«Дягилев P.S.» продюсирует

В Санкт-Петербурге триумфально завершился осенне-зимний музыкально-перформативный форум
«Дягилев P.S.» продюсирует
Сцена из спектакля «Не танец», компания Norrdans (Швеция)

Международный фестиваль искусств «Дягилев P. S.» проходил в северной столице в восьмой раз в течение десяти дней – с 22 ноября по 1 декабря. Смотром бессменно руководит директор Санкт-Петербургского театрального музея Наталья Метелица, pr-поддержку осуществляет Наталья Плеханова – талантливые люди, лидеры фестивальной индустрии. Открывался смотр в Шереметьевском дворце показом американского кинорежиссера Дэвида Уорка Гриффита «Нетерпимость» (1916). После сеанса состоялась встреча Александра Сокурова и Теодора Курентзиса, художники говорили о нетерпимости и согласии, о жизни в искусстве и роли художника в меняющемся мире (официальную запись встречи см. https://youtu.be/E715sm60fw4.

Анастасия Копачинская

23 декабря в Большом зале Филармонии прошел концерт MusicAeterna, Т. Курентзиса и скрипачки-виртуозки Патриции Копачинской. Прозвучала Первая симфония Малера и Скрипичный концерт Берга. Греческо-российскому маэстро была вручена статуэтка фестивальной премии «Удиви меня». Кроме этих музыкантов, чей концерт прошел с аншлагом (специально приехал из пригорода Петербурга Максим Дмитриевич Шостакович), на фестивале выступил с концертом Вадим Репин (он исполнил скрипичный концерт Сибелиуса. Самой насыщенной событиями и  населенной гастролерами стала балетная часть афиши «Дягилев. P.S.». Светлана Захарова показала в Санкт-Петербурге свою международную программу «Amore» (триптих балетов, созданных специально для балерины и артистов Большого театра хореографами Ю. Посоховым, П. де Бана и М. Донлон в 2016). Выступал Балет Лотарингии со спектаклем «След древних движений» в постановке П. Якобсона и Т. Келей, легендарным «Тропическим лесом» в хореографии М. Каннингема и балетом «Спектакль отменяется», сделанным Жаком Берлином (по идее Ф. Пикабиа 1924 г.). Еще один вечер был отдан гастролям голландской компании Ульрике Кваде и шведского коллектива «Norrdans». И, главное – сопродюсирование нового балета Уэйна МакГрегора «АвтоБИОграфия», который был показан в городе на Неве через полтора месяца после премьеры в Лондоне. В Театральном музее проходила конференция «В круге Дягилевом. Феномен «Русских сезонов» в контексте европейской культуры». В Шереметьевском дворце была представлена новая экспозиция, посвященная творчеству известного балетного продюсера Сергея Даниляна. На выставке «Импресарио. Траектория танца» можно было увидеть фотографии балетных постановок и проектов, осуществленных при его участии.

Романтичные хромосомы

Англомания, суженная до лаконичной «МакГрегоромании», пришла в Россию в нулевые, чтобы сменить затухшую со смертью Мориса Бежара (2007) франкоманию. Пока балеты главного англичанина современной хореографии не шли на наших сценах, приходилось отслеживать сделанные им новинки в Парижской Опере, которая заказывала ему новые работы чаще других (и получала в итоге самое лучшее!). Эти заказы делала тогдашняя худрук великой труппы Брижит Лефевр. В 2011 в Большом театре появилась чудесная «Chroma», в 2014 Мариинский театр поставил «Инфру» (балет из той же «линейки», что и «Chroma», и к ним прилагается еще один исследовательский спектакль «Limen», но едва ли сейчас найдется труппа, которая в состоянии часто танцевать интеллектуальную трилогию целиком). «Дягилев P.S.» три года назад привозил в Петербург балет «FAR», показ произвел колоссальное впечатление на всех (отечественные горе-хореографы пытались все эти годы безрезультатно копировать стиль английского мастера), и вот город заполучил, пусть только на один вечер, «своего» МакГрегора. «Своего» в прямом и переносном смысле…

