Аарон Копленд — 120 лет со дня рождения

Аарон Копленд — 120 лет со дня рождения

14 ноября 2020 исполняется 120 лет со дня рождения американского композитора, пианиста, дирижёра и педагога.Аарона Копленда.

14 ноября 2020 исполняется 120 лет со дня рождения американского композитора, пианиста, дирижёра и педагога.Аарона Копленда.

Аарон Копленд родился 14 ноября 1900 в еврейской семье эмигрантов из Литвы (фамилия отца была Каплан). В пятнадцать лет решил стать композитором. В 1921—1924 занимался в Американской консерватории Фонтенбло, где встретился с Надей Буланже, ставшей его наставницей. По возвращении в США он обнародовал свои первые сочинения. В 1927 его концерт для фортепиано с оркестром исполнили Сергей Кусевицкий и Бостонский симфонический оркестр. Концерт использовал элементы джаза, что вызвало публичный скандал.

В 1928—1931 композитор вёл так называемые Коплендовские концерты, на которых пропагандировал новейших американских композиторов, в 1932—1933 руководил Фестивалем современной музыки, на которых выступил как пианист, дирижёр и педагог.

На президентских выборах 1936 Копленд поддержал коммунистическую партию, не будучи коммунистом; его взяло на заметку ФБР, в пятидесятые он попал в «Чёрный список» Голливуда. В это же время Копленд открыл для себя Веберна и Булеза, заинтересовался серийной техникой, вместе с тем продолжал писать и в неоклассической манере.

В начале 1970-х композитор заболел болезнью Альцгеймера и прекратил сочинять; при этом в качестве дирижёра выступал до 1983.

Копленд, «старшина американских композиторов», соединял современную музыку с американскими темами и фольклорными традициями. Поиски американской самоидентификации отмечают в его балетах «Весна в Аппалачах» (1944), «Билли Кид» (Billy the Kid, 1938) и «Родео» (1942).

Целью Аарона Копленда, как отмечает Алекс Росс, было обретение ясного, доступного музыкального стиля, а не передача политического содержания. Он достиг этого в трех балетах, благодаря которым «он, наконец, стал, вслед за Гершвином и Харрисом, «образцовым» американским композитором и был признан (хотя и не безоговорочно) опорой музыкального американизма».

Дариус Мийо характеризовал творчество американского композитора:

«Больше всего поражает у Копленда чувство земли, чувство страны. Его музыка рождает ощущение широких просторов, окрашенных в пастельные тона; на этом фоне звучит ностальгическая песнь ковбоя, и даже несмотря на упругий танцевальный ритм, сопровождаемая «отбивающими» такт аккордами скрипки, она (эта музыка) всё равно остается невероятно грустной, что не исключает в ней ни наличия силы, ни устремления к свету, к солнцу»

Копленд оказал воздействие на творчество Леонарда Бернстайна, который был одним из лучших интерпретаторов коплендовских произведений.

Среди учеников Копленда — Пол Боулз, Альберто Хинастера, Леонардо Балада, Эйноюхани Раутаваара, Нед Рорем и другие.

Член Национального института искусства и литературы (1942). Пулитцеровская премия (1945), премия Нью-Йоркской музыкальной критики (1945 и 1947), Национальная медаль США в области искусств (1986).

«МО»