Вышел номер 4 «Музыкального обозрения» за 2024 год

Тема номера – «Оркестр»
Вышел номер 4 «Музыкального обозрения» за 2024 год
Коллаж Андрей Устинов

В номере:

Газета «Музыкальное обозрение» № 4 (525, 526) 2024

Спец. номер Государственный симфонический оркестр Челябинской области — 5 лет

Персона: Валерий Полянский

Художественному руководителю и главному дирижеру Государственной академической симфонической капеллы России Валерию Полянскому исполнилось 75 лет. О своем жизненном и творческом пути, о дружбе с Альфредом Шнитке и о том, как создавался знаменитый Хор Полянского, о многом другом маэстро рассказал в интервью главному редактору «МО» Андрею Устинову. Часть первая (продолжение в следующем номере)

Оркестрофрения

Вслед за предыдущим специальным номером «МО» — «Оркестровая карта России» (№ 3) — вышел еще один номер об оркестровой жизни. Персоны и события, оркестры и дирижеры, смена поколений в дирижерском корпусе, отставки и назначения, репертуар и памятные даты, фестивали и книги, юбилеи и in memoriam… Оркестровый ландшафт России 20-х годов XXI века.

«Многие назначения в оркестрах, особенно в регионах, вызывают удивление и скептицизм. Все чаще мы слышим имена, совершенно неизвестные не только широкому кругу любителей оркестрового искусства, но и профессионалам. Кто они? Где и у кого учились? Какими оркестрами руководили? Каков их послужной список?Cведения об этих дирижерах порой найти весьма непросто».

«По нашим сведениям, в некоторых оркестрах музыканты позволяют себе нарушать элементарные этические нормы взаимоотношений с главным дирижером: не выполняют указаний, вступают в пререкания на репетициях, не приходят на концерты, устраивают “итальянские забастовки”… Увы, такова реальность, уровень культуры (или ее отсутствие».

Из жизни дирижеров и оркестров

Новые лица и старые знакомые в симфонических оркестрах России. Цинман в Кисловодске, Ткаченко в Оренбурге, Мясников в Липецке. Крюков и оркестр Башкортостана: пять сезонов по пути успеха. Безносиков — один из востребованных молодых маэстро. Федосеев с БСО — полвека вместе. Титову – 70, Абязову — 65.

Пути, маршруты и утопии Теодора (Курентзиса): родина историческая, родина обретенная, Зальцбург, Европа…

Специальный выпуск «МО»

Пять лет Государственному симфоническому оркестру Челябинской области. Посвящение основателю, художественному руководителю и главному дирижеру оркестра Адику Абдурахманову (1962–2024).

Брукнеромания по-русски

В год 200-летия со дня рождения австрийского композитора Россию охватила «брукнеромания». Композитор, которого наши исполнители никогда особо не жаловали своим вниманием, — вдруг стал чуть ли не властителем дум, наряду с неизменными Чайковским, Рахманиновым, Бетховеном и Брамсом.

«Никаких постановлений по поводу празднования 200-летия Брукнера в России не принимали, однако любовь и тяга к его музыке обуяли симфоническое сообщество… При том, что сложность концепции и формы, проблемы с духовыми инструментами и музыкантами-духовиками (особенно на медных) всегда считались препятствиями к исполнению симфоний Брукнера в России.

В самом деле, в каком оркестре найдутся исполнители на вагнеровских тубах, используемых в трех последних симфониях? А восемь валторн и две тубы в 8-й и 9-й симфониях? Неужели стало больше возможностей для исполнения его сочинений? Появились необходимые составы оркестров, особенно духовых групп? Маркетологи филармоний “вычислили” интерес и готовность посетителей филармонических залов слушать Брукнера?

И на каждого ли Брукнера есть адекватный дирижер?».

На Западном … без перемен

Летний музыкальный фестиваль в Зальцбурге — с русским акцентом. «Русский Зальцбург»-2024 — это солисты, дирижеры, менеджеры. Иностранцы, отметившиеся в России: режиссеры, исполнители, хореографы. Премьеры опер по романам Достоевского: «Идиот» Вайнберг, «Игрок» Прокофьева…

Женщина — тоже дирижер?

Известный дирижер Дмитрий Орлов выпустил в 2023 две книги: «Женщины-дирижеры — в оркестрах стран мира» и «Российская национальная дирижерская школа. Вторая половина XX – начало XXI века. Симфоническое исполнительство». Первая из книг посвящена истории женского дирижирования в XIX–XXI вв. Автор утверждает, что ؙ женщина не менее мужчин достойна руководить оперными и симфоническими оркестрами. «МО» предлагает записать одни и те же симфонии Малера или Чайковского под управлением дирижеров-мужчин и дирижеров-женщин, послушать и уловить разницу…

Вторая книга — продолжение труда Д.М. Орлова «История создания русской национальной дирижерской школы (симфоническое исполнительство) XVIII – XX века»), вышедшего в 2020.

In memoriam

Статьи памяти Японского дирижера Сейдзи Одзавы (1.09.1935–8.02.2024), венгерского композитора и дирижера Петера Этвёша (2.01.1944–24.03.2024), дирижера театра имени Н.И. Сац Леопольда Гершковича (17.03.1935–19.02.2024), скрипачки, профессора Нижегородской консерватории Софии Пропищан (2.11.1950–13.02.2024), тубиста и педагога, профессора Московской консерватории Юрия Ларина (12.01.1940–10.02.2024), вдовы композитора Валерия Гаврилина Наталии Гаврилиной-Штейнберг (24.01.1929–4.03.2024).

Конкурсы

Опубликованы итоги конкурсов и фестивалей:

XII Международный открытый юношеский конкурс пианистов Баренц-региона композитора Геннадия Вавилова в Костомукше;

XIII фестиваль «Дни Бетховена в Москве»;

XI Международный конкурс молодых пианистов имени В.Ю. Виллуана

в Нижнем Новгороде;

XXXII Всероссийский (с международным участием) конкурс детского музыкального творчества им. Д.Д. Шостаковича в Санкт-Петербурге;

XIV Международный конкурс юных пианистов имени С.В. Рахманинова

в Великом Новгороде;

VII Всероссийский открытый конкурс баянистов и аккордеонистов «Югория – 2024» в Сургуте;

V Открытый фестиваль исполнителей на гуслях «Гуслей серебристый перезвон» в Санкт-Петербурге;

Открытый Фестиваль искусств имени М.И. Глинки в Санкт-Петербурге.

115172 Г. МОСКВА, КОТЕЛЬНИЧЕСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, 25 К.2
Коммерческий отдел: Тел.: +7(495) 915-74-79 е-mail: sw7800596@yandex.ru
Сервисный центр: Тел.: +7(495) 915-74-46 е-mail: officesteinway@yandex.ru
Тел.: +7 (499) 249-29-39, +7 (812) 305-37-22 (Санкт-Петербург)