Дариюс Мийо – 130 лет со дня рождения

Дариюс Мийо – 130 лет со дня рождения

4 сентября 2022 исполнится 130 лет со дня рождения Дариюса Мийо, одного из крупнейших французских композиторов 20 века, участника «Шестерки». В этот день в Московской консерватории, в Зале имени Мясковского состоится приуроченный к дате концерт, где прозвучат Шесть маленьких симфоний, 6 пасторалей для голоса и камерного ансамбля («Сельскохозяйственные машины») и вокальный цикл «Каталог цветов».

Музыку Дариюса Мийо исполнят Анастасия Бибикова (сопрано), Наталия Привалова (сопрано), Наталья Петрова (меццо-сопрано), Василий Фузейников (тенор), Кирилл Волков (бас) и Оркестр «Восхождение» (дирижер Николай Латышев).

«Он стоял во главе мощного художественного движения за обновление французской музыки между двумя войнами. Его новаторское искусство естественно наталкивалось на сопротивление публики, не желавшей его понять», – пишет исследовательница творчества Мийо и переводчица его книги мемуаров «Моя счастливая жизнь» (М.: Композитор, 1998) Людмила Кокорева.

В другой – своей собственной – книге о Дариюсе Мийо (вышедшей в 1985 в издательстве «Советский композитор») Кокорева подчеркивает, ссылаясь на частое мнение о композиторе, что Мийо «изменчив, как Протей». «Такую оценку он заслужил из-за поразительного стилистического и жанрового многообразия творчества, содержащего такие, казалось бы, взаимоисключающие явления, как эксцентричный, имевший скандальный успех “Бык на крыше” и трагический, отражающий ужасы нацизма “Огненный замок”; “джазовый”, стоящий на грани легкой музыки балет “Сотворение мира” и драматичная, с ярко выраженной социальной направленностью кантата “Смерть тирана”; непритязательная, в духе народной песни опера “Бедный матрос” и монументальная, новаторская по языку и драматургии античная трилогия “Орестея”».

Но, добавляет Л. Кокорева, «при всем необычайном многообразии характерные черты стиля Мийо, его композиторского почерка легко обнаружить в любом сочинении, будь то грандиозная опера или камерная инструментальная сюита».

«В 1962 году в одном американском колледже меня попросили рассказать о себе. Я вспомнил своих родителей, всегда понимавших меня, жену и сына, доставлявших мне только радость, короче, я сказал, что я счастливый человек. В зале почувствовалась полная растерянность, почти паника. После моего выступления ко мне подошли студенты: “Как же вы могли сочинять в таких условиях? Ведь артисту необходимо страдать!”». (Д. Мийо, «Моя счастливая жизнь»)

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм