Алексей Бородин: «Софью Апфельбаум мы продолжаем считать своим директором»

Худрук РАМТа назвал имя своего преемника
Алексей Бородин: «Софью Апфельбаум мы продолжаем считать своим директором»
Алексей Бородин. Фото Наталия Губернаторова
Свой 98-й сезон открыл один из лучших московских театров — РАМТ. Его художественный руководитель Алексей Бородин, активный и действующий, с авторитетный художник первым решился на то, что на территории театра до него никто не делал — по сути объявил имя своего преемника. Первое интервью Алексей Владимирович дал обозревателю «МК».

— Событие в том, что этот сезон мы начинаем с главным режиссером — Егором Перегудовым. Я пригласил его с тем, чтобы он возглавлял всю нашу режиссерскую и актёрскую братию.

— Алексей Владимирович, а в связи с чем возникла такая необходимость, ведь вы, насколько мне известно, остаётесь художественным руководителем РАМТа.

— Вы знаете, наступает такое время у человека, у меня, в частности, когда нужно думать, что будет после тебя. При том, что я работаю и буду работать, но нужно кому-то рано или поздно это дело передавать. И вот я Егора определил, как наиболее готового занимать определённые позиции.

— Могу я уточнить? Вы видите Егора Перегудова в качестве своего преемника в РАМТе?

— Да, можно сказать так.

— Уникальный, с моей точки зрения, случай в театральной практики Москвы, когда при действующем худруке появляется реальный кандидат на руководство. Хороший пример.

— Мне это пришло несколько лет назад, и я к этому готовился. У нас на разных сценах работают очень талантливые ребята, и Егор из них наиболее готов к тому, чтобы вести за собой, что-то новое делать. Мы сейчас с ним в замечательном контакте, при этом понимая, что мы – разные, но у нас группа крови одна. И вот на сборе труппы Егор Перегудов объявит программу всех наших малых сцен — Чёрной комната, Белой, Маленькой сцена наверху и даже у наспоявится сцена во дворе. Так что площадок много и молодых талантливых режиссеров вокруг нас тоже.

— То есть, вы отдаёте Перегудову кураторство всеми малыми пространствами?

— Можно сказать и так, хотя одно проникает в другое. В новом сезоне на Большой сцене у нас будет четыре спектакля. Первый — «Чёрная курица» Антония Погорельского, известная сказка, её ставит Екатерина Половцева, в октябре премьера, а следующая — моя: новая пьеса Тома Стоппарда «Проблема».

— Драматург всегда пишет на острие времени. В чём на этот раз проблема?

— Довольно интересная тема — мозга и сознания современного человека. Пьеса интеллектуальная и с колоссальным юмором. Премьеру сыграем в конце января. Следующая премьера — «Манюня» по книге Наринэ Абгарян, а вслед за ней к работе приступит французский режиссер Ален Моратра, который в Мариинском театре уже ставил оперу «Путешествие в Рейн». У нас же он будет делать «Двойное непостоянство» Мариво. А на малых сценах будут работать режиссеры Олег Липовецкий («Фото topless» Натальи Блок), Владимир Богатырёв («Зимний лёд»), Владимир Мирзоев (ранняя пьеса Михаила Угарова «Оборванец» в память о нем). Егор Перегудов поставит спектакль “Убить пересмешника” по роману Харпер Ли. А Во дворе, который мы впервые осваиваем, будет работать Олег Долин над сказкой Карло Гоцци «Зобеида». В музее-квартире Мейерхольда в Брюсовом переулке, Александр Пономарёв выпустит пьесу Семеновского «Любовь и смерть Зинаиды Райх».

У нас есть сцена – Белая комната подростка, там две молодые режиссерши тоже выпустят спектакли именно для подростков. И, наконец, мы сделаем пять спектаклей по повестям Белкина Пушкина. Эта идея у нас возникла давно, а в следующем году, когда начнут выходить спектакли, она совпадает с 220-летием Александра Сергеевича. И вот эти повести мы хотим, чтобы шли в разных пространствах театра. В течение года они выйдут.

— Прекрасные планы, но хочу задать печальный вопрос — второй сезон вы работаете без вашего директора Софьи Апфельбаум, совершенно невинная, она оказалась под судом по делу Седьмой студии.

— Софью Михайловну мы продолжаем считать своим директором, и никаких других вариантов у нас не может быть. Дело тянется, запутывается, каким-то фантасмагорическим образом всё происходит. Но мы стоим на определённой позиции — дверь в её кабинет открыта, никто его не занимает, и директором она есть для нас и будет.

— В каком она состоянии сейчас, вам известно?

— Мы встречаемся с ней только на судах, нам удаётся, слава Богу, общаться. Она молодец. Когда человек понимает, что он ни при чём, это всё-таки даёт дополнительные силы, уверенность и некую надежду что ли. И все планы, которые мы строим, происходят на фоне нашего отчаяния.

Источник публикации МК, 28.08.2018, Марина Райкина