You have no items in your cart.
Ансамбль солистов «Студия новой музыки»: история и юбилейные проекты
В 2023 отметил 30-летие Ансамбль солистов «Студия новой музыки» — коллектив Центра современной музыки Московской консерватории. Создание ансамбля в начале 90-х стало событием заметным и знаменательным, способствовало включению новейшей европейской и мировой музыки и опыта ее исполнения в процесс российской концертной жизни.
Как отмечается на сайте «Студии», проекты ансамбля «…позволили преодолеть последствия информационной и эстетической закрытости эпохи “железного занавеса”: интегрировать Россию в современный мировой музыкальный контекст и сделать концерты Новой музыки в нашей стране привычным явлением».
«30 лет — вполне заслуженный возраст для музыкального коллектива, составившего себе имя еще в конце прошлого столетия. <…> Работа над новыми приемами, техниками письма – вот что влекло и влечет в ансамбль музыкантов. Ведь “Студия новой музыки” была первоначально аспирантским классом, и у каждого участника уже было за плечами полноценное академическое образование. Сейчас в ансамбле можно встретить и студентов, играющих наряду с их преподавателями на очень высоком уровне». (Александр Соколов, и.о. ректора Московской консерватории).
Ансамбль «Студия новой музыки» — лауреат Премии «МО» 2015 и 2022. Владимир Тарнопольский в 2009 был назван «Композитором года» в рейтинге «МО» «События и персоны». В 2022 Центр современной музыки стал лауреатом Премии «Музыкального обозрения» в номинации «Музыкальная организация года».
От оперы к Обществу
В 1993 Мстислав Ростропович заказал композитору, преподавателю Московской консерватории Владимиру Тарнопольскому комическую оперу для своего фестиваля Rencontres Musicales d’Evian (Франция). Оперу «Ох, эти русские… или Волшебный напиток» (текст Ирины Масленниковой) Тарнопольский писал для нового ансамбля солистов, в состав которого вошли лучшие студенты Московской консерватории.
После премьеры оперы на фестивале в Эвиане (27–28 мая 1993) в МГК появился аспирантский класс «Ансамбль современной музыки», который был открыт проректором по научной работе Александром Соколовым. Главным дирижером созданного ансамбля «Студия новой музыки» стал преподаватель кафедры оперно-симфонического дирижирования МГК Игорь Дронов. Художественным руководителем — Владимир Тарнопольский.
В том же 1993 в консерватории появилось Общество современной музыки, членами которого стали музыковеды, занимавшиеся изучением и продвижением новой музыки в России. В 1999 Общество было переименовано в Центр современной музыки Московской консерватории.
«Начало 1990-х, когда ансамбль только делал первые шаги, было своего рода “нулевым меридианом” для русской музыки постсоветского периода. Крупные музыканты уезжали из страны, многое из музыкальной “классики” XX века оставалось неизвестным даже профессионалам, а концерты, где исполнялись сочинения современных композиторов, проходили при полупустых залах. Решение назревших проблем требовало разработки новых форм деятельности и творческого взаимодействия разных специальностей. “Студия новой музыки” стала центром формирования нового культурного контекста». (Марианна Высоцкая, профессор, заведующая межфакультетской кафедрой современной музыки Московской консерватории)
Равно Европа
За 30 лет на счету «Студии новой музыки»
– более 1000 мировых и российских премьер;
– концерты на главных международных площадках и фестивалях: в парижском комплексе Cité de la musique, на Венецианской биеннале, «Варшавской осени», Gaudeamus, Berliner Festwochen, Международных летних композиторских курсах в Дармштадте;
– выступления с ведущими европейскими коллективами — Ensemble Modern, Klangforum Wien и мн. др.;
– мастер-классы, в том числе в Оксфордском, Бостонском и Гарвардском университетах.
