Балетный онлайн-марафон Dance Open: 14—30 апреля 2020

Балетный онлайн-марафон Dance Open: 14—30 апреля 2020
Фото https://www.danceopen.com/

C 14 по 30 апреля 2020 года Международный фестиваль балета Dance Open впервые представляет online-марафон: его участниками и зрителями смогут стать все желающие, не выходя из дома. Подробная афиша опубликована на сайте danceopen.com и в группах фестиваля в социальных сетях. Основные события, в том числе, пройдут на платформах партнеров Dance Open — ВКонтактеФонтанка.руЯндекс.Эфир. Зрителей ждут трансляции спектаклей, которые невозможно пропустить, эксклюзивные видео-открытки звездных танцовщиков, презентация авторского «генеалогического древа» мирового балета XX века, лекции от ведущих данс-критиков и балетный «сторителлинг», беседы о природе танца и пропуск в клуб друзей Dаnce Open. Какими бы сложными ни были времена, но в течение двух апрельских недель Петербург вновь станет центром балетного притяжения.

Кинозал Dance Open

Видеозапись и живой спектакль — это два разных вида искусства. Но у трансляций на экране есть свои преимущества, даже помимо того, что сейчас это единственный вариант знакомства с театральными спектаклями. Во-первых, камера видит и фиксирует то, что не успевает заметить глаз, в какой бы точке зала вы ни находились, а «сборка» записи спектакля требует особого мастерства режиссера монтажа. Во-вторых, даже на Dance Open мы можем привезти не все: фестивальный календарь во многом ограничивает нас. Поэтому в рамках online-марафона мы показываем то, что хотели, но не имели возможности привезти, а также те спектакли, на которые зрители прошлых сезонов, возможно, не успели купить билет.

Уникальные показы спектаклей Кинозала Dance Open пройдут в рамках «Марафона искусства» эксклюзивно ВКонтакте.

Откроет серию киносеансов «Кармина Бурана» Клода Брюмашона в исполнении балета Большого театра Женевы. В контексте последних событий, переживаемых людьми, этот спектакль «звучит» поистине терапевтически. Тяжесть бытия, агрессия и отчаяние здесь поданы сквозь смягчающий художественный фильтр — смотреть можно в упор, больно не будет, а страх и подавленность нужно прожить и пережить, чтобы стать сильнее. Здесь нет литературного сюжета, где добро борется с силами зла: сюжет балета — идеальный ритмический порядок в музыке, которому отвечает пластический хаос в хореографии. Но безграничная в своей мощи сила жизни все равно победит. Оnline-трансляция пройдет 14 апреля ВКонтакте и в рамках проекта Фонтанки.ру #безатрантракта.

Хореограф обеих постановок — сам «волшебник», художественный руководитель дортмундской труппы Син Пэн Ванг, любящий и умеющий работать с сюжетами «большой» литературы. В основе балета «Сон в красном тереме» — одно из известнейших произведений китайской литературы, одноименный роман, написанный в XVIII веке Цао Сюэцинем. История взлета и падения богатого семейства Киа с внутренними перипетиями, описанная в книге, для национального китайского самосознания стала чем-то вроде нашего «Евгения Онегина» или «Войны и мира». Дортмундская постановка, изначально осуществленная совместно с театром Гонконга, не ограничивается иллюстративностью (хотя аутентичные фольклорные нотки здесь присутствуют), но ищет связи сюжета с современным Китаем, с империей – экономическим гигантом. И находит, не в последнюю очередь благодаря музыке Майкла Наймана — одного из известнейших композиторов-минималистов, автора саундтреков к фильмам «Пианино», «Повар, вор, его жена и ее любовник» и «Гаттака». Трансляция балета «Сон в красном тереме» пройдет ВКонтакте 16 апреля.

Литературная основа второго спектакля — «Фауст» Гете — представления не требует. Син Пэн Ванг, как всегда, задает вопросы от лица тех, кто живет сегодня, и подкрепляет свою интерпретацию нетривиальным выбором музыки: в «Фаусте» соседствуют музыка Хенрика Гурецкого и песни Rammstein. Губит ли современного человека жажда знания, все больше похожая на разрушительное высокомерие? Детали, выдающие время действия, минимизированы, и мистический сюжет Гете выводится на уровень притчи: есть ли надежда на спасение, на освобождение (вторая часть масштабного трехчасового балета так и называется, Erlösung!) после опыта, пережитого человечеством в XX веке? Материал к размышлению — 26 апреля. Трансляция состоится ВКонтакте и в рамках проекта Фонтанки.ру #безатрантракта.

Театральный дар от Балета Марибора и Эдварда Клюга — балет Stabat Mater, который Dance Open эксклюзивно покажет ВКонтакте 18 апреля, трудно переоценить. Средневековая католическая секвенция Stabat mater dolorosa («Мать скорбящая стояла…»), повествующая об одном из самых пронзительных евангельских сюжетов, в музыке Джованни Баттисты Перголези приобретает оперный размах. Определяющее для хореографа понятие в этой музыке — надежда. Отсюда отстраненная задумчивость спектакля, без навязывания конкретного сюжета и названных имен.

