Даёшь Серебряную отметину Наталии Пшеничниковой!

Даёшь Серебряную отметину Наталии Пшеничниковой!
Наталия Пшеничникова. Фото из архива ЦИМа
В честь 145-го дня рождения Всеволода Мейерхольда в московском центре культуры его имени организовали целую праздничную программу. Для тех, кто самостоятельно пытается разобраться в современном сценическом искусстве, прошли лекции об авангардном театре. По мнению организаторов, данные встречи с преподавателями ― театроведами и критиками ― должны были подготовить зрителя к вечернему спектаклю. В большом зале музыкант и вокалист Наталия Пшеничникова при участии саунд-дизайнера Торстена Оттерсберга исполнила “сверхоперу по сверхповести” Велимира Хлебникова “Зангези”.

Лекции по сложившейся традиции проходили в кафе на четвёртом этаже. Сначала поэт и критик Данила Давыдов познакомил собравшихся с “авангардным поведением и авангардным жестом”, а потом театровед Валерий Золотухин рассказал о связи исторического авангарда и современного художественного поиска.

― Хлебников ставит перед собой задачу: избавить зрителя, читателя и человечество, в целом, от слов и мнимых связей, которые устанавливаются средствами языка. Он мечтал вернуть им подлинную речь, ― заявляет соавтор сборника “Звучащая художественная речь” Валерий Золотухин. ― Зангези выступает пророком. Он тот, кто должен открыть всем единый язык: “Это звёздные песни, где алгебра слов смешана с аршинами и часами… Этот язык объединит некогда, может быть, скоро! “. Но чтобы найти новый язык, оказывается, что нужно разрушить все те, которыми мы пользуемся и которые нас разобщают. Поэтому футуристы и Хлебников, в первую очередь, мыслили театр, как пространство эксперимента с этим новым общим языком.

Валерий Золотухин. Фото из архивов ЦИМа

Новый язык монооперы “Голос Зангези” может отпугнуть неподготовленного зрителя. Возможно, организаторы правы, и к просмотру нужно готовиться: узнать, кто такой Хлебников; в каком стиле он творил; что делают его последователи в современном мире. Но Наталия уверена, что это совсем необязательно:

― Как раз неподготовленного зрителя мы будем очень ждать! Если человек открыт и любопытен, ему интересны другие миры, кроме собственной кухни, банковского счёта или машины, то это наш зритель. Главный посыл спектакля в том, что мы все ― люди, мы едины и не убиваем друг друга. Иначе мы просто убивали бы сами себя. Хлебников был невероятной личностью. Он почувствовал, что всё живое на Земле (люди, птицы, насекомые) ― это единое целое. Поэтому человек должен бережно относиться ко всему ― так, как относится к самому себе. Он не должен убивать других и себя. Это важный мессендж, который в таком же масштабе, как у Хлебникова, сейчас мало кто пытается донести до других.

― Это не покажешь по телевидению. Это невозможно передать или транслировать. Должно быть присутствие, ― говорит самый преданный зритель премьеры, давний друг Натальи, художник и музыкант Герман Виноградов. ― Я увидел наконец первое настоящее полнокровное воплощение Хлебникова. До этого были попытки, но они вызывали недоумение и глубочайшее желание, чтобы об этом все забыли, а “создатели” больше никогда не прикасались к Хлебникову. В “Зангези” очень сложный текст! И то, что Наташа сделала благодаря современным технологиям, ― это и есть настоящее явление Хлебникова на сцене. Расслоение голосов, различные обработки, задержки, петли. Абсолютно гармонично сосуществуют мириады голосов, при этом голос звучит немеханистично. Наташа владеет многими вокальными техниками. Звук, как минимум, 12-канальный, сферический. Уверен, даже во времена футуристов всё было очень бледно.

Герман Виноградов, Наталия Пшеничникова. Фото из архивов ЦИМа

Герман Виноградов знаком с Наталией Пшеничниковой с 1989 года: «Она научила меня купаться в проруби, а я открыл ей БИКАПО и звуки, уходящие за пределы консерваторских представлений». В юности, наполненные силой и красотой, они играли в группе «Вино и хлеб», ездили на гастроли в Голландию, Австрию, Германию. «Однажды мы остались без копейки, живя в дорогом отеле. Взяли гитару и флейту и пошли играть на главную улицу», ― вспоминает Герман. Тогда, увидев западную жизнь, Наташа решила, что именно тут и будет жить.

― Как член Академии Зауми буду трубить во всю, чтобы Наташе вручили Серебряную отметину имени Давида Бурлюка, ― воодушевлённо говорит Герман. (Международная независимая научно-творческая организация Академии Зауми объединяет поэтов-футуристов и учёных, занимающихся изучением русского авангарда.)

В Москве состоялся лишь один спектакль. Без гастрольного тура, без продолжения. Возможно, когда-нибудь команда приедет сюда ещё раз, и в ЦИМ придут те самые неподготовленные зрители. Думаю, создателям звуковой фантазии будет интересна их реакция и восприятие современного прочтения Хлебникова. Но в следующий раз “Голос Зангези” прозвучит уже в Германии. Так настроена автор идеи и исполнитель Наталия Пшеничникова:

― Когда мне предложили сделать спектакль в Москве, я отменила все выступления, записи, и вот я здесь. Для меня это невероятная честь ― приехать в Россию с новым спектаклем. Ему всего два месяца, третий. Получается непростой путь. Когда я взялась за “Зангези”, то понимала, что замахнулась на текст, с которым работать нельзя. И уже в процессе прочтения и даже отчаяния, всё сложилось.

По содержанию монооперы Зангези ― это диджей и хакер. Он терпеливо дождался, пока зрители заняли все кресла, уселись на ступеньках на подушки. Скинул кепку и… случайно взломал мировой код.

― Зангези по поэме Хлебникова ― это некое существо ― человек, бог, неясно кто, ― рассказывает Наталия. ― Он приходит в мир и начинает говорить с птицами, богами, животными, людьми. Он знает все языки. Он понял, как уничтожаются цивилизации. Он пытается предотвратить трагедии и катастрофы в мире, чтобы планета оставалась такой же, какой была до нашего прихода. В тексте есть слова “на наших ладонях земного шара мячик». Я всегда себя сдерживаю, чтобы не заплакать в этот момент. В наше время экологических катастроф, войн и абсолютного бессмыслия, когда люди не понимают, что планета Земля очень-очень хрупкая, Зангези становится актуальным.

Наталия Пшеничникова. Фото из архивов ЦИМа

Моноопера “Голос Зангези” ― не тот спектакль, который можно посмотреть и сказать “понравилось” или “не понравилось”. Это современная опера, которую нужно слушать и уносить с собой. Дома над ней можно долго думать, обсуждать с кем-то и, составив собственное мнение, оставаться при нём. Думаю, большинство моих знакомых ушли бы из зала в первые же 10 минут. Но публика на московской премьере сидела тихо-тихо. А в конце сильно аплодировала. Так “Голос Зангези” был услышан и принят зрителем, пришедшим на день рождения Мейерхольда.

Анжелика ЛУКИНА, фото автора и из архива ЦИМа

Источник публикации Яндекс.Дзен @lukina