События февраля 2023

События февраля 2023

«Музыкальное обозрение» предлагает дайджест фестивалей, театральных и концертных событий февраля 2023 в Москве и других российских городах. Отметим на сей раз отдельной рубрикой московские концерты современной музыки, а главным оперным событием месяца назовем российскую премьеру оперы «Царь Кандавл» Александра фон Цемлинского – в концертном исполнении.

ФЕСТИВАЛИ

5 февраля – 22 апреля
Фестиваль «Золотая маска»

В феврале начинаются показы конкурсных спектаклей Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» 2023. В музыкальной афише – спектакли «Ромео и Джульетта» Константина Богомолова и Максима Севагина (МАМТ), «Евгений Онегин» Владиславса Наставшевса (Пермская опера), опера Николая Попова “Curiosity” (Электротеатр) и др. Имена лауреатов будут объявлены на Церемонии вручения Премии, которая состоится 22 апреля 2023 на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Расписание музыкальной программы – здесь.

ОПЕРНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ

12 февраля. Концертный зал имени П. И. Чайковского
Александр фон Цемлинский. «Царь Кандавл» (в концертном исполнении, российская премьера)

Предусмотренной сюжетом «обнаженки» не будет. Но выступят солисты: Любовь Стучевская (сопрано), Александр Суханов (баритон), Михаил Агафонов (тенор). Госоркестром России имени Е. Ф. Светланова продирижирует Дмитрий Юровский, младший представитель знаменитой дирижерской династии, художественный руководитель и главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета.

Уильям Этти (1787—1849). Неосторожность Кандавла, 1830

14, 15 февраля. Башкирский театр оперы и балета
Мюзикл a cappella «Любовь это…»

Мюзикл a cappella – такое жанровое определение дал спектаклю автор идеи, музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Александр Алексеев. Знаменитые песни и романсы композиторов XIX и XX веков будут звучать в спектакле в обработках для хора Михаила Серкова. «Незамысловатые истории любви, которые близки каждому из нас» – в режиссуре Филиппа Разенкова и хореографии Алины Мустаевой.

22 февраля. Геликон-опера
Джанкарло Менотти. «Медиум»

«Медиум» – второе обращение режиссера Ильи Ильина к творчеству известного композитора XX века (опера Джанкарло Менотти «Телефон» вошла в репертуар театра в 2018). «Мне было интересно поразмышлять на тему – почему в такое тяжелое время у людей появляется неукротимое влечение к мистике, к потустороннему, к аномальным явлениям. Они ищут ответы на вопросы, которые не могут получить в жизни, и тогда рядом с ними возникают медиумы», – отмечает режиссер. Художественный руководитель постановки – Дмитрий Бертман. Музыкальный руководитель – Валерий Кирьянов.

Иллюстрация к спектаклю "Медиум— Геликон-опера, официальный сайт

23 февраля. Новосибирский театр оперы и балета
Вольфганг Амадей Моцарт. «Дон Жуан»

Спустя 60 лет великая опера Моцарта возвращается на подмостки Новосибирского оперного театра (последний раз ставилась там в 1963). Постановочная группа нового «Дон Жуана» во главе с Вячеславом Стародубцевым, главным режиссером театра, не только возвращает эту оперу на новосибирскую сцену, но и продолжает моцартиану НОВАТа (в афише театра представлены премьеры 2021-2022 – «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро»). Музыкальный руководитель и дирижер постановки – Петр Белякин.

БАЛЕТНЫЕ ПРЕМЬЕРЫ

10, 11 февраля. Воронежский театр оперы и балета
«Чехов. Отражения» на музыку П. И. Чайковского

Одноактный балет хореографа Константина Уральского был показан в виде эскиза на фестивале «RE:Форма танца» в ноябре 2022 – теперь театр представляет полноценную версию балета. «Чехов. Отражения» – спектакль-хореографическое размышление о женских образах в произведениях Антона Павловича Чехова. Главные действующие лица балета – Анна Сергеевна из рассказа «Дама с собачкой», сестры Ирина, Ольга и Мария из пьесы «Три сестры» и Нина Заречная из «Чайки». Их взаимоотношения с другими персонажами, переживания, мечты и желания в столкновении с реальностью окружающего мира складываются в хореографические сцены.

25, 26 февраля. Новая Опера
ТАНЦ NUVO. Кейхель / Кононова / Щеклеина

Три одноактных балета («Моно», «Этот великолепный век», «Озеро»), созданных Константином Кейхелем, Ириной Кононовой, Анной Щеклеиной для танцевальной труппы Балета Москва.

