Зальцбургский фестиваль 2024: Достоевский, Курентзис и все, все, все

Зальцбургский фестиваль 2024: Достоевский, Курентзис и все, все, все
Фото — Зальцбургский фестиваль, официальный сайт

С 19 июля по 31 августа будет проходить Зальцбургский фестиваль. В афише фестиваля 2024 года — традиционно три блока: оперный, драматический и концертный.

На церемонии открытия фестиваля главным спикером станет Нина Хрущева – правнучка Никиты Хрущева, российский и американский профессор международных отношений, профессор Новой школы в Нью-Йорке, где она читает курсы по международным СМИ, сравнительной пропаганде, культуре и капитализму, кино и империи, а также современной политике и истории России. Ее выступление будет посвящено роли искусства в современной кризисной ситуации: может ли красота, по Достоевскому, спасти мир?

Обновим драму

В ноябре 2022 куратором драматической программы Зальцбургского фестиваля была назначена театральный критик Марина Давыдова. Впервые в истории фестиваля на этом посту персона из России. В марте 2022 Давыдова уехала из России, а в ноябре была назначена куратором драматической программы фестиваля в Зальцбурге на срок с 1 октября 2023 по 30 сентября 2026. Программа 2024 – первый результат ее работы на новой должности.

Фестиваль традиционно открывается спектаклем «Имярек» (Jedermann) по пьесе Гуго фон Гофмансталя (в этом году исполнилось 150 лет со дня рождения драматурга). Спектакль-символ фестиваля каждый год показывают под открытым небом на ступенях зальцбургского кафедрального собора. В 2024 режиссером станет Роберт Карсен.

«Мы не до конца понимаем, что такое Jedermann для здешней публики и вообще для Австрии – это такое центральное произведение, – рассказала Марина Давыдова в комментарии журналу «Театръ». – Это спектакль, поставленный сто лет назад Максом Рейнхардтом, и на протяжении всего этого времени буквально каждый год на центральной площади города перед собором играют Jedermann’а, на него продаются несколько тысяч билетов. И впервые режиссером этого спектакля будет, во-первых, иностранец, а во-вторых, имя мирового театра – канадец Роберт Карсен. До сих пор этим спектаклем занимались такие подмастерья, которые подновляли что-то, но он никогда не был естественной частью международной программы фестиваля. Здесь было много шума по этому поводу, пресса бурлила на протяжении трех недель, пытаясь осмыслить, но, так или иначе, мы победили, и теперь Jedermann стал частью международной программы».

В рамках драматической программы покажут экспериментальный спектакль «Зеркальные нейроны» на музыку Тобиаса Коха – первая совместная работа танцевальной компании Саши Вальц Sasha Waltz & Guests и документального театра Штефана Кэги Rimini Protokoll. Жанр спектакля обозначен как «документальный танцевальный вечер со зрителями», тема – искусственный интеллект, его возможности и границы. Специальным событием офф-программы, дополняющим спектакль станет встреча «AI & Art», где в дискуссии примут участие «искусственный интеллект, наделенный эмоциями» по имени Морфеус и сопрано Асмик Григорян.

В качестве копродукции с мюнхенским Резиденцтеатром фестиваль представит «Звёздные часы человечества» по одноименному сборнику новелл Цвейга в постановке швейцарского режиссера Тома Луца. Совместно с гамбургским Thalia Theater – спектакль Николаса Штемана «Орестея» по мотивам пьес Эсхила, Софокла и Еврипида.

Среди знаковых событий фестиваля – премьера спектакля «Волшебная гора» по одноименному роману Томаса Манна в постановке польского режиссера Кристиана Люпы и австрийская премьера мультидисциплинарного спектакля Хайнера Гёббельса «Всё, что случилось и могло бы случиться» – краткая история ХХ века, вдохновленная книгой Патрика Уржедника «Europeana» и новостными роликами.

Интернациональный характер драматической программы в этом году – инициатива Марины Давыдовой. По ее словам, «традиционно Зальцбургский фестиваль – важнейший международный фестиваль с оперной программой, но драматическая его часть на протяжении многих последних лет при этом была в большей степени сосредоточена на немецкоязычном театре, представляла в основном такой text-based theatre, имела более локальное назначение, чем оперная программа. Не потому, что кто-то запрещал делать ее более интернациональной, просто так исторически сложилось. И я попыталась, во-первых, сделать ее более интернациональной <…> Во-вторых – представить самые разные типы, способы и подходы к театру, потому что для меня нет никакой „магистральной дороги“, театр – это такой борхесовский „сад расходящихся тропок“. И вот разные тропки, ведущие в разных направлениях, я тоже и хотела представить этой программой – чего тут тоже никогда не делали».

