Большой симфонический оркестр представил в Вене реконструкцию оперы Чайковского «Ундина»

Большой симфонический оркестр представил в Вене реконструкцию оперы Чайковского «Ундина»

Большой симфонический оркестр под управлением российского дирижера Владимира Федосеева представил в понедельник вечером австрийской публике уникальную реконструкцию оперы Петра Ильича Чайковского “Ундина”, никогда не исполнявшуюся при жизни композитора. Европейская премьера произведения состоялась в Золотом зале венского филармонического общества “Музикферайн”, а главной наградой концерта стали зрительские аншлаг и овации.

Восстановленная по сохранившимся фрагментам опера была впервые исполнена в максимально полном виде в концертной версии в Европе. Вместе с Большим симфоническим оркестром в постановке приняли участие сопрано Анна Аглатова, исполнившая партию Ундины, тенор Сергей Радченко, исполнивший партию Гульбранда, а также хор “Венское певческое общество”, блестяще продемонстрировавший владение русским языком при исполнении своей части стихотворной версии оперы.

Два восстановленных действия трехактной оперы “Ундина” на либретто Владимира Соллогуба были объединены чтением фрагментов повести “Ундина” Фридриха де ла Мотт Фуке для понимания сюжетной линии. Художественное слово осталось за известным австрийским актером Петером Матичем. В итоге получилась литературно-музыкальная композиция.

Помимо “Ундины” в этот вечер в заключение концерта прозвучала сюита из балета “Лебединое озеро”. На бис оркестр исполнил захватывающие и динамичные произведения Чайковского – “Пляска скоморохов” из музыки к весенней сказке Островского “Снегурочка”, а также “Испанский танец” из балета “Лебединое озеро”. Венская публика рукоплескала стоя великолепному исполнению.

“Началом в познании оперного Чайковского для меня является “Ундина”, созданная композитором в конце 1860-х годов. Она открывает нам Петра Ильича как драматурга и приносит богатство мелодий, которые после уничтожения автором партитуры “Ундины” обрели новую жизнь в его Второй симфонии, в музыке к весенней сказке “Снегурочка” и балете “Лебединое озеро”. В концертах я объединяю эту оперу в одной программе с сюитой из “Лебединого озера”, где очевидно, сколь благодатной почвой стала “Ундина”, с какой силой проросли посеянные в ней “музыкальные зерна” в позднейшем творчестве мастера”, – признается маэстро Федосеев.

Второй концерт в “Музикферайн” пройдет 7 марта. Первое исполнение этой версии оперы с чтением литературных текстов, восполняющих сюжетные пробелы в связи с утратой значительной части музыки, состоялось 11 ноября 2015 года в подмосковном Клину в Доме-музее композитора. Спустя два дня она была представлена в Москве в Концертном зале имени П. И. Чайковского, и с тех пор больше нигде не исполнялась.

Реконструкция оперы

В понедельник в рамках венского аккорда Большого симфонического оркестра в российском посольстве состоялась презентация тома 3 Серии 1 Академического полного собрания сочинений П. И. Чайковского, в котором опубликована не сохранившаяся в полном виде вторая по счету опера композитора “Ундина”.

Написанная Чайковским за шесть месяцев, она не была поставлена при его жизни. В 1870 году состоялось лишь концертное исполнение трех фрагментов первого действия в Большом театре в Москве.

Том содержит партитуры и переложения для пения с фортепиано пяти фрагментов оперы из первого и третьего действий оперы: Интродукция, Песня Ундины (1 действие), Финал 1 действия, Марш (3 действие) и Дуэт Ундины и Гульбранда (3 действие). Издание передали послу РФ в Австрии Дмитрию Любинскому.

Чайковский написал эту оперу в трех действиях, но уничтожил, не дождавшись ее постановки. Получилось реконструировать всего лишь пять фрагментов, которые сохранились в разном виде, и все эти фрагменты композитор использовал в своих других произведениях, в том числе во Второй симфонии, музыке к весенней сказке А. Н. Островского “Снегурочка” и балете “Лебединое озеро”. Реконструкцией занимались многие ученые в разные годы.

“Ундина” впервые публикуется на основе всех выявленных в настоящее время источников. Научная реконструкция оперы по сохранившимся фрагментам, описание истории ее создания основаны на исторических документах, письмах Чайковского, свидетельствах его биографов и современников.

Источник публикации ТАСС