Бесконечное кружевоплетение

«Вологодские кружева» — проект газеты «Музыкальное обозрение»
<strong>Бесконечное кружевоплетение</strong>
Премьера сочинения М. Гоголина "Вологодские кружева", 2013. Фото Алексей Колосов

Для каждого фестиваля «Кружева», начиная с первого, одному из современных российских композиторов заказывается сочинение под названием «Вологодские кружева». Его премьера проходит на концерте закрытия фестиваля. Создание произведения и сотворение концепции нового фестиваля происходят параллельно.

По условиям, которые предложил художественный руководитель фестиваля «Кружева» Андрей Устинов, композитору необходимо использовать в своем произведении старинные песнопения Вологодской области и мелодию боя часов на колокольне Софийского Собора.

Мировой премьерой нового сочинения завершается фестиваль: это стало его фирменным знаком. Премьера на заключительном концерте — мощный финальный аккорд фестиваля, луч в будущее, символ открытости фестиваля, импульс к его дальнейшей жизни.

Страницы музыкальной летописи

19 октября 2008Александр Чайковский (род. 1946). «Вологодские кружева» для симфонического оркестра. Исполнители: Ярославский симфонический оркестр, дирижер Мурад Аннамамедов.

А. Чайковский: «В моем сочинении три основных момента. Это варианты трех вологодских песен: “Ой, Ваня-Ванюшка, да разудала голова”, колыбельной “Лю-лю-лю-лю-бай, уж ты, Валя, засыпай” и “Эко сердце”. <…> их разработка, перетекание одних мотивов в другие, контрапункт, что действительно похоже на плетение вологодских кружев. Это тема Тарантеллы из балета “Анюта” — в честь Гаврилина. И бой часов, как иллюстрация часов-курантов на главной площади Вологды».

В 2010 году увертюра А. Чайковского звучала на концерте-открытии Второго фестиваля «Кружева» в исполнении ГАСК России под управлением Валерия Полянского. В дальнейшем сочинение не раз исполнялось в Москве и других городах России.

24 октября 2010Кузьма Бодров (род. 1980). «Вологодские кружева» для симфонического оркестра. Исполнители: АСО Московской филармонии, дирижер Юрий Симонов.

К. Бодров: «Интонационный материал основан на попевках, близких вологодским песням. Наиболее полно цитируется песня “Тин-тин-тиниха”».

9 октября 2011Артем Васильев (род. 1974). «Вологодские кружева» для симфонического оркестра и магнитофонной записи. Исполнители: Ярославский симфонический оркестр, дирижер Мурад Аннамамедов.

А. Васильев: «В основу композиции легла аудиозапись колокольного звона, записанного в Вологде. С помощью компьютера запись была замедлена примерно в 8 раз без изменения высоты звука. В результате каждый удар колокола звучит значительно дольше, чем в реальности, и есть возможность проследить за мельчайшими изменениями тона. Похожий эффект наблюдается в замедленной киносъемке или под микроскопом.

На получившуюся звуковую основу нанизывается звуковая ткань оркестра. <…> Еще одним источником стала запись частушек с наигрышем “под язык”, сделанная в Устюженском районе Вологодской области. Фрагменты записи служат мелодической основой пьесы».

Пьеса А. Васильева исполнялась на 41-м фестивале «Московская осень» (2019).

6 октября 2013 — Михаил Гоголин (род. 1962). Увертюра «Вологодские кружева» для камерного оркестра, народных голосов, кружевниц, ударных, колоколов, художественного руководителя и губернатора. Исполнители: камерный оркестр Вологодской филармонии, солисты ансамбля русской песни «Солнцеворот» (народные голоса), худрук фестиваля (вокал), заместитель губернатора (колокола); кружевницы — учащиеся Губернаторского колледжа народных промыслов, которые прямо на сцене плели кружева, и звук коклюшек органично вписался в ткань сочинения. Дирижер — Михаил Гоголин.

По идее худрука, перестук липовых коклюшек, усиленный микрофонами, должен был создать ощущение звучания Вселенной, Космоса.

М. Гоголин: «Идея моего сочинения связана с образом женщин-кружевниц, которые под тихое пение плетут кружево. А за окном ветер, снег, но, вместе с тем и приближающееся Рождество…».

Увертюра М. Гоголина исполнялась и на фестивале «Кружева» в 2016 году.

21 сентября 2014Михаил Броннер (род. 1952). «Вологодские кружева» для оркестра русских народных инструментов и фортепианного трио.

Исполнители: Андрей Диев (фортепиано), Никита Борисоглебский (скрипка), Борис Андрианов (виолончель) и Губернаторский оркестр русских народных инструментов, дирижер Галина Перевозникова.

М. Броннер: «Насколько мне известно, сочинений для подобного состава не существует. Я искал гармоничное сочетание классических и исконно русских инструментов, колокольных звонов и музыкальных образов, связанных с вологодскими кружевами».

В этой же версии увертюра исполнялась в Москве в 2015 на Втором Международном фестивале национальных оркестров мира. А в 2018 в новом варианте — для ОРНИ и солирующих балалайки, домры, альтовой домры, щипковых гуслей и клавишных гуслей — в Архангельске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Череповце, Вологде, Липецке и Белгороде во время концертного тура ГОРНИ под управлением Г. Перевозниковой.

6 октября 2015 — Юрий Каспаров (род. 1955). «Эхо тишины» («Вологодские кружева-VI») для гобоя, трубы, фортепиано, ударных (колокола), трех скрипок, альта, виолончели и контрабаса. Исполнители: ансамбль солистов “The Pocket Symphony”, дирижер Назар Кожухарь.

«Обязательными условиями заказа были использование малоизвестной народной вологодской песни и имитации звона колоколов Софийского собора в Вологде, и такое трепетное отношение к своей культуре, к ее истокам — удивительная особенность фестиваля! Разумеется, я эти условия выполнил, взяв за основу одну из малоизвестных версий песни “Ой вы горы”».

«Эхо тишины» Ю. Каспарова не раз исполнялось в Москве (в 2020 — дважды), в Боготе — Колумбийским камерным оркестром.

2 октября 2016 — Сергей Жуков (род. 1951). «Теней вереница и времени нить» («Вологодские кружева-2016») для флейты/бас-флейты, кларнета/бас-кларнета, виолончели, баяна и фортепиано. Исполнители — солисты Московского ансамбля современной музыки.

«Основой образно-семантического строя сочинения послужили строки стихотворения Валентина Лукьянова “Зимние изваяния”:

Прядутся нити времени, и Парки
Ткут бесконечно млечное, льняное —
Уснувший мир, зашитый тишиною…

<…> В композиции использованы цитата народной песни Вологодской области “Кто у нас хороший” и 4-звучный мотив колоколов Софийского собора».

Автор «Вологодских кружев»-2021, написанных для симфонического оркестра и электроники — Николай Попов (род. 1986), востребованный современный композитор, участник значимых проектов и престижных фестивалей, специалист в области электронной музыки.