Аристократ музыки

3 февраля 2016 скончался выдающийся литовский дирижер Саулюс Сондецкис
Аристократ музыки

Когда произносили имя Сондецкиса, подразумевали Литовский камерный оркестр — и наоборот. А в сочетании этот неразрывный союз в эпоху «до аутентизма» символизировал для многих советских меломанов эталонное исполнение музыки барокко и высокой венской классики. Те легендарные виниловые пластинки были в доме практически у каждого человека, считающего себя культурным: «Глория» и «Времена года» Вивальди с Е. Образцовой и С. Стадлером, «Прощальная симфония» Гайдна, симфонии и клавирные концерты Моцарта (в том числе двойные и тройные) с такими «пианистами мечты», как Э. Вирсаладзе, Д. Башкиров и В. Крайнев, моцартовский «Дон Жуан» с А. Сафиулиным и Л. Казарновской, кантаты Баха с «Декабрьских вечеров» с Р. Холлом, Н. Ли, М. Пальмом, 4-дисковый комплект баховских клавирных концертов с Т. Николаевой и обязательно два варианта Stabat Mater Перголези (с Е. Образцовой/Н. Герасимовой, а также с литовскими певицами и хором девочек «Лепайтес»). Эти и другие трактовки Сондецкиса служили олицетворением истинного аристократизма в музыке.

В тоже время интерпретациям Литовского камерного оркестра была свойственна особая теплота: именно это качество Сондецкиса очень точно подметила выдающаяся пианистка Татьяна Николаева, сказав, что маэстро обладает уникальным даром делать музыку теплой.

Литва и Россия

Народный артист СССР (1980), лауреат Государственной премии СССР (1987), обладатель Золотой медали конкурса дирижеров Фонда Герберта фон Караяна (1963), профессор Вильнюсской и Санкт-Петербургской консерваторий, Сондецкис с полным правом может называться как литовским, так и российским дирижером. Его бесконечное уважение к русской культуре и музыке не мешало ему оставаться истинным патриотом своей маленькой родины и быть символом культуры Литвы. Он не только активно исполнял классику литовской музыки — М. Чюрлениса, Б. Дварионаса, Ю. Юзелюнаса, В. Клову, но первым открыл миру и записал сочинения современных литовских композиторов разных поколений — таких, как Ф. Байорас, С. Вайнюнас, П. Дикчюс, А. Кленицкис, Б. Кутавичюс, Ю. Науялис, Ю. Шервинскас, С. Шимкус, В. Юргутис и др. В его интерпретации впервые прозвучали многие новые опусы Р. Щедрина, С. Слонимского, Э. Денисова, А. Пярта, Ч. Нурымова, В. Мартынова, В. Артемова, Е. Подгайца. Он был настоящим просветителем, первопроходцем по духу.

Именно его любовь к России и, в частности, к Петербургу привела Саулюса Яцковича в Консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, а потом и в Эрмитаж. Оставаясь главным дирижером Литовского камерного, в сезоне 1988/1989 с легкой руки и при дальнейшей поддержке отца и сына Пиотровских он создал на базе Молодежного оркестра Петербургской консерватории, которым также руководил, Оркестр Государственного Эрмитажа «Санкт-Петербург Камерата», сотрудничество с которым продолжалось в течение двух десятилетий. С 2004 по инициативе В. Спивакова был главным приглашенным дирижером камерного оркестра «Виртуозы Москвы» и при этом всегда считал важным поддержать талантливых детей — участников телеконкурса «Щелкунчик» на канале «Культура», где был и членом жюри, и дирижером.

Саулюс Сондецкис родился 11 октября 1928 в городе Шяуляй в семье бургомистра (на тот момент) и учительницы гимназии для мальчиков, в которой учился в 1935—1944, а в 1947 окончил среднюю школу в Вильнюсе. К музыке родители никакого отношения не имели, но в молодости, во время учебы в Германии, усвоили традицию обучать детей музыке, поэтому сестру Сондецкиса усадили за фортепиано, а маленькому Саулюсу досталась скрипка.

