЕRRITORIЯ». «Идиотология», представленная Климом Козинским на питчинге в рамках программы Russian Case фестиваля «Золотая Маска»-2017, а также спектакль Марии Чирковой по пьесе современного философа Кети Чухров «Love Machines» получили приглашения на зарубежные театральные фестивали. Идут переговоры об участии других спектаклей Электротеатра Станиславский в зарубежных и российских фестивалях.

На Основной сцене состоялось множество заметных событий. В ноябре 2016 года вышел «Тартюф» Филиппа Григорьяна – спектакль о природе зла как неистребимом механизме истории; над постановкой вместе с режиссером работали драматург Ольга Федянина, художник по костюмам Галя Солодовникова и хореограф Анна Абалихина. Большой премьерой 2016 года стал спектакль «Перед заходом солнца. Открытый спектакль по мотивам одноименной пьесы Герхарта Гауптмана» Владимира Космачевского, сделанный в соавторстве с художником Юрием Хариковым, мощной фантазией которого диагноз фашизму обрел черты нуара.

Важнейшим событием театра стал «Золотой осел. Разомкнутое пространство работы» –  новопроцессуальный проект Бориса Юхананова, построенный как пятидневное путешествие по роману Апулея с комментариями режиссера, делающимися в присутствии публики. Отказ от уже существующих форматов сделал «Золотой осел» проектом, не имеющим аналогов в театральной практике: в высшей степени демократичным, открытым и при этом предлагающим сложный разговор об искусстве.

Заключительной премьерой сезона на Основной сцене стал мультимедийный проект «Songs from Oblivion. Песни Пца» Инны Дулерайн и ее соавторов – художников-перформансистов из Лондона, Тайбэя и Афин – игра с форматом телевизионного шоу на тему лайфкоучинга.

Другим проектом Бориса Юхананова, отмечающего в 2017 году 60-летний юбилей, стало «Архивирование будущего» – цикл событий, открывающих широкому зрителю театральные, выставочные и кино- проекты режиссера второй половины 1980-х – 2000-х годов. В рамках проекта уже прошли презентации книг издательской серии Электротеатра «Театр и его дневник» «Недоросль» (режиссерский дневник работы над вильнюсской постановкой пьесы Дениса Фонвизина) и «Голем» (издание представляет из себя пьесу в семи тетрадях, написанную спектаклем, и «Книгу отражений», в которой собраны все отзывы о спектаклях «ЛабораТОРИЯ. Голем», опубликованные с 2007 по 2016 годы), выставка эскизов костюмов Юрия Харикова к проекту «Голем» и показы фильмов о проекте.

Театр осваивает новые пространства: в гардеробе идет танцевальный перформанс Албертса Альбертса и Александры Конниковой «Всё так», а в фойе – первый детский спектакль театра «Jumb… Lee… Ya» режиссера Павла Кравеца, играющийся на английском и русском языках с живым музыкальным сопровождением.

Международный фокус работы Электротеатра, с самого начала открытого сотрудничеству с зарубежными мастерами, продолжился в этом сезоне. В январе 2017 года в фойе на три месяца открылась выставка британского режиссера Кэти Митчелл «Пять истин», созданная ею для Музея Виктории и Альберта. Просветительский смысл инсталляции, представляющей ключевые театральные методики XX века (Константина Станиславского, Антонена Арто, Бертольта Брехта, Ежи Гротовского и Питера Брука), оказался чрезвычайно важным для российского культурного ландшафта.

В марте 2017 года на Малой сцене прошел недельный показ фильмов классика французской «новой волны» Жака Риветта «Out 1», представить который приехал легендарный исполнитель главной роли Жан-Пьер Лео. Первые российские показы киноматериала, были организованы российским кинокритиком и куратором Борисом Нелепо.

Весной 2017 года спектакль Хайнера Гёббельса «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» был выдвинут на соискание премии «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент», а также шел в программе Russian Case. В свой московский приезд Хайнер Гёббельс участвовал в дискуссии, организованной Электротеатром совместно с «Институтом театра». Осенью 2017 года «Макс Блэк» Электротеатра Станиславский участвует в программе международного фестиваля «ТЕАРТ» (Минск, Беларусь).

В июне на 70-ом Holland Festival в Амстердаме прошла премьера оперы «Октавия. Трепанация» режиссера Бориса Юхананова и композитора Дмитрия Курляндского – уникальный для российской практики пример копродукции с фестивалем класса «А», выступившим заказчиком спектакля. «Октавия. Трепанация» была показана на сцене Muziekgebouw – крупнейшей в Нидерландах площадки для исполнения современной музыки. Премьера оперы, посвященной попытке избавления от тирании, вызвала огромный резонанс в европейской профессиональной прессе.

«Среди множества эффектных постановок особенно выделяется мировая премьера московского Электротеатра Станиславский «Октавия. Трепанация». <…> Превосходные исполнители, электроакустический оркестр, а также разнообразие звуковых регистров демонстрируют истинное мастерство». (Р. Салас. Античная кровь в новой московской опере// EL PAIS).

«“Рим убийством тешится граждан”, – поет хор терракотовой армии. Мощный апофеоз тирании, существующей во все времена и во всех культурах». (Франц Страатман. Нерон и Ленин сливаются в единый образ на Holland Festival// Operamagazine.nl).