Все 30 лет своей деятельности «Студия новой музыки» проводит крупные международные проекты. Среди них «Россия – Германия. Страницы музыкальной истории» (2002–2003), «Созвучие. Антология музыкального авангарда ХХ века» (2005– 2007), «Россия глазами европейцев. Европа глазами россиян» (2011–2012), «Красное колесо» (2017) и основанный Владимиром Тарнопольским «Московский форум» (с 1994), проведены фестивали современной немецкой, французской, итальянской, австрийской, голландской, польской, швейцарской музыки. Впервые в России звучали произведения Хельмута Лахенмана, Беата Фуррера, Сальваторе Шаррино, Фаусто Ромителли, Джачинто Шельси, Жерара Гризе, Тристана Мюрая, Брайана Фернихоу и многих других композиторов. На «Московском форуме» выступали ведущие ансамбли мира, специализирующиеся на исполнении новой музыки: Klangforum Wien, Ensemble Modern, Ensemble Recherche, Schoenberg Ensemble, Arditti Quartet и многие другие. С российской стороны в концертах Форума участвовали МАСМ, Алексей Любимов, Владимир Тонха, Академия старинной музыки и Opus posth п/у Татьяны Гринденко, Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского и другие музыканты.
Россия, которую мы приобрели
Одно из ключевых направлений концертной деятельности «Студии новой музыки» – ранний русский авангард. «Эту музыку у нас убили дважды – сначала в самом начале 30-х годов, когда ее просто запретили, причем запретили в период начинающегося настоящего расцвета, убили, так сказать, на взлете. А второй раз мы ее убиваем уже в наши дни – тем, что ее по-прежнему играют крайне мало. <…> Я горжусь тем, что наш ансамбль стал первооткрывателем Камерной симфонии Николая Рославца для 18 инструментов – первой русской Камерной симфонии, пролежавшей в архивах около 70 лет!», – говорил Владимир Тарнопольским. На концертах ансамбля продолжают звучать сочинения Гавриила Попова, Александра Мосолова, Ивана Вышнеградского, Леонида Половинкина, Николая Обухова, Артура Лурье…
Наука, образование, конкурсы
Наряду с мастер-классами в российских регионах “Студия новой музыки” ежегодно проводит Всероссийские семинары современной музыки для композиторов и исполнителей, а также Молодежную лабораторию, в рамках которой исполняются сочинения молодых композиторов: оба проекта включают в себя лекции, концерты и практические занятия, мастер-классы солистов ансамбля. Эта деятельность “Студии” вписана в образовательную концепцию ЦСМ и кафедры современной музыки МГК.
В дополнение к учебным курсам Центр проводит семинары, посвященные творчеству ведущих композиторов XX–XXI веков, среди них — Пьер Булез, Маурисио Кагель, Сальваторе Шаррино, Эллиот Картер. По приглашению ЦСМ в Московской консерватории выступали с лекциями крупнейшие исследователи современного искусства: Ричард Таруски, Элмер Шенбергер, Дитер Рексрот и многие другие. Центр организовал творческие встречи с Хельмутом Лахенманом, Беатом Фуррером, Клаусом Лангом, Фридрихом Церхой, Жераром Цинстагом…
По инициативе ЦСМ проводились Всероссийский конкурс молодых композиторов (1999, 2004), Международный конкурс композиторов имени Н.Я. Мясковского (2010), Международный конкурс молодых композиторов «Новые классики» (2018, 2020), Международный конкурс молодых композиторов имени П.И. Юргенсона (2001–2015). Произведения лауреатов звучали в исполнении «Студии новой музыки» и Ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского.
Юбилейный 2023-й
Год 30-летия «Студии» открылся циклом концертов «Путеводитель по ансамблю». В другом цикле — «История открытий / Открытия истории» — звучали «исторические» опусы русского авангарда, которые «Студия» впервые представила российской публике, редко исполняемые сочинения классиков второй половины ХХ века и мировые премьеры молодых композиторов.
В марте ансамбль посвятил программу 100-летию со дня рождения Дьердя Лигети (1923–2006), а Московская консерватория провела научную конференцию «Четыре времени Дьердя Лигети».