В «Болеро» Мориса Равеля, имеющем бессчетное количество хореографических трактовок, итальянский постановщик Мауро де Кандиа впервые услышал антиутопию. На сцене артисты Танцевального театра Оснабрюка — в униформе, под холодным светом и в клубах дыма. Сценография аскетична. Пластический язык унифицирован и лаконичен: мир, где индивидуальности уничтожены, идет к катастрофе. Снова есть, над чем задуматься, и понятно, к чему двигаться, чтобы двигаться дальше. Показ спектакля пройдет ВКонтакте 20 апреля.

22 апреля ВКонтакте пройдет online-трансляция хита Dance Open – 2018: всем взрослым, забывшим, что им тоже когда-то было четырнадцать, «Щелкунчика» Йеруна Вербрюггена стоит посмотреть обязательно. В программе online-марафона это еще один психотерапевтический сеанс от Большого театра Женевы: то ли сказка о поиске родной души, то ли анимационный блокбастер в духе Тима Бёртона, то ли непредсказуемый квест по зазеркалью, где юность ищет себя и теряет в сотнях отражений и десятках дверей. Здесь каждый шаг — эффект бабочки: крикнешь, а где тебя услышат и кто откликнется — не угадать. Но ореховая скорлупа страхов и сомнений обязательно расколется, когда придет любовь.

Французский хореограф Тьерри Маландэнн неоднократно приезжал в Россию. Мы привыкли к его почерку: он мастер говорить красиво о сложном. «Пастораль», которую Dance Open покажет 24 апреля — это музыка Бетховена, Шестая «Пасторальная» симфония и Кантата ор.112. Премьера спектакля прошла в декабре 2019 года, но именно сегодня оказалась актуальной. Идея хореографа — все мы замкнуты в своем пространстве и вынуждены иметь дело с собственными демонами, но не разрушать мир вокруг себя. Финал — во вполне бетховенском духе: гармонии можно достичь лишь вместе с другими людьми и в единстве с природой.

Афиша Кинозала Dance Open подвижна: переговоры с труппами о предоставлении новых записей ведутся постоянно, а значит программа online-марафона в любой момент может дополниться новыми спектаклями из разных уголков мира.

Университеты балета

Искусству балета сегодня учат не только профессионалов, но и любителей — конечно, если речь идет об исполнительском мастерстве. Но учат ли смотреть, видеть и понимать балет? Для зрителей такая теоретическая база не менее важна, чем для артистов — форма и техника.

В рамках online-марафона Dance Open мы впервые запускаем цикл авторских лекций от ведущих российских критиков и историков хореографии. Эти виртуальные встречи адресуются всем, и опытным балетоманам, желающим услышать ценные детали из уст авторитетных спикеров, и — прежде всего — тем, у кого просмотр балета вызывает множество вопросов. Почему нас «магнитит» к танцу? Чем нужно отличиться, чтобы твое имя стало танцевальным брендом? Об этом и многом другом — в режиме online на уникальном видео-курсе «Университеты балета».

Введение в мировой хореографический контекст, обязательную «программу минимум» представит Вита Хлопова — исследователь современной хореографии, куратор и создатель проекта No fixed points. Ее лекция «Топ-5 хореографов XX века, о которых надо знать» пройдет 15 апреля.

19 апреля данс-колумнист «Собака.ru», специальный корреспондент онлайн-журнала о балете La Personne Ballet Magazine, автор telegram-канала VeryBallet Ольга Угарова прочитает лекцию «Как смотреть балет: инструкция».

Правда ли, что танец наделяет человека особенной внутренней силой? Об этом 21 апреля размышляет данс-критик, обозреватель «Российской газеты», эксперт и член жюри национальной театральной премии «Золотая маска» Лейла Гучмазова с темой «Let`s dance: лучшее средство от коронавируса, или Почему нас тянет к танцу».

Туристический гид по балетам прошлого и настоящего — и рассказ о том, зачем хореографы придумывают новые национальности, северных цыган или уральский народ, — представит помощник художественного руководителя Урал Балета Богдан Королёк: его лекция «National Geographic: балетная версия» завершит курс 23 апреля.

«Танец как жизнь. Все, что вы хотели спросить о балете»

У любителей танца и тех, кто к нему только присматривается, возникает множество FAQ (часто задаваемых вопросов), на которые хотелось бы получить яркие и конкретные ответы, очищенные от мифов, легенд и домыслов. Почему балерины танцуют на пуантах? Кто придумал пачку? Едят ли вообще танцовщицы, и если да, то что? Что за таинственная коробочка стоит рядом с кулисами во время спектакля? Почему балетный пол укладывают под наклоном?