 

 

КОНЦЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ

9 февраля. Рахманиновский зал консерватории

Первый концерт цикла «История открытий / Открытия истории», к 30-летию Ансамбля солистов «Студия новой музыки». В цикле будет представлены лучшие «исторические находки», пополнявшие репертуар ансамбля на протяжении десятилетий, а также новые пьесы молодых композиторов, в том числе написанные специально к юбилею «Студии».

СНМ. Дирижер – И. Дронов. И. Красиков (саксофон), А. Никитин (ударные), М. Хаба (фортепиано). А. Лурье – «Синтезы» для фортепиано. Переложение для ансамбля Ф. Караева; А. Сюмак – Полька и Марш для ансамбля; Х. Лахенман – “Sakura-Variationen” для альтового саксофона, ударных и фортепиано; Р. Пархоменко – “way | light | trees” для ансамбля; С. Вольпе – Камерная пьеса № 1 для четырнадцати исполнителей; С. Шаррино – «Археология телефона» для ансамбля.

Ансамбль "Студия новой музыки", дирижер Игорь Дронов

10 февраля. Камерный зал Московской филармонии

«Академия старинной музыки». Т. Гринденко (скрипка), М. Дубов (фортепиано). М. Фелдман – “Piano and String Quartet”.

11 февраля. Камерный зал Московской филармонии

Р. Фархадов (лектор). ГАМ-Ансамбль. А. Шёнберг – Струнное трио; Д. Кейдж – “Living room music” для 4 исполнителей; Б. Джонстон – Струнный квартет № 5; М. Пизаро – “distance(II)” для скрипки, двух альтов и виолончели; Ч. Андеррайнер – “nocturneseries: 5” для струнного квартета и электроники.

15 февраля. Камерный зал Московской филармонии

“BATTALIA”. А. Устинов (автор и ведущий). В. Пеунов (баян), Н. Попов (электроника). А. Хубеев – «Это Было? Это Будет» для баяна, электроники и видео; И. С. Бах – «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» си-бемоль мажор; Ж.-Ф. Рамо – «Курица», «Танец дикарей»; А. Наджаров – Пьеса для баяна, электроники и видео (премьера); Д. Скарлатти – Соната ми мажор; Н. Попов – “Martellato” для баяна, электроники и видео; Г. И. Ф. фон Бибер – “Battalia”; О. Боне – “Her Majesty the Fool” для баяна и электроники.

Венедикт Пеунов. Фото Олег Сингареев

19 февраля. Зал Зарядье

Оркестр musicAeterna. Дирижер – Т. Курентзис. А. Ретинский – «Ты – ликами цветов». Мистерия для хора и оркестра (мировая премьера); С. Рахманинов – «Всенощное бдение».

22 февраля. Рахманиновский зал консерватории

Второй концерт цикла «Путеводитель по ансамблю», к 30-летию «Студии новой музыки». Дирижер – И. Дронов. А. Табанкова (гобой), Н. Агафонов (кларнет), М. Хаба (фортепиано), А. Алферова (арфа), О. Галочкина (виолончель). П. Хиндемит – Камерная музыка № 2 для фортепиано и 12 инструментов; К. Пендерецкий – Каприччио для гобоя и 11 струнных инструментов; А. Сысоев – “Fingerprints” для кларнета и ансамбля; Б. Чайковский – Партита для виолончели, клавесина, фортепиано, электрогитары и ударных; Т. Такемицу – “And then I knew ’twas wind для флейты, альта и арфы.

25 февраля. ДК Рассвет

МАСМ. А. Светличный – «Синдром дефицита внимания» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели; С. Невский – Фортепианный квартет, кларнетовая версия; Д. Бурцев – “Revisité” для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели; С. Шестаков – «Город Хата-с-Краю. Набережная» для бас-флейты, скрипки и фортепиано; А. Вустин – «Далекий свет», для бас-кларнета; А. Радвилович – «Чумная колонна» для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели.

Московский ансамбль современной музыки

26 февраля. ДК Рассвет

В. Ракиевский (фортепиано). С. Борткевич – «Плачи», «Утешения»; В. Сильвестров – «Триада», «Посланник»; В. Годзяцкий – «К Элизе»; Б. Лятошинский – «Траурная прелюдия»; Л. Грабовский – «Трагическая прелюдия»; А. Корсун – “Aqua Sonare”; В. Сильвестров – «Памяти Баха»; А. Шмурак – «Война»; М. Коломиец – “Shadow Speaker”; В. Сильвестров – «Постлюдия № 3» для виолончели и фортепиано (виолончель – А. Изгагин).