«Красивый жест надежды в финале этой умной постмодернистской работы, которая прекрасно обходится без тривиальных режиссерских выкрутасов». (Йорн Флориан Фукс. Об опере «Октавия. Трепанация» в Амстердаме// Deutschlandfunk).

Спектакль ожидает мировое турне: ближайший показ «Октавии» состоится в октябре 2017 года в театре Олимпико (Виченца, Италия). Финалом этого путешествия станет российская премьера, после которой спектакль войдет в репертуар Электротеатра Станиславский.

В мае 2017 года Электротеатр Станиславский вошел в состав Союза театров Европы – самой престижной театральной организации мира, поддерживающей имидж театра как важнейшей для сохранения цивилизации институции. Российскими членами Союза также являются Малый Драматический Театр (Санкт-Петербург) и Малый театр (Москва).

Завершающая сезон премьера Театрального двора – «Galileo. Опера для скрипки и ученого», созданная в сотрудничестве с Политехническим музеем, – восьмая по счету опера театра, не считая оперных актов «Золотого осла» и активной работы с современной музыкой в спектаклях театра. За четыре года в Электротеатре вышли следующие оперы: пять частей оперного сериала Бориса Юхананова «Сверлийцы», камерная опера Александра Белоусова «Маниозис», опера Дмитрия Курляндского и Бориса Юхананова «Октавия. Трепанация». Электротеатр Станиславский воплощает концепцию единственного в России оперно-драматического театра в соответствии с идеей Константина Станиславского.

Важной частью деятельности театра является Электрозона – пространство, в котором просветительские и образовательные проекты существуют в одном поле с выставками, музыкальными и кинопрограммами. В рамках Электрозоны, куратором которой является Кристина Матвиенко, разворачивается активное сотрудничество с российскими и зарубежными культурными институциями, фестивалями и творческими инициативами.

За сезон 2016/2017 в Электрозоне прошли лекции известных театроведов (в том числе приуроченные к выставке Кэти Митчелл «Пять истин»), культурологов, композиторов, философов (Валерия Подороги, Олега Аронсона, Кэти Чухров, Йоэля Регева, Сергея Степанищева), политологов. Совместно с «Институтом театра» и фестивалем «Золотая Маска» прошла серия встреч и публичных дискуссий, посвященных современному театру. Стартовал цикл лекций «Восточный театр. Живая традиция». В кооперации с интернет-порталом «Гефтер» прошел ряд разговоров с российскими политологами.

Большой резонанс вызвала сентябрьская встреча с режиссером Анатолием Васильевым, на которой прошла презентация книги «Параутопия» (диалоги режиссера с киноведом Зарой Абдуллаевой) и видеопоказ легендарного спектакля Васильева «Серсо».

Электрозона, важным компонентом которой является книжная лавка «Порядок слов», стала местом для регулярных презентаций книг (издательств «Corpus», «Новое литературное обозрение», «АСТ», «Эксмо», совместно с фестивалем «Живое слово», порталом Colta.ru, журналом «Сеанс», альманахом «Транслит», с литературной премией «Ясная поляна»). Большое место в Электрозоне занимает современная  литература – театр сотрудничает с фестивалем «Живое слово», с ярмаркой non/fiction, с литературной премией «Ясная Поляна».

В рамках киноклуба «СИНЕ ФАНТОМ» (куратор Глеб Алейников) проходят показы фильмов классиков экспериментального искусства (Евгения Юфита, Виноградова и Дубосарского, Виктора Алимпиева, Павла Пепперштейна), мастеров документалистики («Аустерлиц» Сергея Лозницы) и молодых режиссеров. Совместно с «Порядком слов» и журналом «Сеанс» прошли «Балабановские чтения». В июле 2017 на площадке Театрального двора пройдет Московский международный фестиваль экспериментального кино MIEFF.

В связи с активной международной деятельностью театра в целом, в Электрозоне реализуются идеи сотрудничества с зарубежными культурными институциями (Польский культурный центр, Чешский культурный центр, Посольство Франции, Про Гельвеция, Гете-Институт и др.). Осенью 2016 года по приглашению Электротеатра приезжала глава международного отдела лондонского театра Royal Court Элиз Доджсон. Публичные встречи с Доджсон и другие мероприятия Электротеатра транслировались в онлайн-режиме через американский портал Howl Round.

В феврале 2017 года одновременно в фойе и на Основной сцене состоялось открытие постоянного представительства Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция» в Москве, поддерживающего кооперации российских и швейцарских художников.

Электрозона и «Школа современного зрителя» продолжают сотрудничать с независимой лабораторией Theatrum Mundi, в рамках которой проходят регулярные публичные семинары, ставшие интеллектуальным центром образовательной деятельности театра.

В Электрозоне проходят концерты и перформансы современных художников – Ираиды Юсуповой, Германа Виноградова, Андрея Родионова. Экспериментальной музыке были посвящены дискуссии и концерты, организованные совместно с Kota Records, фестиваль «Неопознанное движение», гастроли швейцарского коллектива Vacuum Pack и инициативы МАСМ. Популярность завоевало Электрокабаре Сергея Васильева и спектакль Елены Морозовой «Пушкин +».