Вместе с порталом Фонтанка.ру Dance Open задал самые интересные вопросы авторитетным данс-критикам и собрал их ответы — получился настоящий справочник начинающего балетомана, online-презентация которого запланирована на 17 апреля. После изучения всех материалов будет легко не только поддержать беседу за бокалом игристого в антракте, но и самостоятельно погрузиться в историю балета более предметно — необходимая теоретическая база у читателя уже будет. А если ответ на какой- то из вопросов не нашелся, до 24 апреля их можно оставить на сайте Фонтанка.ру. На самые интересные ответит руководитель фестиваля Dance Open Екатерина Галанова лично.

«Энрико Чеккетти и балет XX века»

«Энрико Чеккетти и балет XX века» — авторская online-энциклопедия, премьерный исследовательский проект Dance Open.

Ремесло классического танца уже четвертое столетие передается в буквальном смысле «из ног в ноги». Преемственность — основной механизм его самосохранения и обновления. Если попытаться нарисовать «генеалогическое древо» мирового балета, многие артисты, педагоги и хореографы окажутся творческими родственниками друг друга.

В этом году исполняется 170 лет со дня рождения танцовщика и педагога, чье имя звучит не так часто — гораздо реже, например, чем имя Мариуса Петипа, — но чей вклад в развитие балета XX века огромен. Энрико Чеккетти работал в Петербурге, затем в труппе Сергея Дягилева и в собственной балетной школе в Лондоне; с его именем связано возрождение балетной школы миланского Ла Скала. От Чеккетти нити преемственности ведут к именам и труппам, которые определяют лицо современного балетного театра. Пара примеров: Любовь Егорова, ученица сеньора Чеккетти, воспитала основательницу Dutch National Ballet Соню Гаскелл, Розеллу Хайтауэр, Ролана Пети, Мориса Бежара. Ученица Чеккетти Нинетт де Валуа создала Королевский балет Великобритании.

В соавторстве с ведущими российскими балетными экспертами Dance Open попытался создать именно такое «генеалогическое древо» мирового балета, питающегося от корня «Энрико Чеккетти». Оно не претендует на полноту и всеохватность: в этом проекте мы собрали лишь самых ярких звезд — 89 персонажей, 40 авторских эссе, 127 редких фото. Многие из героев online-энциклопедии — Ханс ван МаненМанюэль ЛегриЖан-Кристоф МайоПьер ЛакоттСоль Леон — участники фестиваля, они напрямую связывают Чеккетти и Dance Open, питая наши планы по развитию проекта.

Проект будет доступен на сайте danceopen.com c 25 апреля.

Dance Open и Hot Culture

Hot Culture — авторский проект петербургского культуртрегера, теле- и радиожурналиста Александра Малича, один из самых популярных youtube-каналов о культуре и искусстве в России. Формат — интервью «об искусстве, о тех, кто им занимается, и тех, кто его любит, о самом интересном, самом важном в отечественной и мировой культуре сегодня».

Коллаборация Hot Culture и Dance Open была придумана, чтобы поговорить о природе танца и его месте в современном мире с людьми, не имеющими прямого отношения к академическому балету. Так родилась серия специальных выпусков, где собеседниками Александра Малича стали Тимофей Смирнов — один из лучших танцоров в стиле электро в мире, резидент первого в России vogue-комьюнити House of Bonchinсhe и руководитель фестиваля танца под электронную музыку Move&Prove; Татьяна Парфенова, модельер, дизайнер и основательница собственного модного дома; галерист и коллекционер Марина Гисич; основатель и генеральный директор биотехнологической компании BIOCAD Дмитрий Морозов, художник-каллиграф Покрас Лампас.

Смотрите на канале Hot Culture 20, 24, 26, 28 и 30 апреля.

Dance Open: избранное из истории минувших сезонов

Кульминационное событие фестиваля — Гала-концерт звезд Dance Open — вечер, ради которого балетоманы со всей России и Европы специально съезжаются в Северную столицу. Каждая программа Гала — своеобразный limited edition актуальной хореографии, работа над которым происходит 365 дней в году. Долгие поиски, многочасовые перелеты, сотни отсмотренных спектаклей, творческие споры, звонки, переговоры — все для того, чтобы представить в Петербурге лучшее, что было и будет в мировом балете. Так происходит уже много лет подряд.

Нынешний Гала звезд должен был состояться 27 апреля, и он — состоится, но в формате online. Концерт продлится намного дольше обычного. Видео-летопись лучших исполнений Dance Open ведет более десяти лет, и на этот раз вниманию балетоманов будет представлена «Золотая коллекция» — шедевры мировой хореографии и созвездие исполнителей. Мы реализуем свою давнюю мечту и запускаем трехсерийный цикл — его единственная трансляция пройдет на платформе партнера фестиваля Яндекс. Эфир 27, 28 и 29 апреля, начало в 19 часов.

30 апреля всех поклонников танца ждет еще один подарок Dance Open: видеоистория русского балета в полутора столетиях: от Артура Сен-Леона и Жюля Перро до Бориса Эйфмана и Юрия Посохова. В фильм войдут фрагменты работ, исполненных на Гала Dance Open, а яркие видеозарисовки расскажут о каждом из мэтров. Фильм будет показан ВКонтакте.