Дмитрий Китаенко — 80!

Дмитрий Китаенко — 80!
Фото https://www.kitajenko.com/

18 августа 2020 исполнилось 80 лет известному дирижеру, народному артисту СССР Дмитрию Китаенко. В разные годы он был главным дирижером МАМТа им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и АСО Московской филармонии, симфонического оркестра Франкфуртского радио, Бергенского филармонического оркестра в Норвегии, Бернского симфонического оркестра в Швейцарии, симфонического оркестра KBS (Южная Корея).

Публикуем статью о юбиляре его коллеги, дирижера Дмитрия Орлова, которую он написал специально для «Музыкального обозрения».

Дмитрий Георгиевич Китаенко

Выдающийся российский дирижер, народный артист СССР (1984), лауреат Государственных премий отметил свое 80-летие. Более полувека оно было наполнено большими дирижерскими достижениями и в оперном искусстве, хорошо знакомым по спектаклям Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, и по многочисленным концертам во главе Академического симфонического оркестра Московской филармонии, которые проходили в 70-80-х годах с неизменным успехом в Москве, на гастролях в других городах нашей страны и за рубежом.

О своем пути к дирижерской мечте рассказывал в одном из интервью сам Д. Китаенко: «Уже в восемь лет мне пришлось участвовать в конкурсе, поступая в хоровое училище при Ленинградской академической капелле. Экзамен был чрезвычайно строгим, принимал его известный хормейстер Г.А. Дмитриевский. Кроме обычных школьных дисциплин, у нас отлично была поставлена музыкально-теоретическая подготовка, обязательными были занятия на фортепиано и на скрипке». Успешно шло овладение фортепианной игрой, и Китаенко подумывал о поступлении на фортепианный факультет. Однако, получив диплом дирижера хора, Китаенко стал студентом консерватории в классе профессора Е.П. Кудрявцевой и уже на третьем курсе начал практиковаться с консерваторским хором. Постепенно его все больше захватывала мысль о симфоническом дирижировании. Он усердно посещал оперные спектакли и филармонические вечера, наблюдая и вслушиваясь в интерпретации симфонической классики различных дирижеров, проводил долгие часы за изучением оперных и симфонических партитур. По совету Е. Кудрявцевой Китаенко поступил в дирижерско-хоровую аспирантуру Московской консерватории к профессору А.В. Хазанову. Вот тогда он начал серьезно заниматься в классе симфонического дирижирования у замечательного педагога Л.М. Гинзбурга. После окончания аспирантуры Китаенко направили на стажировку в Венскую академию музыки, где в течение года он занимался у Ханса Сваровского. Вернувшись, Китаенко продолжал работу в оперной студии консерватории, а также дирижировал учебным оркестром музыкального училища при Московской консерватории. По приглашению Ленинградской филармонии Китаенко получил возможность выступить в концерте со вторым филармоническим оркестром. Это совпало с гастролями Г. Караяна и его оркестра, — вспоминал Китаенко, — выдающийся мастер провел тогда небольшой семинар для молодых дирижеров по Второй симфонии Брамса и Пятой Бетховена. Это было в мае 1969 года. А через месяц мне и Эдуарду Серову пришло приглашение принять участие в международном конкурсе, впервые организованном тогда Г. Караяном в Западном Берлине».

В программе этого соревнования были сочинения, которые Китаенко никогда не исполнял, например, «Весна священная» Стравинского или «Художник Матис» Хиндемита. Лето прошло в интенсивной подготовке с профессором Л.М. Гинзбургом. И вот, в сентябре молодые русские дирижеры приняли участие в конкурсе. 35 конкурсантов из разных стран, 12 крупных симфонических произведений, 5 туров. Дирижеры из России оказались в числе победителей. Дмитрий Китаенко стал лауреатом 2-ой премии на международном конкурсе дирижеров «Фонд Г. фон Караяна», а Эдуард Серов получил третью премию.

С 1970 года Д. Китаенко — главный дирижер Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В текущий репертуар театра ему пришлось включаться, как говорится с ходу. «Евгений Онегин», «Севильский цирюльник»… Музыканты оркестра приняли нового «главного» с огромным энтузиазмом. Оркестр заиграл вдруг совершенно по-иному, качество инструментального звучания обрело свежесть и пластичность, возникла яркая образная выразительность, которая естественно, воздействовала и на певцов.

