200 лет со дня рождения Александра Островского

200 лет со дня рождения Александра Островского
В. Перов. Портрет Александра Островского, 1871

12 апреля 2023 исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского (1823-1886), драматурга, которого уже современники называли основателем русского национального театра.

К 200-летнему юбилею в Москве откроется межмузейный выставочный проект «Театр Островского. Контексты», посвященный осмыслению творческой деятельности реформатора русского театра и изучению литературных связей между пьесами Островского и драматургией его предшественников, современников и последователей. В экспозиции представлены предметы из коллекции Бахрушинского музея, в том числе эскизы к костюмам для разных спектаклей по пьесам драматурга, детали сценических костюмов, письма Островского, журнальные и газетные вырезки, фотографии, афиши и редкие издания.

В Санкт-Петербурге проводится инициированный Театральной библиотекой фестиваль «Наш Островский», в котором принимают участие свыше 50 организаций. В программе фестиваля – масштабный выставочный проект «Площадь Островского» на базе Театрального музея и Театральной библиотеки. В залах музея представлены личные вещи драматурга, сценические костюмы по эскизам Головина, Коровина, Азизян для ролей в пьесах Островского, фотографии, в том числе к спектаклям Мейерхольда, Таирова, Товстоногова, Кожича, Акимова и др.

Островского считают создателем русского национального репертуара, по аналогии с Шекспиром в Англии, Мольером во Франции, Лопе де Вега – в Испании. Из-под его пера вышло 47 пьес, убедивших зрителей в том, что на языке драматургии можно говорить о тех же злободневных проблемах, что и на языке публицистики (в поэзии эти же задачи решал Некрасов), а бытовое поднять до бытийного.

Островский известен как переводчик произведений французских, итальянских, испанских, английских драматургов – он стремился обогатить репертуар русской сцены образцовыми произведениями западной драматургии, что помогло бы повысить и актерское мастерство. Писатель перевел более сорока произведений Плавта, Сенеки, Шекспира, Сервантеса, Гольдони, планировал перевести всего Мольера.

Театр Островского требовал новой сценической эстетики: актерам пришлось преодолеть свою манеру приподнятой декламации и картинной пластики, восходящую к театру классицизма, и начать жить на сцене. Среди прочих трудов Островский оставил и статьи с программой реформирования театральных училищ.

Более 20 лет жизни Островский посвятил вопросам защиты авторского права (напомним, что писатель имел неоконченное юридическое образование и 17 лет проработал канцеляристом в московских судах). Островский принимал деятельное участие в создании (в 1859-м) и работе Литературного фонда, который в конце концов добился права драматургов, оперных либреттистов и композиторов получать адекватную их труду оплату, а кроме того, занимался выплатой пенсий престарелым писателям, их вдовам и сиротам, давал литераторам стипендии на поездки и т. п. В 1874 он основал первое в России авторское общество – Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. В 1881 вошел в состав Комиссии для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления.

По произведениям Островского написано 5 опер: «Воевода» П. И. Чайковского (премьера в 1869), «Вражья сила» А. Н. Серова (премьера в 1871), «Гроза» В. Н. Кашперова (премьера в 1867), «Катя Кабанова» Л. Яначека (премьера в 1921), «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (премьера в 1882).

В 1885 Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища – то есть, фактически начальником всего русского театра. Однако проработать на этом посту он успел всего лишь полгода – в мае 1886 драматург умер от болезни сердца.

Екатерина РОМАНОВА, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм