Ушел из жизни Александр Бузлов

Ушел из жизни Александр Бузлов
Фото https://tatarstan-symphony.com/

8 ноября 2020 на 38-м году жизни умер виолончелист Александр Бузлов

Внезапный, ошеломляющий уход…

Да, больной 2020-й уже заставил свыкнуться с тем, что смерти все возрасты покорны, но смерть состоявшегося и в то же время неутомимо ищущего музыканта в 37 лет даже на таком «привычно» скорбном фоне последних месяцев воспринимается особенно горько.

В отличие от немалочисленных тех, кто под воздействием пандемии самоизолировался в прострацию-апатию-депрессию, Бузлов не сдавался и записывал этой весной, находясь дома, сольного Баха и Хиндемита — «экспериментируя со звуком, пространством и изображением» (к счастью, эти видеоролики с авторскими комментариями по-прежнему можно смотреть и слушать в YouTube).

15 сентября Александру Бузлову исполнилось 37 лет. А в октябре 2020 в Самарской государственной филармонии вместе Вадимом Репиным и Николаем Луганским он играл Шостаковича и Брамса. «В эти трудные времена имел огромное счастье вновь встретиться с моими друзьями», — поделился он потом на своей странице в Facebook, полный сил и планов.

И вот — ноябрь, оторвавшийся тромб, о чем сообщил в сети один из педагогов Бузлова, профессор Московской консерватории Алексей Селезнев, подчеркнув, что Бузлов — его «самый первый и самый любимый ученик. Дочке 3 годика. Пусть с тобой там тоже будет твоя музыка».

Слова друзей

«Эта страшная новость стала ударом и личной трагедией абсолютно для всех, кто его знал. Ярчайший виолончелист, который навсегда будет жить в каждом сердце и в записях, которые он для нас оставил», — написал у себя на официальной странице в Facebook пианист Николай Луганский.

«Немного есть виолончелистов, чей звук и фразировку ты узнаешь с первых секунд», — отметил коллега Бузлова Борис Андрианов.

Для кларнетиста Игоря Федорова чудовищно рано ушедший Александр Бузлов — «фантастический, удивительный, совершенно неподражаемый, невероятно тонкий, чувствующий любой музыкальный стиль, умевший в любой плоскости выстроить фразу»: «потрясающие руки и мышление, предчувствие и осознанность каждой ноты».

«Никогда не забыть того, что сделано вместе, того, во что Саша вдохнул жизнь и чему придал незабываемую окраску» (пианист Лукас Генюшас, с которым Александр Бузлов играл очень разную музыку: и «моцартовского» Бетховена, и Шуберта, и Прокофьева, и Бориса Чайковского, и Десятникова).

«О спорах можно в прошедшем времени, а вот о тебе в прошедшем времени сказать не могу», — написала в память об Александре Бузлове скрипачка Елена Ревич.

На фейсбук-странице супруги Александра Бузлова, скрипачки Алисы Маргулис (с которой Бузлов не раз играл вместе: и в Московской филармонии, и в Московской консерватории, и в «Зарядье») — множество публикаций и комментариев от музыкантов со всего мира.

Люди искренне скорбят по ученику и ассистенту великой Наталии Гутман, который так и не стал «звездой» в худшем смысле этого затертого слова. Остался собой. В поле музыки.

Хотя победы были впечатляющие: Гран-при («Моцарт 96») на конкурсе в Монте-Карло в 13 лет, Гран-при на конкурсе «Виртуозы XXI века» в Москве в 14 лет. Далее — международные конкурсы в Лейпциге, Нью-Йорке, Белграде, Мюнхене. Гран-при Всероссийского конкурса «Новые имена» в Москве (2000). Вторая премия Международного конкурса имени П.И. Чайковского (2007). Серебряная медаль на 63-м Международном конкурсе виолончелистов в Женеве (2008). Гран-при и приз зрительских симпатий на Международном конкурсе им. Э. Фойермана в Берлине (2010).

«Я обожала Сашину игру всегда. Мой старый, любимый друг, человек, который никогда не относился к себе слишком серьезно, но который всегда поступал лучше, чем можно было предположить, который никогда не подводил и был всегда честен – и эта честность особенно выходила за рамки рационального в его игре», — поделилась своими мыслями в Facebook скрипачка Алена Баева.

«Мне всегда казалось, что ему все так легко дается – играть, общаться, жить. А, вот, оказалось, что нет», — написала флейтистка Мария Алиханова.

«Саша был не просто потрясающим музыкантом, он был примером человека святой простоты, порядочности, великодушия и истинной доброты», —подчеркнул виолончелист Иван Каризна.

«Конечно, ничто не заменит личного общения музыкантов, педагога, допустим, профессора и его ученика, но в те непростые времена, в которых мы сейчас оказались, многие музыканты сблизились. Многие люди нашли что-то вроде спасения, отдушины в прослушивании записей и в прослушивании записей живьем — музыканты выкладывают свои ролики. Я сам люблю разное — могу рок послушать, и тяжелый рок, или электронную музыку. В зависимости от настроения», — сказал Александр Бузлов в своем видеоинтервью прошедшей весной в пустом Концертном зале имени Чайковского.

Тогда для домашних «сидельцев» и правда в какой-то мере спасением было одиночное слушание музыки, или просмотр кино, или чтение книг, или все это вместе. С тех пор условия существования несколько смягчились — при всем том, что болезнь и не думает отступать: музыканты, да и «простые смертные», могут «масочно» общаться друг с другом. Только вот Александра Бузлова уже нет в живых. Остались лишь записи: хоть и блистательное, но слабое утешение потерявшим.

Друзья и коллеги простились с Александром Бузловым 11 ноября на Хованском кладбище. Людей было так много, что в ритуальный зал смогли попасть не все.

Панихида и захоронение состоялись 17 декабря, на 40-й день после кончины, на Ваганьковском кладбище.

Посвящения

Скрипач Вадим Репин, виолончелист Александр Князев, пианист Константин Лифшиц посвятили памяти Александра Бузлова концерт 10 ноября в Московской филармонии (в рамках VII Транссибирского Арт-Фестиваля): Вторая скрипичная соната Прокофьева и Второе фортепианное трио Шостаковича.

Александру Бузлову был посвящен концерт Международного фестиваля VIVACELLO 18 ноября в Московской филармонии.

На концерте 24 ноября в Большом зале консерватории (Алексей Ретинский / Иоганнес Брамс / MusicAeterna / Теодор Курентзис) пианист Вадим Холоденко посвятил памяти Александра Бузлова исполнение на бис хоральной прелюдии Брамса-Бузони “Herzlich tut mich verlangen”.

29 ноября на концерте VII Транссибирского Арт-Фестиваля в Красноярске Вадим Репин, Борис Андрианов, Фредерик Кемпф и Красноярский симфонический оркестр под управлением Владимира Ланде исполнили в память об Александре Бузлове Тройной концерт Бетховена и Первую симфонию Брамса.

«МО»