Репертуар дирижера постоянно пополнялся: «Катерина Измайлова» Шостаковича, «Мавра» и «Байка» Стравинского, постановка Вальтером Фельзенштейном «Кармен» Бизе, «Богема» Пуччини, наконец, «Пиковая дама» Чайковского. А рядом «Лебединое озеро» Чайковского, «Золушка» Прокофьева, ставшая одним из значительнейших «балетных» достижений молодого дирижера. А ведь были еще и оперетта — «Донья Жуанита» Зуппе, «Нищий студент» Милликера. За время работы в театре был накоплен многогранный дирижерский опыт и мастерство.

В 1976 году Китаенко возглавил Академический симфонический оркестр Московской филармонии. «С самого начала я встретился с первоклассным в профессиональном отношении коллективом, — вспоминал Китаенко, — обладавшим, однако, несколько колючим звуком, быстрым затуханием фразы. Теперь мы стремимся к большему мелодическому разливу, к непрерывности звучания». Китаенко предпринимал шаги к обогащению звуковой палитры оркестра — мягкости и красочности инструментального «пения», отчетливой ясности тембральных красок, своеобразной легкости и благородного изящества исполнения. Эти творческие усилия дирижера открыли новые горизонты в интерпретациях даже «обыгранного» репертуара. Они очень скоро убедили и оркестрантов, и слушателей в правдивости требований и пожеланий руководителя. Он стремился также к расширению репертуара, овладению многими жанрами и стилями. Рядом с по-юношески безмятежной Классической симфонией Прокофьева звучала наполненная энергией, полетностью симфоническая поэма «Дон Жуан» Рихарда Штрауса; таинственная, поэтическая озаренность «Волшебного озера» Лядова соседствовала с интерпретациями симфоний Брамса и произведений Стравинского.

Интересны в этом отношении два концерта в Большом зале консерватории, где звучали произведения Дебюсси, Альбениса, Прокофьева и Шнитке, чей Концерт для фортепиано и струнного оркестра был впервые сыгран Владимиром Крайневым в Москве. Изысканный «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси с его томной мечтательностью и неторопливостью предварял красочный и темпераментный мир мелодий фламенко в сюите «Иберия» Альбениса. При исполнении оркестровых номеров выявились специфические черты творческой манеры коллектива и дирижера, сложившиеся в совместной репетиционной практике: тщательность инструментальной отделки, филигранность деталей и в тоже время художественная целенаправленность, отсутствие «пустот», отсюда уверенная раскованность, свобода и легкость музицирования, гибкость и подвижность в чутком следовании указаниям дирижера.

Великолепно исполнил Крайнев сложнейший Второй концерт Прокофьева и Концерт Шнитке. Близость эстетических позиций солиста и дирижера позволила им вести напряженный и захватывающий диалог. Одночастная композиция концерта Шнитке полна острых столкновений, драматических возгласов — реплик, сокровенных душевных высказываний. В мужественном противоборстве со стихией струнных голос рояля набирал мощь, раскрывая в конфликтных ситуациях все новые и новые образные сферы.

Следующий концертный сезон 1983/84 открыл концерт Симфонического оркестра МФ под управлением Д. Китаенко и Государственный хор Латвийской ССР (художественный руководитель И. Цепитис), в котором прозвучали Девятая симфония Бетховена и «Страсти по Матфею» И. Баха, ставшие значительным событием в музыкальной жизни Москвы.