В июне в МГК прошли IV Всероссийские семинары новой музыки NEформат, организованные Ансамблем «Студия новой музыки». Набор на семинары был объявлен в апреле 2023. Участникам предлагалось поработать с нестандартными камерными составами и поэкспериментировать с различными тембровыми сочетаниями. Помимо лекций, на семинарах были проведены практические занятия, разработанные приглашенными кураторами (композиторы Ольга Бочихина, Владимир Горлинский, Юрий Каспаров).
Ключевым событим юбилейного сезона стал «СтудияФест» (18 сентября – 19 октября 2023): программа концертных и образовательных мероприятий. На фестивале состоялись российские премьеры сочинения Лучано Берио “Laborintus II” для инструментального ансамбля, хора, трех женских голосов и фонограммы (1965), пьесы Владимира Тарнопольского «Форсаж» (“Over Drive”, 2020, написана к 40-летию Ensemble Modern) и мировая премьера нового произведения Владимира Горлинского «За светом. Путешествие по ансамблю», созданного к юбилею «Студии» в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты».
Среди событий «СтудияФеста» — концерт «Пикассо. Дягилев. Балеты» («Треуголка» де Фальи, «Парад» Сати, «Голубой экспресс» Мийо), выставка «Студия | Объекты» (куратор — Александра Кобрина), презентации книги Юрия Каспарова «Темброфактура в современном камерном ансамбле», медиа-архива «Студии новой музыки» и выпускаемой ансамблем хрестоматии «Путеводитель по расширенным инструментальным техникам».
Кроме того, «Студия» участвовала в концертах к 80-летию Фараджа Караева (МГК, ГЭС-2, ноябрь–декабрь 2023) и в концерте совместного абонемента «МО» и Московской филармонии «”Эхо столетия”. К 100-летию Ассоциации современной музыки. “Персона-композитор” (15-й сезон)» (автор и ведущий Андрей Устинов): концерт из произведений Ф. Караева, 14 ноября в Камерном зале МГАФ, был включен в программу 43-го фестиваля современной музыки «Московская осень».
К юбилею был выпущен оригинальный альбом, в котором на 340 страницах запечатлен весь путь ансамбля: со дня основания до сегодняшнего «СтудияФеста».
В Московской филармонии ансамбль «Студия новой музыки» отмечает 30-летие четырьмя концертами нового абонемента «Музыка: время, пространство, число, жест» (автор и ведущий цикла – Федор Софронов).
2 ноября 2023 «Эстетика и палитра стилей в музыке ХХ и ХХI веков. Время». В программе: О. Мессиан – «Хвала вечности Иисуса» из «Квартета на конец времени» для виолончели и фортепиано; А. Берг – Адажио для скрипки, кларнета и фортепиано (авторская обработка II части Камерного концерта); С. Райх – “Violin Phase” для четырех скрипок; М. Фелдман – “Durations I” для флейты, фортепиано, скрипки и виолончели; К. Штокхаузен – Klavierstück IX для фортепиано; Д. Брубек – “Take Five” для саксофона, фортепиано, ударных и контрабаса.
15 февраля 2024 «Пространство (погружение в глубины звука и звуковых масс)». В программе: Дж. Шельси – Струнное трио; Д. Ланг – Die Fenster des Universums; Дж. Л. Адамс – The Lights that Fills the World; Ж. Гризе – Periodes; О. Бочихина – «Миражи 2»; М. Фелдман – Viola in my Life.
6 марта 2024 «Число (следствие авторского замысла)». В программе: А. Веберн – Вариации, соч. 27; Я. Ксенакис – Psappha; Б. Фернихоу – Coloratura; Ф. Софронов – Канон для скрипки соло; Й. Хауэр – Квинтет, соч. 26; А. Хасаншин – «Из семи дней Творения».
4 апреля 2024 «Жест (начало и продолжение звука)». В программе: Ф. Караев – «… Господин Билайн – эксцентрик»; М. Кагель – Recitatievarie; С. Шаррино – Ai limiti della notte; Б. Фернихоу – Cassandra’s dream song; Б. А. Циммерман – Presence (фрагмент); Ф. Донатони – Claire.
Антон ДУБИН
Екатерина РОМАНОВА