Сцена из спектакля «Автобиография», Уэйн МакГрегор

Соседи танцуют

Увеличивая количество гастролеров, фестиваль осваивает новые площадки города, тестируя их под нужды танцтеатра. Так, на основной сцене Молодежного театра на Фонтанке показали программу, составленную из разножанровых спектаклей скандинавских постановщиков. Хорошо известный в Москве (как участник нескольких фестивалей современного танца в начале двухтысячных) перформер из Норвегии Йо Стромгрен сейчас сотрудничает с нидерландским режиссером-кукольником Ульрике Кваде. Они поставили кукольно-танцевальный спектакль «Коко Шанель»…

«Norrdans» обитает в шведском городе Хернесанда. В труппе работают танцовщики всех национальностей, кроме шведов, а хореографы, наоборот, ставят шведские, включая самого Матса Эка. В репертуаре скромного, но гордого «Norrdans» сохраняют 9-минутный па де катр из балета Эка «Плоские пастбища» (полностью балет шел в Гамбурге в труппе Ноймайера в 1992) под названием «Не танец». И хотя внешне ничего, кроме танца в «Pas de danse», нет, Эк, как всегда рассказывает, про человеческие взаимоотношения, взрывая мифологические проклятья, тяготеющие над родом человеческим.

Соседи танцуют

Увеличивая количество гастролеров, фестиваль осваивает новые площадки города, тестируя их под нужды танцтеатра. Так, на основной сцене Молодежного театра на Фонтанке показали программу, составленную из разножанровых спектаклей скандинавских постановщиков. Хорошо известный в Москве (как участник нескольких фестивалей современного танца в начале двухтысячных) перформер из Норвегии Йо Стромгрен сейчас сотрудничает с нидерландским режиссером-кукольником Ульрике Кваде. Они поставили кукольно-танцевальный спектакль «Коко Шанель»…

Сцена из спектакля «Коко Шанель», Йо Стромгрен , Ульрике Кваде

«Norrdans» обитает в шведском городе Хернесанда. В труппе работают танцовщики всех национальностей, кроме шведов, а хореографы, наоборот, ставят шведские, включая самого Матса Эка. В репертуаре скромного, но гордого «Norrdans» сохраняют 9-минутный па де катр из балета Эка «Плоские пастбища» (полностью балет шел в Гамбурге в труппе Ноймайера в 1992) под названием «Не танец». И хотя внешне ничего, кроме танца в «Pas de danse», нет, Эк, как всегда рассказывает, про человеческие взаимоотношения, взрывая мифологические проклятья, тяготеющие над родом человеческим.

Планы на пятилетку

Уже в первые дни фестиваля объявили предварительные планы нового форума, который пройдет осенью и зимой 2018. Фестиваль включится в празднование 200-летия со дня рождения Мариуса Ивановича Петипа. В Петербург приедет гамбургский «Щелкунчик» П. Чайковского в хореографии Дж. Ноймайера (с его знаменитой вставной сценой «Павлова и Чекетти», которую Ноймайер подарил юной Ульяне Лопаткиной, когда впервые увидел балерину на сцене). Екатеринбургский балет привезет «Пахиту» Минкуса в хореографии  С. Вихарева и В. Самодурова (ее премьера пройдет в столице Урала в феврале 2018). Экс-ан-прованская труппа А. Прельжокажа предъявит новую работу своего худрука «В честь Петипа, 2018». Хореограф из ЮАР Дада Масило приедет на гастроли с «Жизелью» (в Москве в 2015 показывали ее новаторскую «Кармен» на фестивале DanceInversion), примьера которой состоялась в 2017. «Дягилев. P.S.» снова выступит сопродюсером новой постановки. Это будет «Коппелия» от Провинциальных танцев в хореографии Т. Багановой. Запланирован концерт «Петипа. Взгляд из XXI века» при участии Национального балета Норвегии и Королевского балета швеции с фрагментами новых постановок этих театров – «Спящей красавицы» и «Dreams of the Swan Lake». Другими участниками гала станут артисты Большого театра, Балета Монте-Карло, Парижской Оперы, МАМТа, Баварского балета и студенты АРБ.

Екатерина БЕЛЯЕВА

Полную версию текста читайте в первом номере «Музыкального обозрения» за 2018 год.

Фото предоставлены пресс-службой фестиваля «Дягилев P.S.»