«В моем формировании, — как признается сам дирижер, — существенную роль сыграл Е.А. Мравинский. Его репетиции в Ленинграде, его концертные программы, записи на пластинки, вся его творческая личность служили для меня примером <…> Его репетиционная настойчивость, требования четкого качественного баланса звучания, идеальной интонационной вертикали, строгость динамики, наконец, сама дирижерская манера — все это близко мне по сей день <…> Меня, как и всех других, поражал эрудицией, памятью, уникальным знанием симфонической литературы профессор Н.С. Рабинович. Что касается моих непосредственных педагогов, то никто из них не навязывал мне какого-то неизменного технического арсенала, не давал однозначных рецептов. Все они стремились прививать ощущение формы произведения, умение разбираться в стилях, совершенствовать многостороннее слуховое внимание. С такими же принципами подходит к учебному процессу и Г. Караян. Мне довелось видеть и слышать подтверждение этого как в ходе репетиций, так и в концертах многих замечательных дирижеров нашего времени. Среди них Эрнест Ансерме и Карл Бем, Шарль Мюнш и Леонард Бернстайн, Игорь Маркевич и Бруно Мадерна, Андре Клюитенс и Жорж Претр, Карло Цекки и Пауль Клецки. Особенно много мастеров довелось послушать во время стажировки в Вене. Сам я практически не имел возможности дирижировать там, однако, вернувшись в Москву, почувствовал, что владею, наконец, определенной техникой <…> От каждого из маститых коллег я брал на вооружение близкие мне формы работы с оркестром. Мои педагоги учили меня обращению с оркестром как с живым организмом, живым инструментом. Дирижер должен чувствовать, где оркестру нужна помощь, где можно, а порой даже нужно, как говорится, отпустить вожжи. Нельзя висеть над оркестром эдакой “эмоциональной глыбой”. И если музыканты говорят, что им было легко играть со мной, то я расцениваю это как высшую похвалу. Значит, кое-что усвоил из мудрых советов моих учителей».

В многочисленных концертах филармонического оркестра и на ежегодных фестивалях «Московской осени» под руководством Китаенко звучала современная музыка Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Свиридова, А. Петрова, А. Эшпая и многих других талантливых композиторов. Звучали также сочинения мастеров XX века – Шенберга, Веберна, Мессиана, Лютославскогого, Мийо, Р. Штрауса.

Китаенко, уделяющий кажется больше внимания романтической музыке, заявляет: «Романтизм вовсе не чужд современной музыке и даже, напротив, присущ ей гораздо чаще, чем-то кажется на первый взгляд. Мне помогает в раскрытии этого то обстоятельство, что я всегда стараюсь найти и выявить в партитуре мелодическое начало, подчеркиваю такие сочетания тембров или такие акценты, которые заставляют ее раскрыться новыми сторонами».

Это хорошо знают и зарубежные коллективы, с которыми нередко приходится выступать Китаенко — оркестры Берлина и Вены, Японии и Скандинавии, Лейпцига и Лондона. После гастролей с Филадельфийским оркестром, одним из лучших оркестров мира, американская пресса писала: «Русский дирижер потрясает. Китаенко — дирижер с большой буквы… дирижер — поэт, обладающий поразительной индивидуальностью».

Программы, которые Китаенко дирижирует за границей, преимущественно содержат произведения русской классики и современной музыки. Он поставил оперные спектакли – «Евгений Онегин» в Брюсселе «Пиковую даму» в Вене. Следует привести слова Караяна о своем младшем коллеге: «Сегодня он, несомненно, может считаться одним из пяти-шести лучших дирижеров мира».

Хорошо известно, — что жизнь современного артиста — и особенно дирижера, связанная по роду деятельности с большими коллективами людей, — требуют строгой регламентации, самодисциплины, тщательной выверенности во всех компонентах и звеньях Китаенко, по словам людей, близко знавших его, может служить в этом отношении поучительным примером. Он очень многое успевает сделать. Собранный, внутренне организованный, пунктуальный (в хорошем смысле этого слова). Он обладает завидным умением рационально распорядиться своим временем. А это фактор, едва ли не решающий в наши дни, с их стремительным бегом событий, повсеместным ажиотажем, суетливостью, сверхнагрузками…

В течение двадцати лет Китаенко преподавал в Московской консерватории, в 1986 году стал профессором. Его учениками были известные дирижеры Игорь Дронов (дирижер ансамбля «Студия новой музыки» и Большого театра), Владимир Зива (худ. рук. и главный дирижер АСО Нижегородской филармонии и Московского симфонического оркестра), Михаил Юровский, китайский дирижер Линь Тао (худ. рук. и главный дирижер симфонического оркестра филармонии Кузбасса в Кемерово), Дмитрий Лисс (худ. рук. и главный дирижер Уральского академического симфонического оркестра), который в 2010 году пригласил своего педагога принять участие в первом Симфоническом форуме России в Екатеринбурге.

