«Музыкальное обозрение». Проект Баян.ру

«Музыкальное обозрение». Проект Баян.ру

В 2008 мы опубликовали в «Музыкальном обозрении» интервью Фридриха Липса.Маэстро говорил о роли баяна как академического инструмента в современной музыке. Это интервью стало началом проекта «www.Баян.ру».

В 2010 году в газете было напечатано Открытое письмо Фридриха Липса руководству Союза концертных организаций России, в котором он предлагал расширить гастрольную деятельность исполнителей на народных инструментах, активнее включать их концерты в филармоническую афишу. И мы решили провести совместный Круглый стол на эту тему.

1 октября 2010 в кабинете генерального директора Московской филармонии прошел Круглый стол «Народные инструменты на филармонической сцене». Участвовали Фридрих Липс, балалаечник Андрей Горбачев, композиторы Александр Чайковский, Михаил Броннер и Ефрем Подгайц. Итоги Круглого стола были опубликованы в газете «Музыкальное обозрение», итоговый документ разослан в филармонии России.

Результатом наших усилий стал первый в России абонемент «Музыкального обозрения» в Московской филармонии — «www.Баян ру». В первом сезоне 2013–2014 моим соведущим стал Фридрих Липс. Участники —Иосиф Пуриц, Мария Власова, Михаил Бурлаков, Семен Шмельков, Айдар Салахов (ученики Липса).

Звучали в переложении для баяна ре-минорный клавирный концерт Баха, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Половецкие пляски» Бородина, Виолончельная соната Вайнберга… Сочинения Моцарта, Глинки, Листа, Франка, Форе, Сен-Санса, Равеля, Дебюсси, Онеггера, Прокофьева…

Музыка последнего полувека: Губайдулина, Щедрин, Шнитке, Волков, Броннер, Подгайц, Леденев, Беринский, Гагнидзе…

Мировые премьеры сочинений Васильева, Попова, Хубеева, Мндоянца, специально написанных для проекта «Баян.ру».

Клезмер, джаз, танго…

Произведения для баяна Попова, Хубеева, Губайдулиной звучали в нашем абонементе «Персона – композитор» — одном из старейших абонементов МГАФ (проходит с 2009).

С сезона 2018–2019 началось обновление проекта «www.Баян.ру». Мы обратились к творчеству композиторов, работающих в области электронной музыки: Николая Попова, Александра Хубеева.

20 декабря 2019 на юбилейном концерте «Музыкальное обозрение – Opus 30» в Концертном зале «Зарядье» прозвучала мировая премьера коллективного сочинения “Liberta / MO / 30 / 2019”: Concerto grosso для симфонического оркестра, арфы, альта, контрабаса, баяна и электроники. Авторы С. Невский, Д. Курляндский, А. Хубеев, Н. Попов. Исполнили его Госкапелла России под управлением Валерия Полянского, солисты О. Сидягина (арфа), С. Полтавский (альт), И. Бушуев (флейта), Г. Кротенко (контрабас), И. Пуриц (баян).

В 2021 проект «Баян.ру» отправился на гастроли по России. Фридрих Липс и его ансамбль «Пьяццолла-SRUDIO» выступили на Транссибирском Арт-Фестивале в Новосибирске и Бердске. В сентябре 2021 на фестивале «Сотворчество» в Саратове прозвучал коллективный опус “Liberta / MO / 30 / 2019”.

В октябре на фестивале «Кружева» в Вологде четыре концерта из пяти представляли баян: Фридрих Липс и «Пьяццолла-SRUDIO», Мария Власова (спектакль Андрея Устинова “The Waves” / «Волны» с музыкой Баха, Брамса, Беринского, Броннера, Макса Рихтера), Иосиф Пуриц и “Puritz Band” (клезмер), Айдар Салахов и “Elegato Trio” (популярная музыка, джаз).

На телеканале «Культура» «Музыкальным обозрением» были организованы и записаны программы «Наблюдатель»: «Слово о гармонике» (эфир 29 июня 2020), «Притяжение “Танго нуэво”» к 100-летию со дня рождения Астора Пьяццоллы (9 марта 2021), «София Губайдулина. Музыка не для всех?» к 90-летию композитора (18 октября 2021).

В 2022 году в названии абонемента «www.Баян.ру» добавилось слово «Перезагрузка». Частью его стали программа Владислава Пеунова Bаttalia, сочетающая музыку барокко и электронную музыку; мировая премьера версии «Гольдберг-вариаций» Баха для баяна и гитары.

В фестивалях «Сотворчество-2. DIGITALINA&DIGITAL STORM» в Саратове и «Кружева» в Вологде принял участие ансамбль CEAM Artists с программами «Биомеханика» и «Синестезия».

11 ноября 2022 в Камерном зале МГАФ прозвучала мировая премьера «Гольдберг-вариаций» в исполнении Иосифа Пурица и гитариста Ровшана Мамедкулиева. Это самое продолжительное сочинение в музыкальной литературе и для баяна, и для гитары (75 минут).

Освоение баяном и баянистами филармонической сцены, академического пространства. Полагаю, что статус баяна изменится в России только после того, как в штат симфонических оркестров будет введена единица «баянист», а в Московской консерватории откроется кафедра баяна. А до тех пор отношение к баяну и баянистам будет колебаться между эстетикой «Играй, гармонь!» и De Profundis Губайдулиной.

Андрей УСТИНОВ,
главный редактор газеты «Музыкальное обозрение»,
художественный руководитель Фестиваля «<Баян ру. От фольклора до авангарда»

Андрей УСТИНОВ

Художественный руководитель фестиваля «Баян.ру», музыкальный и общественный деятель, музыковед, художник, журналист, критик, издатель, продюсер. Заслуженный деятель искусств России.

Один из основателей (1989) и с 1991 года главный редактор газеты «Музыкальное обозрение». Инициатор, куратор, художественный руководитель, арт-директор, автор более 100 фестивальных, концертных, конкурсных, выставочных, композиторских проектов, филармонических абонементов.

Среди них абонементы Московской филармонии «Персона — композитор», «www.баян.ru», «К 90-летию Софии Губайдулиной», «Instrumentarium», «Музыка войны и Победы. Сталинские премии. Камерная музыка 1941–1945», фестивали «Мечислав Вайнберг. Возвращение», «Мир музыки Всеволода Мейерхольда», «Кружева», MusicDocFest, «MO. Opus» и «Сотворчество».

Под руководством Андрея Устинова проходили фестивали, форумы, концерты, выставки, лекции, дни газеты «Музыкальное обозрение» в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Воронеже, Екатеринбурге, Казани, Костомукше, Краснодаре, Красноярске, Магадане, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Салавате, Самаре, Саратове, Сургуте, Томске, Уфе, Ханты-Мансийске, Якутске.

Организатор, куратор, ведущий, участник круглых столов, научных конференций, программ на радио и телевидении. Создатель Ассоциации музыкальных конкурсов России (2000) и Председатель Совета АМКР.

Руководитель пресс-центров Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Работал в жюри 40 всероссийских и международных конкурсов по разным специальностям.

Член экспертных советов Министерства культуры РФ.

Выступает с мастер-классами и лекциями по музыкальной журналистике.

Выставки художественных работ Андрея Устинова (фотографии, коллажи, перформансы, инсталляции, видео-арт) экспонировались в 20 российских городах.