100 лет Зальцбургскому фестивалю

100 лет Зальцбургскому фестивалю

В 2020 Зальцбургский летний фестиваль отмечает 100-летний юбилей. Отсчет истории фестиваля ведется с 22 августа 1920: в этот день на площади перед главным городским собором была сыграна пьеса-моралите Гуго фон Гофмансталя «Jedermann» («Имярек») в постановке Макса Рейнхардта.

Начало начал

В 1841 в Зальцбурге было создано Общество любителей музыки Домского собора и Моцартеума (Dommusikverein und Mozarteum).

В 1842 в присутствии сыновей В.А. Моцарта был открыт памятник великому уроженцу города. С тех пор начались дискуссии о дальнейшем развитии культурных традиций Зальцбурга.

В 1887 австрийский дирижер Ханс Рихтер предложил перенести концепцию вагнеровского фестиваля в Зальцбург и основать моцартовский фестиваль. В 1890 был создан Комитет, декларировавший создание фестиваля и строительство театрального здания, в котором будут ставиться оперы Моцарта (по аналогии с операми Вагнера в Байройте).

Прошло более четверти века, и в 1917 были образованы Общество и Художественный совет фестиваля, в который вошли дирижер Венской оперы Франц Шальк, режиссер Макс Рейнхардт, композитор Рихард Штраус и театральный художник Альфред Роллер.

Не Моцартом единым

Рейнхардт выступал против идеи монографического моцартовского фестиваля. Он считал, что Зальцбург должен стать местом общемирового театрального форума и в то же время поиска путей национальной и культурной идентификации. В условиях, когда Австро-Венгерская империя перестала существовать, фестиваль должен проходить под эгидой немецкого и австрийского искусства. Этот же тезис был отражен и в заявлении Художественного совета, распространенном в начале 1919.

Гофмансталь в своем катехизисе «Зальцбургский фестиваль» писал, что репертуар должен быть «немецким и национальным по мысли, как во времена великих немцев конца XVIII – начала XIX столетий, действительных учителей нации».

На первом форуме в 1920 главным событием фестиваля стала мистерия Гофмансталя «Имярек» (Jedermann), в 1922 году это место заняла другая его мистерия «Зальцбургский большой театр мира» (Das Salzburger grosse Welttheater). Первую играли на паперти кафедрального собора, вторую – в университетской церкви.

С первых лет существования фестиваля в его репертуар включались произведения других национальных культур: комедии Шекспира и Мольера, оперы Перголези и Доницетти. Особой страницей в истории фестиваля стали гастроли Оперной студии Ленинградской консерватории (1928) со спектаклями «Каменный гость» Даргомыжского, «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова, «Бастьен и Бастьенна» Моцарта и «Саламанкская пещера» Паумгартнера в постановке известного советского режиссера Эммануила Каплана.

Художественное руководство

После Второй мировой войны начался поиск новых эстетических принципов, основанных на колоссальных музыкальных традициях Австрии и обращении к «духу музыки». Оперная и концертная составляющие фестивальной программы получили приоритетное развитие. Теперь центральной фигурой фестиваля, определяющей его эстетические критерии, становился дирижер. В 1947–1954 это был Вильгельм Фуртвенглер, затем более 30 лет — Герберт фон Караян (1956—1960, 1964—1989).

В 1992 была введена должность интенданта фестиваля, которую занимали Жерар Мортье (1992 – 2001), Петер Ружичка (2002 – 2006), Юрген Флимм (2007 – 2010), Маркус Хинтерхойзер (2010 – 2011), Александр Перейра (2012 – 2014), Свен-Эрик Бехтольф (2015 – 2016).

С 2017 интендантом фестиваля снова назначен пианист и музыкальный деятель Маркус Хинтерхойзер, ученик Елизаветы Леонской в Венской консерватории и Олега Майзенберга в зальцбургском Моцартеуме. Контракт с ним заключен до 2026.

Наши дни

Рейнхардт писал о городе: «Куда ни посмотришь — глаз найдет очарование. Каждый взгляд способен уловить тонкую гармонию, в которой город являет красоту как внутреннюю сущность. Это правильное место для проведения фестиваля. Каждая площадь, каждая улица, кажется, создана для того, чтобы стать сценой для спектакля. Атмосфера Зальцбурга полна прелести, театра и искусства».

Нынешний Зальцбург — «фестивальный холдинг». Кроме летнего фестиваля, в городе с 1956 — года 200-летия со дня рождения Моцарта — проводится Моцартовская неделя (в январе); более 50 лет (с 1967) — Пасхальный фестиваль, задуманный Караяном для привлечения вагнеровских певцов, летом занятых в Байройте; с 1998 — барочный фестиваль во время Святой Троицы, которым руководит Чечилия Бартоли.

Но центральным событием остается летний фестиваль. Он проходит на 12 площадках, основные из которых:
Паперть Домского собора (Domplatz)
Большой Фестивальный дом (Grosses Festspielhaus)
Скальная школа верховой езды (Felsenreitschule)
Дом для Моцарта (Haus für Mozart)
Зальцбургский городской театр
Залы Моцартеума
Городские площади

Сто лет истории

«Сто лет Зальцбургского фестиваля означают сто лет истории культуры. Зальцбургский фестиваль не нужно заново изобретать каждый год, но нужно каждый раз вести в новое настоящее. “Искусство должно отражать духовное и интеллектуальное состояние своего времени; оно должно быть состязательным и оппозиционным”, — так высказался Николаус Арнонкур в своем выступлении на Фестивале в 1995, которое вдохновляет и сегодня» (Обращение на сайте Зальцбургского фестиваля).

Юбилейный Зальцбургский фестиваль пройдет с 18 июля по 30 августа. В программе 6 оперных постановок, 2 оперы в концертном исполнении, 91 концерт и 57 театральных постановок.

Оперы и оратории

27 июля, 1, 6, 10, 17, 21, 24 августа — «Электра» Р. Штрауса на либретто Гуго фон Гофмансталя по его же одноименной пьесе. Режиссер Кшиштоф Варликовски, дирижер Франц Вельзер-Мёст.

28 и 31 июля, 6, 9, 15, 21, 24 августа — «Дон Жуан» Моцарта (режиссер Ромео Кастеллучи, дирижер Теодор Курентзис, хор и оркестр musicAeterna). Эта постановка станет большим европейским дебютом солистки Пермской оперы Надежды Павловой, которая исполнит партию Донны Анны.

3, 8, 11, 15, 22, 26, 29 августа — «Волшебная флейта» Моцарта (постановка Лидии Штайер, дирижер Иоанна Маллвитц).

2, 5, 8, 13 августа — «Тоска» Пуччини (режиссер Михаэль Штурмингер, дирижер Марко Армилиато). В главных партиях — Анна Нетребко, Юсиф Эйвазов, Людовик Тезье.

9, 15, 23, 27 августа — «Intolleranza 1960» Луиджи Ноно в постановке Яна Лауэрса, поставившего «Коронацию Поппеи» на Зальцбургском фестивале в 2019. За дирижерским пультом Инго Мецмахер.

9, 12, 14, 16, 18 августа — «Дон Паскуале» Доницетти в постановке Моше Лейзера и Патриса Корье. Оркестром «Музыканты принца Монако» будет дирижировать Джанлука Капуано, в роли Норины — Чечилия Бартоли.

20, 23, 25, 28 августа — «Борис Годунов» Мусоргского. Премьерой должен был дирижировать Марис Янсонс, но не успел осуществить этот замысел. Место за дирижерским пультом займет Туган Сохиев: это будет его дебют в Зальцбурге. Режиссер Кристоф Лой. Титульную партию исполнит Ильдар Абдразаков, к нему присоединятся Дмитрий Ульянов, Павел Чернох, Дмитрий Головин, Агунда Кулаева, Богдан Волков.

24 и 26 июля будет представлена оратория Генделя «Мессия» в постановке Роберта Уилсона под музыкальным руководством Марка Минковского.

Бетховен

На юбилейном фестивале будет отмечено 250-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена. Пианист Игорь Левит в восьми концертах исполнит все 32 его фортепианные сонаты.

Дирижеры

Дирижерское искусство будет представлено концертами Жорди Саваля, Питера Филипса, Теодора Курентзиса, Филиппа Херревеге, Рафаэль Пишон, Андрис Нельсонс, Даниэль Баренбойм, Кент Нагано, Риккардо Мути, Кристиан Тилеман, Густаво Дудамель, Кирилл Петренко.

Солисты

С сольными концертами выступят пианисты Аркадий Володось, Григорий Соколов, Маурицио Поллини, Даниэль Баренбойм, Андраш Шифф, Даниил Трифонов, Евгений Кисин; скрипачи Патриция Копачинская, Гидон Кремер, Анне-Софи Муттер;
Вокалисты
Вокальные программы представят Кристиан Герхаер (30 июля), Соня Йончева, Элина Гаранча, Хуан Диего Флорес.
В серии концертов «Музыкальные моменты», программа которых пока неизвестна, выступят Теодор Курентзис, Патриция Копачинская, Игорь Левит, Асмик Григорян.

Комментарий Маркуса Хинтерхойзера

«Миссией фестиваля, каким его задумали основатели, было своего рода осмысление политической ситуации в мире, который тогда был максимально хрупок. Если вдуматься, то и сегодня фестиваль является отражением политики. Взять четыре новые оперные постановки — “Дон Жуан”, “Электра”, “Борис Годунов” и “Intolleranza 1960” Луиджи Ноно. На первый взгляд ничего особенного — подумаешь, Моцарт, Штраус… Но это не так, между ними есть взаимодействие. Мы начинаем с “Дон Жуана” и “Электры” — протагонистов, чей эгоизм непомерен, они живут в крайностях и идут к саморазрушению. “Дон Жуан” начинается и заканчивается смертью, это опера с ликом смерти. “Электра” — лихорадочный монолог женщины, одержимой убийством отца и жаждой мести. В них обоих нет ни эмпатии, ни любви.

В “Борисе” мы переходим на другой уровень. Это история без сильного протагониста: Борис — не герой, герой — народ, массы, способные вершить историю. И у Ноно нет одного протагониста, но есть тот, кто ведет к миру. Движение от “Дон Жуана” и “Электры” к “ntolleranza” — манифест гуманизма, сострадания, справедливости, толерантности. И я надеюсь, что он будет прочитан как политическое заявление».