КОНЦЕРТНАЯ АФИША

9 февраля. Камерный зал Московской филармонии

ТО «Притяжение». А. Тарасевич-Николаев (фортепиано), Е. Дрегалин (ударные), Т. Емельянова (арфа), А. Усов (альт), М. Усов (скрипка), Г. Мальян (виолончель), Д. Филипенко (альт), М. Фейман (скрипка), М. Зайцева (виолончель), Д. Коган (скрипка). А. Аренский – Трио № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели; Б. Чайковский – Струнный квартет № 6; М. Вайнберг – Трио для скрипки, альта и виолончели; С. Губайдулина – 5 этюдов для арфы, контрабаса и ударных; Д. Шостакович – Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано.

14 февраля. Концертный зал Чайковского

Н. Луганский (фортепиано), А. Князев (виолончель). С. Рахманинов (к 150-летию со дня рождения) – Прелюдия соль-бемоль мажор (переложение для виолончели и фортепиано); А. Глазунов – «Песнь менестреля» для виолончели и фортепиано; Д. Шостакович – Соната для виолончели и фортепиано ре минор; С. Рахманинов – Соната для виолончели и фортепиано соль минор.

15 февраля. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Старт нового абонемента «Весь Стравинский». Я. Тимофеев (ведущий). АСО МГАФ. Дирижер – А. Шабуров. Стравинский – «Фавн и пастушка», три песни для меццо-сопрано и оркестра; «Фантастическое скерцо» для оркестра; «Погребальная песня» для оркестра; Симфония ми-бемоль мажор.

17 февраля. Концертный зал имени П. И. Чайковского

«Персимфанс». Новая история музыки от «Персимфанса». Двенадцать нот: от «Хаоса» Ребеля до «Дня Бытия» Вышнеградского. Ж.-Ф. Ребель – «Стихии» (балетная сюита); Ф. Лист – Симфоническая поэма № 5 «Прометей»; А. Веберн – Симфония, соч. 21; И. Вышнеградский – «День Бытия» (Исповедь жизни перед жизнью) для оркестра, хора и чтеца.

17 февраля. Рахманиновский зал консерватории

«Мотивы старины – властители пространства». О. Галочкина (виолончель), М. Хаба (фортепиано, клавесин). Л. де Ке д’Эрвелуа – “Sieben altfranzösische Mädchenbilder”; Г. Кассадо – Соната в старинном испанском стиле; Л. Даллапиккола – “Tartiniana secondo”; А. Шнитке – Сюита в старинном стиле; И. Стравинский – Итальянская сюита (транскрипция эпизодов из балета «Пульчинелла»).

21 февраля. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Ансамбль Questa Musica. Дирижер – Ф. Чижевский. Н. Павлова (сопрано), А. Немзер (контртенор), С. Годин (тенор), О. Цыбулько (бас). И. С. Бах – Месса cи минор для солистов, хора и оркестра.

25 февраля. Зал Зарядье

РНО. Дирижер – Т. Зангиев. А.Тарасевич-Николаев (фортепиано). Р. Шуман – Увертюра к опере «Геновева»; Л. ван Бетховен – Концерт № 4 для фортепиано с оркестром; Р. Штраус – «Дон Жуан»; П. Хиндемит – Симфония «Художник Матис».

26 февраля. Большой зал консерватории

Детский хор «Весна». Дирижер – Н. Аверина. В. Заболотний (фортепиано). Произведения С. Рахманинова, хоровые миниатюры зарубежных композиторов и народные песни.

Хор "Весна" им. А. С. Пономарева

28 февраля. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Musica Viva. А. Рудин, дирижер и солист (виолончель). Д. Коган (скрипка). К. А. Хартман – Траурный концерт для скрипки с оркестром; П. Васкс – “Musica dolorosa” для струнного оркестра; Г. Попов – Симфоническая ария для виолончели и струнного оркестра; Д. Шостакович – Камерная симфония «Памяти жертв фашизма и войны» (оркестровка Струнного квартета № 8, выполненная Р. Баршаем).

ВЫСТАВКИ

До 12 марта 2023. Центр Зотов
1922. Конструктивизм. Начало

Расположившаяся на двух этажах бывшего Хлебзавода № 5, а ныне конструктивного пространства Центр Зотов многоголосая выставка рассказывает обо всех возможных гранях конструктивизма: живопись, графика, дизайн, поэзия, тело, коллаж, музыка, архитектура. Среди театрально-звуковых сюжетов – эскизы и макеты декораций, эскизы костюмов к спектаклю «Победа над солнцем», видеореконструкция звукового перфоманса Арсения Авраамова «Симфония гудков» (1922-23), действующие шумовые аппараты Владимира Попова, реконструированные под руководством Петра Айду.

Антон ДУБИН, Екатерина РОМАНОВА, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм