2 октября 2022, воскресенье, 16.00

Вологодский колледж искусств


КОНЦЕРТ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ
«МЕЧТЫ»

I отделение
Петр ЧАЙКОВСКИЙ (1840–1893)
«Октябрь. Осенняя песня» из цикла «Времена года» ор. 37bis № 10 (1876)
Переложение для скрипки, виолончели и струнного оркестра Игоря Громова
Солисты Алиса ПАВЛОВА (скрипка), Никита МАХОВ (виолончель)
Антон АРЕНСКИЙ (1861–1906)
Вариации на тему П.И. Чайковского для струнного оркестра ор. 35а
(1894, написаны в 33 года)
Дмитрий ШОСТАКОВИЧ (1906–1975)
Сюита из музыки к спектаклю Московского театра имени Е.Б. Вахтангова «Гамлет»
по трагедии У. Шекспира для малого симфонического оркестра ор. 32а (1932) (исполнительская редакция Игоря Громова)
Вступление и ночной дозор
Похоронный марш
Туш и танцевальная музыка
Охота
Песенка Офелии
Пантомима актеров
Колыбельная
Пир
Реквием
Марш Фортинбраса
II отделение
Александр СКРЯБИН (1872–1915)
«Мечты», прелюдия для симфонического оркестра ор. 24 (1898)
Александр СКРЯБИН
Концерт для фортепиано с оркестром фа-диез минор ор. 20 (1897)
Солист Александр КЛЮЧКО (фортепиано)
Московский симфонический Шнитке-оркестр
Дирижер Игорь ГРОМОВ
Концерт ведет музыковед, доктор искусствоведения, профессор РАМ им. Гнесиных
Дина КИРНАРСКАЯ

АЛЕКСАНДР КЛЮЧКО родился в 2000 в г. Саранске. Обучался в Московском государственном колледже музыкального исполнительства им. Ф. Шопена (класс преп. Сергея Арцибашева).

Выпускник Высшей школы музыки им. А. Корто в Париже (класс проф. Рены Шерешевской).

С 2021 — студент Московской консерватории (класс проф. Павла Нерсесьяна).

Лауреат многих международных конкурсов, в том числе VI Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко (2016, Екатеринбург, I премия), «Astana Piano Passion» (2017, Казахстан, I премия), в Иль-де-Франс (2018, Мезон-Лаффитт, Франция, I премия), Паломы О’Ши в Сантандере, Испания (2018, III премия), Марии Канальс в Барселоне (2019, II премия), в Нью-Йорке (2020, I премия), в Суджоу (Китай, 2021, III премия), Международного конкурса фортепианных концертов в Хастингсе, Великобритания (2022, IV премия и специальный приз от Royal Philarmonic Orchestra).

В июне 2022 стал лауреатом Первой премии и Золотой медали I Международного конкурса пианистов, дирижеров и композиторов им. С.В. Рахманинова (Москва).

Выступал с Госоркестром России им. Е.Ф. Светланова, оркестром Мариинского театра, Национальным филармоническим оркестром России, ГАСО Санкт-Петербурга, оркестром Капеллы Санкт-Петербурга, симфоническими оркестрами Иркутска, Ростова-на-Дону, оркестрами Великобритании, Испании, Казахстана под управлением Валерия Гергиева, Валентина Урюпина, Александра Титова и др.

Концерты пианиста проходили в залах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, во Франции, Великобритании, Испании и других странах.

Участник фестивалей «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге, «Звезды на Байкале» в Иркутске, Gradus Piano Festival в Дании, «Virtuoso» в Москве.

Окончил ГМПИ им. Гнесиных по специальности «оперно-симфоническое дирижирование», затем там же ассистентуру-стажировку (руководитель Владимир Федосеев). Начал свою профессиональную карьеру в Театре-студии оперы РАМ им. Гнесиных в качестве руководителя оркестрового класса, дирижируя народным и симфоническим оркестрами (1985–1997).

Лауреат всероссийских и международных конкурсов.

В 1992–1993 — главный дирижер Русского народного хора им. М.Е. Пятницкого. В 2000–2002 возглавлял основанный им Смоленский фестивальный симфонический оркестр и Смоленский русский народный оркестр им. В.П. Дубровского.

Дирижировал БС О им. П.И. Чайковского, НАОНИР им. Н.П. Осипова, оркестрами в городах России. Гастролировал в Австрии, Франции, Испании, Германии, Финляндии, США, странах Латинской Америки, Китае, Турции и других странах.

В 2007–2012 — дирижер Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского. В качестве дирижера-постановщика выпустил спектакли «Черевички» П.И. Чайковского, «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта, «Царь и плотник» А. Лорцинга, «Человеческий голос» Ф. Пуленка, «Записки сумасшедшего» Ю. Буцко, «Альбом Алисы» В. Рубина, «Юлий Цезарь и Клеопатра» Г.Ф. Генделя и др.

Около 40 лет Игорь Громов занимается преподавательской деятельностью. В МГИМ им. А.Г. Шнитке работает с момента организации вуза в 1993, заведует кафедрой оркестрового мастерства, создатель и руководитель оркестровых коллективов института: русского народного оркестра «Москва» (1995), симфонического оркестра (2000), Московского камерного Шнитке-оркестра (2014).

По инициативе и при активном участии маэстро Громова в МГИМ им. А.Г. Шнитке организована оперная студия.