Фото — Зальцбургский фестиваль, официальный сайт

Споем Достоевского

Основная оперная программа включает три премьеры. Две из них – оперы, написанные по романам Достоевского: «Идиот» Мечислава Вайнберга (режиссер – Кшиштоф Варликовский, дирижер – Мирга Гражините-Тила) и «Игрок» Сергея Прокофьева (режиссер – Питер Селларс, дирижер – Тимур Зангиев). Обе оперы никогда ранее не ставились в Зальцбурге. Третья премьера фестиваля – «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха под управлением Марка Минковски в постановке режиссера Мариам Клеман.

Постановку оперы «Идиот» – последней оперы Мечислава Вайнберга –осуществит польский режиссер Кшиштоф Варликовский, ранее ставивший в Зальцбурге оперы «Бассариды» Ханса Хенце, «Электра» Рихарда Штрауса и «Макбет» Джузеппе Верди. Вместе с ним работают постоянные соавторы художник Малгожата Щесняк и драматург Кристиан Лоншан.

За музыкальную часть отвечает литовская дирижер Мирга Гражините-Тила, которая уже несколько лет занимается популяризацией наследия Вайнберга, считая его одним из самых значительных композиторов прошлого века. С 2016 по 2022 занимала должность художественного руководителя Бирмингемского городского симфонического оркестра. Вместе с этим коллективом Гражините-Тила выпустила два диска с музыкой Вайнберга на лейбле Deutsche Grammophon. В 2019 вышел альбом Симфония № 2 и № 21 (в записи принимали участие также «Кремерата Балтика» и Гидон Кремер). В 2020 диск был отмечен премией Gramophone Awards как Альбом года. В 2022 дирижер записала диск с Симфониями № 3 и № 7, а также Первым концертом для флейты.

Партию Князя Мышкина исполнит Богдан Волков. В роли Настасьи Филипповны – Аушрине Стундите. Рогожина споет Владислав Сулимский. Пять показов на сцене Фельзенрайтшуле пройдут 2, 11, 15, 18, 23 августа 2024.

Впервые опера «Идиот» Мечислава Вайнберга была показана 19 декабря 1991 в сокращенном виде в Камерном музыкальном театре под художественным руководством Бориса Покровского. Мировая премьера полной версии состоялась 9 мая 2013 в Национальном театре Мангейма (режиссер-постановщик – Регула Гербер, дирижер-постановщик – Томас Зандерлинг).

Премьера последней оперы Вайнберга в Большом театре состоялась 12 февраля 2017. Над постановкой работали основатель и художественный руководитель театра «Гешер» (Тель-Авив) Евгений Арье, сценограф Семен Пастух, художник по костюмам Галина Соловьева. Дирижер-постановщик оперы «Идиот» – музыкальный руководитель Оркестра Польского радио Михал Клауза.

Оперу Сергея Прокофьева «Игрок» поставит Питер Селларс – на этот раз не с Теодором Курентзисом, с которым они выпускали зальцбургские работы последних лет («Милосердие Тита», «Идоменей»), а с дирижером МАМТа Тимуром Зангиевым. Солисты: Асмик Григорян (Полина), китайский бас Чен Пейсин (Генерал), американский тенор индийского происхождения Шон Паникар (Алексей), литовская меццо-сопрано Виолета Урмана (Бабуленька).

Также среди новых постановок – «Милосердие Тита» в режиссуре Роберта Карсена, которое «переедет» в летнюю программу после майской премьеры на зальцбургском «Фестивале на Пятидесятницу», где партию Секста споет Чечилия Бартоли.

