You have no items in your cart.
200 лет со дня рождения Александра Островского
12 апреля 2023 исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского (1823-1886), драматурга, которого уже современники называли основателем русского национального театра.
К 200-летнему юбилею в Москве откроется межмузейный выставочный проект «Театр Островского. Контексты», посвященный осмыслению творческой деятельности реформатора русского театра и изучению литературных связей между пьесами Островского и драматургией его предшественников, современников и последователей. В экспозиции представлены предметы из коллекции Бахрушинского музея, в том числе эскизы к костюмам для разных спектаклей по пьесам драматурга, детали сценических костюмов, письма Островского, журнальные и газетные вырезки, фотографии, афиши и редкие издания.
В Санкт-Петербурге проводится инициированный Театральной библиотекой фестиваль «Наш Островский», в котором принимают участие свыше 50 организаций. В программе фестиваля – масштабный выставочный проект «Площадь Островского» на базе Театрального музея и Театральной библиотеки. В залах музея представлены личные вещи драматурга, сценические костюмы по эскизам Головина, Коровина, Азизян для ролей в пьесах Островского, фотографии, в том числе к спектаклям Мейерхольда, Таирова, Товстоногова, Кожича, Акимова и др.
Островского считают создателем русского национального репертуара, по аналогии с Шекспиром в Англии, Мольером во Франции, Лопе де Вега – в Испании. Из-под его пера вышло 47 пьес, убедивших зрителей в том, что на языке драматургии можно говорить о тех же злободневных проблемах, что и на языке публицистики (в поэзии эти же задачи решал Некрасов), а бытовое поднять до бытийного.
Островский известен как переводчик произведений французских, итальянских, испанских, английских драматургов – он стремился обогатить репертуар русской сцены образцовыми произведениями западной драматургии, что помогло бы повысить и актерское мастерство. Писатель перевел более сорока произведений Плавта, Сенеки, Шекспира, Сервантеса, Гольдони, планировал перевести всего Мольера.
Театр Островского требовал новой сценической эстетики: актерам пришлось преодолеть свою манеру приподнятой декламации и картинной пластики, восходящую к театру классицизма, и начать жить на сцене. Среди прочих трудов Островский оставил и статьи с программой реформирования театральных училищ.
Более 20 лет жизни Островский посвятил вопросам защиты авторского права (напомним, что писатель имел неоконченное юридическое образование и 17 лет проработал канцеляристом в московских судах). Островский принимал деятельное участие в создании (в 1859-м) и работе Литературного фонда, который в конце концов добился права драматургов, оперных либреттистов и композиторов получать адекватную их труду оплату, а кроме того, занимался выплатой пенсий престарелым писателям, их вдовам и сиротам, давал литераторам стипендии на поездки и т. п. В 1874 он основал первое в России авторское общество – Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. В 1881 вошел в состав Комиссии для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления.
По произведениям Островского написано 5 опер: «Воевода» П. И. Чайковского (премьера в 1869), «Вражья сила» А. Н. Серова (премьера в 1871), «Гроза» В. Н. Кашперова (премьера в 1867), «Катя Кабанова» Л. Яначека (премьера в 1921), «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова (премьера в 1882).
В 1885 Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища – то есть, фактически начальником всего русского театра. Однако проработать на этом посту он успел всего лишь полгода – в мае 1886 драматург умер от болезни сердца.
Екатерина РОМАНОВА, «МО»