Ансамбль солистов «Студия новой музыки»: история и юбилейные проекты

Первые тридцать лет открытий
Ансамбль солистов «Студия новой музыки»: история и юбилейные проекты
Сидят: Марина Рубинштейн, Евгения Изотова, Анастасия Табанкова Стоят: Анна Бурчик, Мона Хаба, Никита Агафонов, Сергей Акимов, Николай Каменев, Екатерина Фомицкая, Екатерина Маркова, Игнат Красиков, Марина Катаржнова. Фото предоставлено пресс-службой ансамбля «Студия новой музыки»

В 2023 отметил 30-летие Ан­самбль солистов «Студия но­вой музыки» — коллектив Центра современной музыки Московской консерватории. Создание ансамбля в начале 90-х стало событием заметным и знаменательным, способствовало включению новейшей ев­ропейской и мировой музыки и опыта ее исполнения в процесс российской кон­цертной жизни.

Как отмечается на сайте «Студии», про­екты ансамбля «…позволили преодолеть последствия информационной и эстети­ческой закрытости эпохи “железного за­навеса”: интегрировать Россию в совре­менный мировой музыкальный контекст и сделать концерты Новой музыки в на­шей стране привычным явлением».

«30 лет — вполне заслуженный возраст для музыкального коллектива, составив­шего себе имя еще в конце прошлого сто­летия. <…> Работа над новыми приемами, техниками письма – вот что влекло и вле­чет в ансамбль музыкантов. Ведь “Студия новой музыки” была первоначально аспи­рантским классом, и у каждого участника уже было за плечами полноценное акаде­мическое образование. Сейчас в ансамбле можно встретить и студентов, играющих наряду с их преподавателями на очень вы­соком уровне». (Александр Соколов, и.о. ректора Московской консерватории).

Ансамбль «Студия новой музыки» — ла­уреат Премии «МО» 2015 и 2022. Владимир Тарнопольский в 2009 был назван «Ком­позитором года» в рейтинге «МО» «Собы­тия и персоны». В 2022 Центр современной музыки стал лауреатом Премии «Музы­кального обозрения» в номинации «Му­зыкальная организация года».

От оперы к Обществу

В 1993 Мстислав Ростропович заказал композитору, преподавателю Москов­ской консерватории Владимиру Тарно­польскому комическую оперу для свое­го фестиваля Rencontres Musicales d’Evian (Франция). Оперу «Ох, эти русские… или Волшебный напиток» (текст Ирины Мас­ленниковой) Тарнопольский писал для нового ансамбля солистов, в состав кото­рого вошли лучшие студенты Московской консерватории.

После премьеры оперы на фестивале в Эвиане (27–28 мая 1993) в МГК появил­ся аспирантский класс «Ансамбль совре­менной музыки», который был открыт проректором по научной работе Алексан­дром Соколовым. Главным дирижером созданного ансамбля «Студия новой му­зыки» стал преподаватель кафедры опер­но-симфонического дирижирования МГК Игорь Дронов. Художественным руково­дителем — Владимир Тарнопольский.

В том же 1993 в консерватории появи­лось Общество современной музыки, чле­нами которого стали музыковеды, зани­мавшиеся изучением и продвижением новой музыки в России. В 1999 Общество было переименовано в Центр современ­ной музыки Московской консерватории.

«Начало 1990-х, когда ансамбль только делал первые шаги, было своего рода “ну­левым меридианом” для русской музыки постсоветского периода. Крупные музы­канты уезжали из страны, многое из му­зыкальной “классики” XX века остава­лось неизвестным даже профессионалам, а концерты, где исполнялись сочинения современных композиторов, проходи­ли при полупустых залах. Решение на­зревших проблем требовало разработки новых форм деятельности и творческо­го взаимодействия разных специально­стей. “Студия новой музыки” стала цен­тром формирования нового культурного контекста». (Марианна Высоцкая, про­фессор, заведующая межфакультетской кафедрой современной музыки Москов­ской консерватории)

Владимир Тарнопольский

Равно Европа

За 30 лет на счету «Студии новой музыки»

– более 1000 мировых и российских пре­мьер;

– концерты на главных международных площадках и фестивалях: в парижском комплексе Cité de la musique, на Венеци­анской биеннале, «Варшавской осени», Gaudeamus, Berliner Festwochen, Между­народных летних композиторских кур­сах в Дармштадте;

– выступления с ведущими европейски­ми коллективами — Ensemble Modern, Klangforum Wien и мн. др.;

– мастер-классы, в том числе в Оксфорд­ском, Бостонском и Гарвардском универ­ситетах.

Все 30 лет своей деятельности «Студия новой музыки» проводит крупные между­народные проекты. Среди них «Россия – Германия. Страницы музыкальной исто­рии» (2002–2003), «Созвучие. Антология музыкального авангарда ХХ века» (2005– 2007), «Россия глазами европейцев. Евро­па глазами россиян» (2011–2012), «Красное колесо» (2017) и основанный Владимиром Тарнопольским «Московский форум» (с 1994), проведены фестивали современ­ной немецкой, французской, итальян­ской, австрийской, голландской, поль­ской, швейцарской музыки. Впервые в России звучали произведения Хельму­та Лахенмана, Беата Фуррера, Сальва­торе Шаррино, Фаусто Ромителли, Джа­чинто Шельси, Жерара Гризе, Тристана Мюрая, Брайана Фернихоу и многих дру­гих композиторов. На «Московском фору­ме» выступали ведущие ансамбли мира, специализирующиеся на исполнении но­вой музыки: Klangforum Wien, Ensemble Modern, Ensemble Recherche, Schoenberg Ensemble, Arditti Quartet и многие другие. С российской стороны в концертах Фору­ма участвовали МАСМ, Алексей Любимов, Владимир Тонха, Академия старинной музыки и Opus posth п/у Татьяны Грин­денко, Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского и другие музыканты.

Игорь Дронов

Россия, которую мы приобрели

Одно из ключевых направлений концерт­ной деятельности «Студии новой му­зыки» – ранний русский авангард. «Эту музыку у нас убили дважды – сначала в самом начале 30-х годов, когда ее просто запретили, причем запретили в пери­од начинающегося настоящего расцве­та, убили, так сказать, на взлете. А вто­рой раз мы ее убиваем уже в наши дни – тем, что ее по-прежнему играют край­не мало. <…> Я горжусь тем, что наш ан­самбль стал первооткрывателем Камер­ной симфонии Николая Рославца для 18 инструментов – первой русской Камер­ной симфонии, пролежавшей в архи­вах около 70 лет!», – говорил Владимир Тарнопольским. На концертах ансамбля продолжают звучать сочинения Гаврии­ла Попова, Александра Мосолова, Ивана Вышнеградского, Леонида Половинкина, Николая Обухова, Артура Лурье…

Наука, образование, конкурсы

Наряду с мастер-классами в российских регионах “Студия новой музыки” ежегод­но проводит Всероссийские семинары со­временной музыки для композиторов и исполнителей, а также Молодежную ла­бораторию, в рамках которой исполняют­ся сочинения молодых композиторов: оба проекта включают в себя лекции, концер­ты и практические занятия, мастер-клас­сы солистов ансамбля. Эта деятельность “Студии” вписана в образовательную кон­цепцию ЦСМ и кафедры современной му­зыки МГК.

В дополнение к учебным курсам Центр проводит семинары, посвященные твор­честву ведущих композиторов XX–XXI веков, среди них — Пьер Булез, Маурисио Кагель, Сальваторе Шаррино, Эллиот Кар­тер. По приглашению ЦСМ в Московской консерватории выступали с лекциями крупнейшие исследователи современно­го искусства: Ричард Таруски, Элмер Шен­бергер, Дитер Рексрот и многие другие. Центр организовал творческие встречи с Хельмутом Лахенманом, Беатом Фурре­ром, Клаусом Лангом, Фридрихом Цер­хой, Жераром Цинстагом…

По инициативе ЦСМ проводились Все­российский конкурс молодых композито­ров (1999, 2004), Международный конкурс композиторов имени Н.Я. Мясковско­го (2010), Международный конкурс мо­лодых композиторов «Новые классики» (2018, 2020), Международный конкурс мо­лодых композиторов имени П.И. Юрген­сона (2001–2015). Произведения лауреатов звучали в исполнении «Студии новой му­зыки» и Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского.

Юбилейный 2023-й

Год 30-летия «Студии» открылся циклом концертов «Путеводитель по ансамблю». В другом цикле — «История открытий / Открытия истории» — звучали «истори­ческие» опусы русского авангарда, кото­рые «Студия» впервые представила рос­сийской публике, редко исполняемые сочинения классиков второй половины ХХ века и мировые премьеры молодых композиторов.

В марте ансамбль посвятил программу 100-летию со дня рождения Дьердя Лиге­ти (1923–2006), а Московская консервато­рия провела научную конференцию «Че­тыре времени Дьердя Лигети».

В июне в МГК прошли IV Всероссийские семинары новой музыки NEформат, орга­низованные Ансамблем «Студия новой музыки». Набор на семинары был объ­явлен в апреле 2023. Участникам пред­лагалось поработать с нестандартными камерными составами и поэксперимен­тировать с различными тембровыми со­четаниями. Помимо лекций, на семи­нарах были проведены практические занятия, разработанные приглашенны­ми кураторами (композиторы Ольга Бо­чихина, Владимир Горлинский, Юрий Ка­спаров).

Ключевым событим юбилейного сезона стал «СтудияФест» (18 сентября – 19 октя­бря 2023): программа концертных и обра­зовательных мероприятий. На фестивале состоялись российские премьеры сочине­ния Лучано Берио “Laborintus II” для ин­струментального ансамбля, хора, трех женских голосов и фонограммы (1965), пьесы Владимира Тарнопольского «Фор­саж» (“Over Drive”, 2020, написана к 40-ле­тию Ensemble Modern) и мировая пре­мьера нового произведения Владимира Горлинского «За светом. Путешествие по ансамблю», созданного к юбилею «Сту­дии» в рамках программы Союза компо­зиторов России «Ноты и квоты».

Среди событий «СтудияФеста» — кон­церт «Пикассо. Дягилев. Балеты» («Тре­уголка» де Фальи, «Парад» Сати, «Голу­бой экспресс» Мийо), выставка «Студия | Объекты» (куратор — Александра Кобри­на), презентации книги Юрия Каспарова «Темброфактура в современном камер­ном ансамбле», медиа-архива «Студии новой музыки» и выпускаемой ансамблем хрестоматии «Путеводитель по расши­ренным инструментальным техникам».

Кроме того, «Студия» участвовала в концертах к 80-летию Фараджа Карае­ва (МГК, ГЭС-2, ноябрь–декабрь 2023) и в концерте совместного абонемента «МО» и Московской филармонии «”Эхо столе­тия”. К 100-летию Ассоциации современ­ной музыки. “Персона-композитор” (15-й сезон)» (автор и ведущий Андрей Усти­нов): концерт из произведений Ф. Карае­ва, 14 ноября в Камерном зале МГАФ, был включен в программу 43-го фестиваля со­временной музыки «Московская осень».

К юбилею был выпущен оригинальный альбом, в котором на 340 страницах запе­чатлен весь путь ансамбля: со дня осно­вания до сегодняшнего «СтудияФеста».

В Московской филармонии ансамбль «Студия новой музыки» отмечает 30-ле­тие четырьмя концертами нового або­немента «Музыка: время, пространство, число, жест» (автор и ведущий цикла – Федор Софронов).

2 ноября 2023 «Эстетика и палитра сти­лей в музыке ХХ и ХХI веков. Время». В программе: О. Мессиан – «Хвала вечно­сти Иисуса» из «Квартета на конец вре­мени» для виолончели и фортепиано; А. Берг – Адажио для скрипки, кларне­та и фортепиано (авторская обработка II части Камерного концерта); С. Райх – “Violin Phase” для четырех скрипок; М. Фелдман – “Durations I” для флейты, фортепиано, скрипки и виолончели; К. Штокхаузен – Klavierstück IX для форте­пиано; Д. Брубек – “Take Five” для саксо­фона, фортепиано, ударных и контраба­са.

15 февраля 2024 «Пространство (погру­жение в глубины звука и звуковых масс)». В программе: Дж. Шельси – Струнное трио; Д. Ланг – Die Fenster des Universums; Дж. Л. Адамс – The Lights that Fills the World; Ж. Гризе – Periodes; О. Бочихина – «Миражи 2»; М. Фелдман – Viola in my Life.

6 марта 2024 «Число (следствие автор­ского замысла)». В программе: А. Ве­берн – Вариации, соч. 27; Я. Ксенакис – Psappha; Б. Фернихоу – Coloratura; Ф. Софронов – Канон для скрипки соло; Й. Хауэр – Квинтет, соч. 26; А. Хасаншин – «Из семи дней Творения».

4 апреля 2024 «Жест (начало и продол­жение звука)». В программе: Ф. Караев – «… Господин Билайн – эксцентрик»; М. Кагель – Recitatievarie; С. Шаррино – Ai limiti della notte; Б. Фернихоу – Cassandra’s dream song; Б. А. Циммерман – Presence (фрагмент); Ф. Донатони – Claire.

Антон ДУБИН
Екатерина РОМАНОВА


Дорогие наши читатели, коллеги, друзья!
Времена изменились, но «Музыкальное обозрение» неизменно в своей сути: качественная аналитика, рецензии, статьи, книжные обзоры, исчерпывающая картина культурной жизни в столицах и регионах.
Подписывайтесь на газету «Музыкальное обозрение»!
Подписка на газету – это ваша поддержка сайта, концертов и фестивалей, образовательных, просветительских, издательских проектов «Музыкального обозрения».
Также вы можете поддержать наше издание финансово.
«Музыкальное обозрение» в социальных сетях