Возобновим Курентзиса

Без Курентзиса, разумеется, фестиваль не обойдется. Маркус Хинтерхойзер – большой поклонник творчества Курентзиса – начал сотрудничать с ним с момента назначения на должность интенданта Зальцбургского фестиваля и даже побывал в Перми на Дягилевском, где выступил в качестве пианиста. Перед открытием фестиваля в прошлом году Хинтерхойзер заявил в интервью BR-klassik: «Курентзис выступит здесь. Я сталкиваюсь с этой проблемой с 1 марта прошлого года. Я не личный адвокат Курентзиса, но я представляю – и хочу воспользоваться этим обстоятельством – культурную институцию. Культура буквально призывает дифференцировать. Моральное высокомерие мне действительно не нравится. Я понимаю, что есть некоторые вопросы к Курентзису. Их можно задать и другим людям, в других областях. Но я с трудом сдерживаюсь, когда слышу эти псевдоморальные императивы, я чувствую в себе своего рода сопротивление. …В настоящее время мы живем в обществе, которое постоянно вмешивается во всё и вся, и постоянно возмущено всем и вся, и требует санкций, если что-то не соответствует его моральным стандартам. Чем бы этот моральный стандарт ни был».

В оперную программу фестиваля войдет возобновление «Дон Жуана» Моцарта 2021 года в постановке Курентзиса и Кастеллуччи, с Надеждой Павловой в роли Донны Анны. На концерте-открытии Теодор Курентзис продирижирует «Страстями по Матфею» И. С. Баха (в апреле 2024 обкатанными в Санкт-Петербургской филармонии и московском «Зарядье») в исполнении своего нового коллектива – оркестра Utopia. Финансируемая банком ВТБ и другими российскими структурами musicAeterna после февраля 2022 стала практически невыездной.

Оркестр Utopia был создан летом 2022 и собрал европейских инструменталистов из самых знаменитых оркестров – от Camerata Salzburg до амстердамского Concertgebouw – всего больше сотни музыкантов из 30 стран мира: Армения, Австралия, Австрия, Беларусь, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Германия, Греция, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Чили, Казахстан, Нидерланды, Португалия, Румыния, Россия, Сербия, США, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Швейцария, Япония.

В сезоне 2022/23 Utopia провела три гастрольных тура. В октябре 2022 сочинения Игоря Стравинского и Мориса Равеля прозвучали в Люксембурге, Гамбурге, Вене и Берлине. В июне 2023 коллектив исполнил Третью симфонию Малера в Вене, Берлине и Афинах. В ноябре 2023 – концертный тур с сочинениями Брамса и Чайковского. Летом 2023 оркестр дебютировал на Зальцбургском фестивале с концертным исполнением «Королевы индейцев» Генри Перселла и Большой мессой до минор Моцарта. Для этой программы был собран хор Utopia – 40 исполнителей из 14 стран.

В мае 2024 Utopia исполнит Девятую симфонию Брукнера, осенью – Пятую Малера. А зимой 2025 у коллектива запланировано участие в постановке оперы Рамо «Кастор и Поллукс» в Парижской опере, режиссером станет Питер Селларс.

Напомним, в апреле 2023 были отменены концерты Курентзиса в Венском Концертхаусе в сезоне 2023/24. Интендант площадки Маттиас Наске сообщил прессе, что сотрудничество с дирижером «ставится на паузу» до тех пор, пока Курентзис не выскажется определенно по поводу российско-украинского конфликта. В феврале Венский фестиваль (Wiener Festwochen), который пройдет с 17 мая по 23 июня 2024, отменил выступление дирижера с оркестром SWR. Концерт был отменен после отказа украинского дирижера Оксаны Лынив выступать с Теодором Курентзисом. В следующем сезоне сотрудничество Курентзиса и SWR также подойдет к концу. Его преемником на посту главного дирижера коллектива с сезона 2025/26 станет эльзасец Франсуа-Ксавье Рот.

Фото — Зальцбургский фестиваль, официальный сайт

Поздравим Шенберга

В рамках концертной программы фестиваля прозвучит опера Георга Фридриха Хааса (р. 1953) «Кома» в исполнении ансамбля Klangforum Wien (эту оперу в 2022 готовил к постановке в Баварской опере тандем Курентзис-Кастеллуччи, но в связи с политической повесткой премьера была отложена на 2024, а затем забыта). Оперу Луиджи Даллапикколы «Узник» (написана в 1943-1948, в России в сценической версии впервые прошла в 2021 в московском Музее истории ГУЛАГа) в одном вечере с кантатой Луиджи Ноно «Прерванная песнь» исполнит Симфонический оркестр Венского радио под управлением Максима Паскаля. Опера Беата Фуррера Begehren («Вожделение») прозвучит в исполнении Klangforum Wien под управлением автора.

