Андрею Саввичу Борисову – 70!

Андрею Саввичу Борисову – 70!
Фото https://news.ykt.ru/

28 ноября отмечает юбилей выдающийся деятель культуры Якутии и России Андрей Борисов. Этот человек вполне заслужил право называться «северным Леонардо» – настолько разносторонни его таланты, разнообразны, порой неожиданны сферы их применения. Актер, драматический, оперный и кино- режиссер, писатель, публицист, философ, мыслитель, общественный деятель… Духовный лидер своего народа и своей нации.

«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья…»

Строки Бориса Пастернака, как никакие другие слова, отражают, выражают, схватывают суть характера и таланта Борисова – Художника, Творца, первопроходца. Это ощущается во всем, к чему прикасаются душа и сердце Борисова, его проницательный ум и творческая фантазия.

Андрей Борисов – прирожденный лидер. Это качество в свое время помогло ему найти свой путь в театральное искусство, в режиссуру – и свой путь в искусстве и режиссуре. Оно же помогало завоевывать всё новые и новые вершины.

Получив актерское образование в Щепкинском училище, окончив затем курс А. А. Гончарова в ГИТИСе, он поставил дипломный спектакль «Желанный голубой берег мой» по повести Ч. Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» – и не только проснулся знаменитым, но и стал символом особого взгляда на мир и над миром, особой духовности, свободы, предсказания и предвидения… Этот пронзительный спектакль, по сути, заново открыл духовное пространство этой древней и молодой земли.

В 1983 Борисов стал главным режиссером Якутского драматического театра имени П. Ойунского. С тех пор он поставил более 20 спектаклей. В 1986 за спектакль «Желанный голубой берег мой» получил Государственную премию СССР.

В конце 1980-х, во времена перестройки, Борисов пришел в политику. В 1989 был избран народным депутатом СССР. В 1990 возглавил Министерство культуры и духовного развития Якутии. Он был одержим идеей врастания Якутии в мировую цивилизацию, открытия всему миру традиций своей родины, более того – взаимопроникновения культур Запада и Востока, Европы и Азии, создания Евразийского пространства. Его первой программой на посту министра стал уникальный проект «Хомус (музыка) – Ысыах (празднества) – Олонхо (эпос) – Итээл (верования)».

«Это было время культуры в становлении государственности и высшего художественного образования, включения в контекст мировой культуры, создания инфраструктуры для развития профессионального искусства, время рождения науки и философии культуры народов республики. А в основе этого – возрождение традиционной культуры как живительного источника» (А. Борисов).

«Раньше говорили, что Олонхо – это сказка якутов, потом решили, что эпос, но эпос – принадлежность литературы, а уникальность Олонхо заключается в том, что он всегда играется, это прежде всего театр. Я думаю, что мы пришли к театру Олонхо» (А. Борисов).

Творчество Борисова – выдающегося театрального режиссера – никогда не ограничивалась пространством драматического театра. К какому бы жанру он ни обращался – всегда и во всем чувствуется рука Мастера.

Поставленный им в Якутском театре оперы и балета спектакль «Борис Годунов» (1996) стал безусловной вехой в истории постановок этой оперы на российской сцене. Достойной наградой «Борису» Борисова стала Премия газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Спектакль года», которую Андрей Саввич получил вместе со своим замечательным соавтором – художником Геннадием Сотниковым.

Фильм «Тайна Чингис Хаана», поставленный Борисовым (2009, Россия – Монголия – США) – первый полнометражный проект якутского кино.

И в общественной деятельности Борисов всегда стремился к новым, самым высоким целям. Его усилиями созданы Высшая школа музыки РС (Я) (1993), Арктический государственный институт культуры и искусства (2000, Борисов был первым ректором вуза), организованы многие фестивали и другие творческие проекты. Борисов был инициатором и художественным руководителем Фестиваля искусств «От олонхо – к новой опере», прошедшего в Москве в 2007 к 375-летию вхождения Якутии в состав России. В рамках проекта состоялась знаковая премьера оперной дилогии В. Кобекина «Александр Македонский» и «Кудангса Великий», отмеченной Специальной премией жюри фестиваля «Золотая маска» (2009) и названной «Событием года» в рейтинге «МО» (2007). Еще одну «Маску» А. Борисов получил в 2002 за спектакль драматического Саха театра «Олонхо» (приз критики). В 2017 Андрей Саввич был удостоен «Золотой маски» «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства».

«”Я знаю, что я знал…” – в этой многозначной фразе заключена парадигма познания, основанного на интуиции, на активизации генетической памяти. В ней отрицание шаблонов, штампов и “всяческой мертвечины”. В ней призыв к жизни раскрепощенной, богатой, как сама природа, и прекрасной, как ее величество Игра.

Я знаю, что я знал… В этой мысли в отличие от сократовской “я знаю только то, что я ничего не знаю”, нет пессимизма и погони за суммой знаний, которая всё глубже убеждает тебя в том, что чем больше ты знаешь, тем очевиднее твое незнание… Я знал… Поэтому я спрашиваю у себя. Я читаю Сократа, чтобы вспомнить, что я знал… И тогда отзывается во мне вселенский голос, и пробуждается генная память. И тогда я могу явить миру свою, необщую, идею и прозвучать своей нотой в земном бытии» (А. Борисов).

Павел РАЙГОРОДСКИЙ, «МО»