«У каждого из нас, увы, не так уж много времени впереди, — размышляет Китаенко, — с возрастом понимаешь это яснее <…> Человек, стремящийся добиться максимально высоких результатов в своей работе, должен постоянно себе отдавать отчет, что ему помогает, а что мешает в творческой практике. Что на пользу делу, а что во вред. Это позволяет увидеть кратчайшие пути к цели. Позволяет сэкономить время — время, повторяю, которого у нас в обрез…»

В 1990 году, выехав на гастроли в Германию, Китаенко в Россию не вернулся. Он не просил политического убежища, остался гражданином своей страны, человеком русской культуры.  В 1990–1996 годах он — главный дирижер симфонического оркестра Франкфуртского радио и Бергенского филармонического оркестра (Норвегия), в 1996–2004 годах — главный дирижер Бернского симфонического оркестра (Швейцария) и главный приглашенный дирижер симфонического оркестра Корейской радиовещательной корпорации (Южная Корея).

Д.Г. Китаенко получает приглашения на гастрольные концерты с Берлинским филармоническим оркестром, Венской филармонической государственной капеллой, Лейпцигским оркестром Гевандхауза, Гюрцених оркестром (Кельн), Мюнхенским филармоническим оркестром, оркестром Баварского радио. Он дирижирует оркестром театров «Ла Фениче» (Венеция) и «Ла Скала», оркестром национальной академии Санта-Чечилия (Рим), Лондонским симфоническим оркестром, Королевским оркестром Концертгебау (Амстердам), Чикагским симфоническим оркестром, Бостонским симфоническим оркестром, Филадельфийским оркестром и другими американскими оркестрами, Японским симфоническим оркестром NНК (Токио); выступает в Испании, Франции, Швейцарии и Южной Корее.

Фото https://www.kitajenko.com/

Дмитрий ОРЛОВ
дирижер, основатель Московского государственного симфонического оркестра для детей и юношества, заслуженный артист РСФСР

Юбилейный год Дмитрия Китаенко: гастроли, диски, премии

В юбилейном 2020 году Дмитрий Китаенко продолжает активную творческую деятельность.

В январе он дирижировал двумя концертами «Тонкюнстлероркестра» Нижней Австрии в Золотом зале Венского Музикферайна и концертом на Санкт-Пельтенском фестивале с программой из произведений Дворжака и Чайковского.

Далее — январско-февральское европейское турне с берлинским Концерхаус-оркестром: три концерта в Берлине, три концерта в Зальцбурге и два в Нидерландах (в Роттердаме и Эйндховене). С 2012 по 2017 гг. Китаенко был главным приглашенным дирижером этого оркестра. В программах гастролей —произведения Чайковского, Рахманинова, Прокофьева и Сен-Санса.

В марте маэстро дважды выступил в Катаре с Катарским симфоническим оркестром, продирижировав партитурами Моцарта, Прокофьева и Чайковского.

В день юбилея, 18 августа, немецкая телекомпания SWR подготовила к 80-летию дирижера специальную программу «Посол русской музыки», а газета Frankfurter Allgemeine Zeitung опубликовала о нем статью «Мастер лаконичного жеста».

Летом дискография Д. Китаенко пополнилась тремя новыми альбомами. В июле вышел диск с записью поэмы «Колокола» Рахманинова и кантаты «Иоанн Дамаскин» Танеева, сделанной с филармоническим хором г. Брно (Чехия) и «Гюрцених-оркестром» Кельна, солисты Анна Самуил (сопрано), Дмитрий Попов (тенор), Владислав Сулимский (бас). Запись 2018 года. Диск был удостоен премии Supersonic интернет-журнала Pizzicato.

В день юбилея, 18 августа, фирма «Мелодия» выпустила релиз “Dmitrij Kitajenko Collection”. На 8 CD — записи, сделанные на фирме «Мелодия» в 19784–1989 гг. с оркестром Московской филармонии: сочинения Рахманинова, Римского-Корсакова, Бернстайна, Хачатуряна, Буцко, Габели, Флярковского, Янченко, Кабалевского, Теодоракиса, Р. Штрауса.

21 августа вышел CD с записями сочинений Прокофьева и Хачатуряна в исполнении Загребского филармонического оркестра под управлением Дмитрия Китаенко (записаны в 2019 г.). Это диск был удостоен премии Supersonic.