Художественный руководитель и арт-директор ежегодного фестиваля «На пересечении прошлого и будущего» в музыкальном доме Альфреда Шнитке.

Заслуженный артист РФ.

Московский симфонический Шнитке-оркестр существует 21 год. Его создатель и бессменный руководитель и дирижер — заслуженный артист России, профессор Игорь Громов. Первый концерт оркестра состоялся 15 ноября 2000 года в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля, посвященного Альфреду Шнитке «Россия и Германия: памяти великого композитора».

Шнитке-оркестр выступает в концертных залах Москвы, в городах России: Санкт-Петербурге, Смоленске, Саратове. В 2018 году оркестр был приглашен выступить на концерте-открытии фестиваля им. С.В. Рахманинова в Тамбове. Особой страницей истории оркестра стал концерт 28 октября 2019 г. в одном из старейших и престижнейших концертных залов Европы — L’Accademia Filarmonica di Verona (Верона, Италия), прошедший с триумфальным успехом.

В репертуаре коллектива — сочинения разных эпох, в том числе сложнейшие партитуры Малера, Рахманинова, Шенберга, Веберна, Шостаковича Шнитке, других композиторов ХХ–XXI веков. Весной 2021 года оркестр провел цикл концертов к 250-летию со дня рождения Бетховена, исполнив все пять фортепианных концертов, несколько симфоний и увертюр великого композитора. Концерт «Искусство детям», состоявшийся 14 июня 2021 года в зале «Зарядье» с участием Х. Герзмавы, В. Репина, В. Лаврика и других известных солистов, а также юных талантов, был

Дина Кирнарская — музыковед, один из наиболее авторитетных специалистов в России в области психологии и музыкального образования. Окончила ГМПИ имени Гнесиных. Доктор искусствоведения (диссертация защищена в Московской консерватории в 1998) и доктор психологических наук (диссертация защищена в Санкт-Петербургском университете в 2006).

Профессор, проректор РАМ имени Гнесиных. В 2000 по ее инициативе в вузе открыт продюсерский факультет по подготовке организаторов и администраторов в области культуры.

Научные интересы Д.К. Кирнарской находятся на стыке психологии и музыкального искусства. Ею разработана современная методология преподавания истории музыки, согласно которой классическая музыка, помещенная в контекст других искусств, философии и литературы эпохи, становится более доступной как для учащихся разных возрастов, так и для взрослых самого разного уровня образования. Автор книг «Классическая музыка для всех» (1998, 2-е издание 2020, в сопровождении современной технологии QR-кодов), «Музыкальные способности» с предисловием Г.Н. Рождественского, (2004, в 2009 опубликована в издательстве Oxford University Press), «Классика на бегу» (2022, популярная история классической музыки с QR-кодами и иллюстрациями).

Выступала с докладами на конференциях в Италии, Словакии, Германии, Норвегии, Японии, Польше, Эстонии, Азербайджане. Участвовала в международном Зальцбургском семинаре, посвященном судьбам классической музыки в третьем тысячелетии (1997) и обновлению высшего образования (2003). В течение ряда лет выполняла научные и образовательные проекты при поддержке Министерства культуры и Министерства образования России.

Автор многочисленных статей в газетах «Московские новости», «Общая газета», журналах «Итоги», «Новое время», «Музыкальная жизнь», «Музыкальная академия» и др. С 2004 постоянно выступает как эксперт и комментатор на телевидении и радио.

Выступает в качестве лектора-психолога на разных площадках, в качестве музыковеда — в театре «Геликон-опера» и зале «Зарядье».

Самые известные “Времена года” – четыре скрипичных концерта Вивальди (1708) и оратория Гайдна (1800). В 1875–1876 Чайковский по заказу журнала «Нувеллист» пишет 12 «характеристических картин» для фортепиано, публиковались в журнале ежемесячно. Чайковский первый и единственный посвятил пьесу каждому месяцу.

Названия пьес были придуманы редакторам «Нувеллиста» Николаем Бернардом. Он же предпослал каждой пьесе эпиграф из стихотворений русских поэтов. В начале ХХ века свои “Времена года” (балет) написал Глазунов, а в конце ХХ века – Пьяццола.

Начиная с первого фестиваля, одним из музыкальных символов «Кружев», его обязательным произведением стала пьеса «Октябрь. Осенняя песнь». Ее исполняли на каждом фестивале разгные музыканты: ансамбли, оркестры, солисты

2008 — Губернаторский оркестр народных инструментов под управлением Галины Перевозниковой.

2010 — дуэт Александр Бузлов (виолончель) и Павел Домбровский (фортепиано).

2011 — виолончелист Марк Дробинский и камерный оркестр Вологодской филармонии (дирижер Виктор Куликов).

2013 — дуэт Айлен Притчин (скрипка) и Юрий Фаворин (фортепиано).

2014 — трио Андрей Диев (фортепиано) – Никита Борисоглебский (скрипка) – Борис Андрианов (виолончель) в сопровождении ГОРНИ под управлением Г. Перевозниковой.

2015 — Никита Мндоянц в оригинальной версии для фортепиано,

2016 — солисты Московского ансамбля современной музыки (в переложении для флейты, кларнета, виолончели, баяна и фортепиано).

2021 — Фридрих ЛИПС и «Пьяццолла-студио» (переложение для баяна, скрипки, виолончели и фортепиано)

Фестиваль «Кружева», 2 октября 2022

Концерт симфонической музыки (фотогалерея)