Отдельная часть концертной программы посвящена 150-летию со дня рождения Арнольда Шенберга (1874-1951). Сочинения композитора прозвучат в 14 концертах фестиваля в сопоставлении с музыкой предшественников, современников и продолжателей Шенберга: Людвиг ван Бетховен, Иоганнес Брамс, Густав Малер, Альбан Берг, Антон Веберн, Ханс Эйслер, Луиджи Ноно, Ольга Нойвирт.

С Венским филармоническим оркестром выступят Риккардо Мути, Густаво Дудамель и солистка Асмик Григорян, Андрис Нелсонс и другие. Берлинским филармоническим оркестром дирижирует Кирилл Петренко, в программе концертов – Брукнер и Сметана. Солисты, оркестр и хор Utopia исполнят ораторию «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха под управлением Теодора Курентзиса.

С сольными инструментальными концертами выступят пианисты Григорий Соколов, Андраш Шифф, Евгений Кисин. Александр Канторов – обладатель I премии и Гран-при XVI международного конкурса им. Чайковского (2019) – исполнит сочинения Брамса, Листа, Бартока, Рахманинова. В исполнении Даниила Трифонова прозвучат сочинения Рамо, Моцарта, Мендельсона, Бетховена. Знаменитая немецкая скрипачка Анне-Софи Муттер выступит с пианистом Ламбертом Оркисом.

В программе фестиваля представлены также сольные вокальные концерты. Латвийская меццо Элина Гаранча выступит с программой, составленной из произведений латвийских композиторов А. Кльнинша, Я. Мединша, Я. Витольса, а также Р. Штрауса, А. Дюпарка и С. Рахманинова (аккомпаниатор Малькольм Мартину). Сопрано Анна Прохазка и скрипачка Патриция Копачинская исполнят «Фрагменты из Кафки» Дьёрдя Куртага.

«Русский Зальцбург»

Марина ДАВЫДОВА – театральный критик, режиссер, главный редактор журнала «Театр» (с 2010 по 2022; в марте 2022 учредитель издания СТД РФ приостановил выпуск печатного журнала на неопределенный срок, в интернете функционирует и регулярно обновляется сайт журнала «Театръ»), сооснователь и арт-директор фестиваля «NET – Новый европейский театр» (с 1998), программный директор фестиваля Wiener Festwochen 2016 года.

Роберт КАРСЕН – канадский режиссер. В 2012 ставил в Мариинском театре мюзикл «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, в 2014 – «Риголетто» Дж. Верди в Большом театре.

Саша ВАЛЬЦ – немецкая танцовщица и хореограф, основатель компании Sasha Waltz & Guests (1993). В 1998 Саша Вальц в сотрудничестве с московским «Классом экспрессивной пластики» Геннадия Абрамова и Школой Драматического искусства поставила спектакль «Na Zemlje», в 2013 – в Мариинском театре поставила «Весну священную» И. Стравинского, в 2021 спектакль Вальц «Экспромт» шел в МАМТе в рамках проекта «Диалоги».

RIMINI PROTOKOLL – немецкая театральная труппа, работает в жанре документального театра. Поставили спектакли-променады серии Remote X в Санкт-Петербурге в 2014, в Москве в 2015 и в Перми в 2017; спектакль «В гостях. Европа» в Москве в 2016 на фестивале «Территория»; спектакль «100% Воронеж» на Платоновском фестивале в 2018; спектакль Situation Rooms на ВДНХ в 2018 на фестивале искусств «Вдохновение».

Асмик ГРИГОРЯН – литовская оперная певица, сопрано. Исполняла главные партии в спектаклях Большого театра: «Евгений Онегин» Чайковского (2015), «Пиковая дама» Чайковского и «Манон Леско» Пуччини (оба в 2019), «Саломея» Р. Штрауса (2020).

Кристиан ЛЮПА – польский режиссер драматического театра. В 2007 поставил «Чайку» в Александринском театре, в 2008 Центр имени Мейерхольда показал в Москве его «Заратустру», спектакли Люпы привозили в Москву в рамках фестиваля «Золотая маска» в 2011 и 2012.