В 1948—1952 Сондецкис занимался по классу скрипки в Литовской консерватории (ныне Литовская академия музыки и театра) у профессора Александра Ливонта, ученика П. Столярского и Д. Ойстраха. В 1957—1960 совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории (заочно), а в 1963 полгода стажировался у французского дирижера Игоря Маркевича и его ассистента Отто-Вернера Мюллера.

Исполнительскую карьеру начал как скрипач и альтист, играл в полупрофессиональном струнном квартете, но по-настоящему тянула педагогическая стезя.

Неожиданно полученная травма всерьез заставила задуматься о будущем (во время шторма на корабле дверью каюты оторвало фалангу одного из пальцев правой руки). И Сондецкис начинает преподавать: в 1952—1959 в Вильнюсском музыкальном училище им. Ю. Таллат-Кялпши, с 1955 — в Школе искусств им. М. Чюрлениса и параллельно с 1957 — в Литовской консерватории (в 1959—1987 — зав. кафедрой струнных инструментов, с 1977 — профессор).

Важной вехой биографии становится 1955, когда в качестве дирижера Сондецкис возглавил струнный оркестр учеников Школы искусств им. М. Чюрлениса. В 1964 выступив с этим оркестром на фестивале в Бухаресте, он стал первым литовским дирижером, выехавшим на зарубежные гастроли во главе собственного коллектива. В 1976 оркестр завоюет Золотую медаль среди молодежных оркестров на Международном конкурсе Фонда Герберта фон Караяна в Западном Берлине.

Оркестр его жизни

Свой главный оркестр — Литовский камерный, ставший брендом и своеобразной торговой маркой — Сондецкис основал в 1960 и руководил им до 2004. Среди известных музыкантов, сотрудничавших с коллективом (помимо уже названных) — М. Росторопович, И. Менухин, Г. Кремер, В. Спиваков, И. Калер, Т. Гринденко, Ю. Башмет, О. Каган, Н. Гутман, К. Георгиан, Д. Герингас, М. Хомицер, А. Рудин, Т. Докшицер, В. Виардо, Н. Луганский, Э. Салим-Меруэт (Курмангалиев), литовские музыканты: Л. Дигрис, Х. Лепнурм, Ю. Римас, Е. Чудакова, Г. Каукайте, Н. Амбразайтите, В. Норейка.

В 1985 в честь празднования 25-летия оркестра Альфред Шнитке сочинил Concerto grosso № 3 (помимо этого, С. Сондецкису, Г. Кремеру и Т. Гринденко композитором посвящено Concerto grosso № 1). Свои оммажи подносили Сондецкису и такие композиторы, как Арво Пярт («Tabula rasa») и Петерис Васкс.

У себя на родине в Литве Сондецкис был широко известен как организатор и руководитель Новогодних концертов (с 1966), концертов камерной музыки под открытым небом фестиваля «Ночные серенады» во Дворце Тышкевичей в Паланге (с 1971), фестивалей камерной музыки в Вильнюсе, Мажейкяе и Шауляе. Не менее активно участвовал он и в европейской фестивальной жизни: некоторое время руководил основанным Л. Бернстайном оркестром Шлезвиг-Гольштейнского фестиваля, на Зальцбургском фестивале в 1988 дирижировал балетом Дж. Ноймайера «Отелло» (на музыку А. Шнитке и А. Пярта). В 1994 дирижировал операми «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта и «Орфей» К. Глюка в Мариинском и Эрмитажном театрах.

В качестве приглашенного дирижера Сондецкис выступал со многими европейскими симфоническими и камерными оркестрами, среди которых российские ГАСО им. Е.Ф. Светланова, БСО, РНО, Заслуженный коллектив России Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Берлинский филармонический, Лейпцигский «Гевандхауз», Национальный оркестр Бельгии (Брюссель), Филармонический оркестр Радио Франции (Париж), Филармонический оркестр Торонто (Канада), Фестивальный оркестр Будапешта (Венгрия), Камерный оркестр Лозанны (Швейцария) и др.

Саулюс Сондецкис — обладатель многих титулов, наград и почетных званий различных государств: Литвы, России, Эстонии, Дании, Польши. В 2006 в России вышла книга Л. Гинзбурга «Саулюс Сондецкис» (серия «Мастера исполнительского искусства»). 1 сентября 2010 имя Сондецкиса присвоено консерватории (ныне — Школа искусств) в его родном Шяуляе.

Счастливо сложилась и семейная жизнь Сондецкиса. Он был женат на талантливой виолончелистке, профессоре Литовской академии музыки и театра, ученице Ростроповича Сильвии Сондецкене. Из трех их сыновей один — старший Саулюс (р. 1954) — стал журналистом, сотрудничает с Первым Балтийским каналом в Риге, а двое других посвятили себя музыке: Паулюс, скрипач, зам. концертмейстера в оркестре зальцбургского «Моцартеума»; Витаутас, виолончелист, живет в Гамбурге, зам. концертмейстера в оркестре NDR.

В конфликте с властью…

Из-за меняющейся политической конъюнктуры не столь радужно прошло последнее десятилетие жизни маэстро в Литве — ненужные и печальные конфликты с чиновниками и управленцами от культуры вынудили его в конце концов отстраниться от участия в музыкальной жизни своей страны. Он чаще выступал за рубежом, чем дома, где все больше ощущал свою невостребованность. Всей душой болел за происходящее на родине, ругал «маятник» парламентских выборов, сочувствовал родной культуре, с 2004 был членом партии «Союз социал-демократов Литвы».

И вот — роковая дата. 16 июня 2004 за подписью тогдашнего министра культуры Литвы Ромы Жакайтене (впоследствии министр просвещения, а также член «теневого» правительства социал-демократов) и с одобрения Совмина был ликвидирован Литовский камерный оркестр. Персонально «за плохую работу», как значилось в приказе, был наказан и Сондецкис — лишился персональной надбавки к зарплате (незадолго до этого дирижер публично выступил с требованием разобраться, куда делись десятки тысяч, а то и миллионы литов, выделенных на культуру и пропавших бесследно, а еще раньше вывел свой коллектив из-под юрисдикции филармонии да и вообще стал задавать слишком много неудобных для власти вопросов). По словам маэстро, было ощущение, что его хотят уничтожить. Не менее фантасмагорическим было и продолжение всей этой истории: некоторое время спустя закрытый камерный оркестр вдруг опять возник в филармонии и четыре года играл без дирижера, пока художественным руководителем не был назначен скрипач из Италии Сергей Крылов. Саулюс Сондецкис скончался 3 февраля 2016 на 88-м году жизни в Вильнюсе. Похоронен 6 февраля на старинном Антакальнисском (Антокольском) кладбище, где покоятся видные государственные деятели Литвы, выдающиеся ученые, писатели, художники, актеры, музыканты. 13 февраля в Литовской Национальной филармонии состоялся Вечер памяти маэстро.

Андрей ХРИПИН

Из высказываний маэстро

Пропасть между народом и властью, волна ненависти возникают тогда, когда сильные мира сего потакают коррупции. Не хочу революций, но все они возникают не на пустом месте.

Если бы государственные деятели разных стран так легко понимали друг друга как мы, музыканты, жизнь на земле была бы счастливая!

Музыке надо учить всех, а не только тех, кто посещает музыкальные школы. Без музыкальной грамоты нельзя понимать и любить музыку, как нельзя постичь красоту поэзии, не умея читать.

Под искусством сейчас часто подразумевают фейерверки, шум, массовые шоу. Между истинной и массовой культурой — гигантская пропасть…

Музыка — самая непрочная из материй искусства, отзвучала — и нет ее….