Хайнер ГЁББЕЛЬС – немецкий композитор, музыкант, режиссер драматического и музыкального театра. В 2015 поставил в московском Электротеатре спектакль «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», который был номинирован на «Золотую маску» в категории «Эксперимент» и сохранился в репертуаре театра.

Богдан ВОЛКОВ – российский оперный певец, тенор, в 2013-2015 артист Молодежной оперной программы Большого театра, с 2016 по 2018 – солист оперной труппы Большого театра, в 2019 на сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко исполнил партию Тома Рейкуэлла в опере «Похождения повесы» Стравинского в постановке Саймона МакБерни.

Владислав СУЛИМСКИЙ – российский оперный певец, баритон, солист оперной труппы Мариинского театра с 2004. Недавно исполнял партию Мишонне в опере «Адриана Лекуврер», поставленной в Большом театре в 2023.

Александр КАНТОРОВ – французский пианист, обладатель I премии и Гран-при XVI международного конкурса им. Чайковского (2019).

Патриция КОПАЧИНСКАЯ – швейцарская скрипачка, с 1997 и до недавнего времени регулярно выступала в России, в частности, с Владимиром Юровским и Теодором Курентзисом. В 2018 на VI Фестивале «Другое пространство» вместе с Госоркестром имени Е. Ф. Светланова и Владимиром Юровским исполнила посвященный ей Концерт для оркестра и скрипки соло Фараджа Караева.

Григорий СОКОЛОВ – советский и российский пианист. В 1966 в возрасте 16 лет стал победителем III Международного конкурса имени П. И. Чайковского. С 1970-х концертирует по всему миру. С середины 2000-х дает исключительно сольные концерты. Постоянный участник Зальцбургского фестиваля с 2008.В 2017 и 2018 выступил с концертами в Санкт-Петербурге. В Москве не выступает с 1998 года. С июля 2022 – гражданин Испании.

Андраш ШИФФ – венгерский и британский пианист. В 1974 получил 4-ю премию конкурса имени П. И. Чайковского. Многократно выступал в Москве и Петербурге. Его гастролями занимался фонд Ирины Никитиной «Музыкальный Олимп».

Евгений КИСИН – советский, российский, британский и израильский пианист. В 10 лет впервые выступил с оркестром, исполнив 20-й концерт Моцарта. Год спустя дал свой первый сольный концерт. В 1984 (в 12 лет) исполнил 1 и 2 концерты Шопена для фортепиано с оркестром в Большом зале Московской консерватории. Лауреат двух премий «Грэмми». В 1991 уехал из России. C 2017 проживает в Праге (Чехия).

Риккардо МУТИ – итальянский дирижер, художественный руководитель театра Ла Скала с 1986 по 2005. В 1989, 2000 и 2001 приезжал в Москву с гастролями Ла Скала. В 2007 – с созданным им Молодежным оркестром имени Луиджи Керубини. В 2012 выступил с Чикагским симфоническим оркестром в Большом зале Московской консерватории.

Густаво ДУДАМЕЛЬ – венесуэльский дирижер. Дудамель и его молодежный оркестр Венесуэлы имени Симона Боливара впервые выступили в России в 2010, в Концертном зале им. Чайковского. В январе 2022 был запланирован концерт Дудамеля с РНМСО. В рамках юбилейного марафона к 100-летию Московской филармонии он должен был исполнить Первую симфонию Густава Малера. Концерт не состоялся. Официальная причина – болезнь дирижера.

Анне-Софи МУТТЕР – немецкая скрипачка. В 2006 выступала в Большом зале Московской консерватории с программой, посвященной 250-летию со дня рождения Моцарта. приезжала играла с Юровским. 30 января 2022 выступала в Москве в рамках концертного марафона к столетию Московской филармонии.

Даниил ТРИФОНОВ – пианист и композитор, родился в Нижнем Новгороде. Лауреат международных конкурсов имени Фридерика Шопена в Варшаве (III премия), имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве (I премия). В 2011 стал победителем Международного конкурса имени П. И. Чайковского, завоевав Гран-при, I премию и Золотую медаль, Приз зрительских симпатий и Приз за лучшее исполнение концерта с камерным оркестром. Удостоен премии Франко Аббьяти (2013); дважды был назван «Артистом года» – журналами Gramophone (2016) и Musical America (2019). С 2011 живет в Нью-Йорке.

Екатерина РОМАНОВА

«МО» № 4 (525, 526) 2024