Вертикаль «Снегурочки»

Вертикаль «Снегурочки»
Фото предоставлены пресс-службой Музыкального театра Республики Карелия

В Музыкальном театре Республики Карелия на международном фестивале современной хореографии Nord Danсe (16–21 июня) прошел показ спектакля Виктории Арчая “Вертикаль”, который в апреле 2024 завершал Международный фестиваль современного танца DanceInversion. В сентябре “Вертикаль” уже стоит в афише нового сезона театра.

Рождение Снегурочки

У спектакля “Вертикаль” длинная биография. В 2021 году Международный фестиваль современного танца DanceInversion проводил на базе Инновационного культурного центра Калуги лабораторию “Тело в главной роли”, в результате которой были отобраны 20 российский хореографов. Зимой 2022 им было предложено принять участие в проекте “Снегурочка: миф и реальность”. Хореографы представляли эскизы будущих спектаклей-размышлений на тему судьбы Снегурочки – героини пьесы А.Н. Островского. Показ работ проходил в Калуге в январе 2023 года во время фестиваля “Танцсоюз”. Худрук фестиваля DanceInversion Ирина Черномурова и драматург проекта Маргарита Мойжес (Германия, Берлин) выбрали шесть работ и театры, где хореографы поставят спектакли. В первую очередь они смогли заинтересовать театры оперы и балета, в репертуаре которых почти отсутствуют спектакли с современной хореографией. Первые две работы были показаны в Красноярском театре оперы и балета: «Другой свет» на музыку Олега Любимова в хореографии Ирины Кононовой и «Преломление» на музыку Андреаса Мустукиса в постановке Алены Бритвак. Следующие две премьеры состоялись в Башкирском театре оперы и балета: Мария Ряполова поставила “Сажень” на музыку Константина Чистякова, Павел Рябов — “Триггер” Ольги Шайдуллиной. Одна работа досталась Инновационному театру балета Калуги, который специализируется на современной хореографии. Александра Сафронова поставила на эту труппу спектакль “А что потом?” на музыку Дмитрия Мазурова. Самой опытной из шестерки хореографов Виктории Арчая достался театр, который уже заказывает работы современным хореографам, а также в его стенах с 2019 года проходит фестиваль современной хореографии Nord Danсe.

Командная игра

Особенность проекта “Снегурочка: миф и реальность” заключалась в том, что хореографы должны были сами собрать свою команду. Сначала они находили композиторов, которые специально для спектакля сочиняли музыку, опираясь на предоставленное либретто, затем искали художников-постановщиков, художников по костюмам и свету. Каждого будущего участника они представляли кураторам проекта Ирине Черномуровой и Маргарите Мойжес, которые впоследствии согласовывали постановку в конкретных театрах. Хореографы были обязаны мотивировать свой выбор. Кроме того будущие спектакли должны были ставиться и как стационарные, и как “выездные”. Об этом также заранее заботились сами хореографы. Виктория Арчая в итоге отказалась от сложной вертикальной декорации в пользу компактной (сценографии с быстрым монтажом/демонтажем) переносной, хотя она ставила свой спектакль в расчете на то, что он будет играться прежде всего в Петрозаводске. По планам Ирины Черномуровой все шесть спектаклей проекта будут показаны в Москве на фестивале DanceInversion.

Сестра Русалочки

В своем спектакле Виктория Арчая соединила фольклорные и мифологические мотивы с сюжетом сказки Ганса Христиана Андерсена “Русалочка”, наделяя Снегурочку Островского новыми чертами. Спектакль “Вертикаль” начинается с того, как один грустный молодой человек катит по диагонали сцены большой шар, и когда он оставляет его в правой дальней кулисе и возвращается в исходную точку, шар скатывается назад к нему в руки, и все начинается сначала. Эта отсылка к древнегреческому мифу о Сизифе и философскому эссе Альбера Камю “Миф о Сизифе” возникает в контексте вопросов о бытии, которые задают себе Снегурочка и Русалочка, когда выбирают, первая по наивности, а вторая сознательно, жизнь среди людей. Обе расстаются со своей нечеловеческой природой, чтобы прожить обычную человеческую жизнь, и потерпев неудачу, растворяются в водной стихии, превратившись в бессловесную материю.

Арчая написала внятное либретто к спектаклю, хотя основные сюжетные линии “Вертикали” читаются без слов через танец и свет, играющий здесь ключевую роль. Главная героиня появляется на сцене внезапно и ниоткуда, момент ее выхода к людям остается незамеченным. Взор Девы (так именуется в либретто героиня) привлекают танцовщики, которые держатся преимущественно парами, и одинокий молодой человек. Первые покоряют ее своей брутальностью и энергией, разлитой в танце, во втором она видит родственную душу. Еще на конкурсе в Йошкар-Оле, где Арчая представляла фрагменты из балета “Демон”, стало понятно, что она тот самый хореограф, который умеет ставить, а не стилизовать под старинные, характерные танцы. Причем элементы народно-характерного танца вплетаются у нее не в классические па, а в типические движения современного танца. Трудно и не нужно определять народность, к которой принадлежат люди из спектакля (люди — это тоже персонажи балета), хотя по горячим ритмам узнаются собирательные кавказцы (убрала бы часть про кавказцев и оставила бы народ солярной системы), но важно, что Дева наталкивается на коллектив людей, объединенных в том числе и по национальному признаку. Чтобы влиться в такой закрытый коллектив, Деве приходится учить и новый язык танца, в который входят губительные для нее касания и поддержки, и иные, непонятные ей ритмы.

У Арчая все до одного персонажи балета определяются через пластику, как бы говорят на своем языке. Пластика девы тающая, она не заканчивает ни одно движение, не позиционирует себя. Глядя на нее, так и кажется, что она вот-вот исчезнет. При движении она не издает шума. Юноша больше ходит, чем танцует, его роль отчасти драматическая, хотя для него сочинен и красивый монолог. Так же и люди наделены самыми простыми бытовыми взаимодействиями: они ходят, бегают, играют, догоняют друг друга, танцуют «сезонные» ритуалы и танцы. Их пластика отчасти продиктована световой партитурой. Вначале им холодно, и движения напоминают аккуратный разогрев: они отталкиваются от скульптурных поз и медленно, но верно разминают суставы (разогревают свои тела).

Деревянная конструкция-инсталляция (силуэт укутанного Дерева), стоящая посреди сцены, первую половину спектакля, пока длится зима, закутана в специальную ткань. Сцена освещена непрозрачным голубым светом. По мере потепления танцы людей становятся интенсивнее, поведение агрессивнее, цвета ярче. Люди катают по сцене огненные колеса вокруг расчехленного дерева, которое встречает тепло весны в каждой своей веточке и ближе к лету, наверное, превратится в майское дерево.

Лирическая тема выражена в балете трогательным дуэтом Девы и Юноши на качелях. По либретто с Юношей происходит традиционная метаморфоза – его интерес к Деве пропадает, как только она становится похожей на других, теряет свою холодную таинственную природу, которая в общем-то не мешала героям быть вместе, но, по выражению Арчая, человек стремится перейти на следующую ступень, чтобы стать более зрелым даже ценой потерь. В спектакле Дева находит “точку, когда она максимально жива здесь и сейчас”, потом ей предстоит ужасный путь таяния, а Юноше придется снова катить шар в гору.

Большим достоинством нового спектакля стали “бесшовные” переходы между картинами — через свет (от голубого к красному), через музыку, через костюмы. У Людей — белые куртки и ассиметричные шорты меняются на контрастные черные. Серебристое полупрозрачное платьице Девы, которое мерцает на сцене, иногда сливаясь с природой-Деревом, иногда контрастируя. Строгие черные одежды аскетичного Юноши.

Идеально подобрана исполнительница роли Девы — крошечная, компактная и при этом очень техничная Любовь Землянская, искушенная в современной пластике. Логично, что спектакль петрозаводского театра по своим художественным достоинствам показался более сильным, чем работы менее опытных хореографов и их команд, но у любого фестиваля всегда бывает кульминация, которой и стала “Вертикаль” Виктории Арчая.

Екатерина Беляева

archaya_600b

Виктория Арчая родилась в 1993 году в Москве. Окончила Московский областной колледж искусств, Московский государственный институт культуры (факультет танцев народов мира и современной хореографии) и магистратуру Академии русского балета им. А.Я. Вагановой. В 2015-18 танцевала в компании Дениса Бородицкого (Boroditsky Dennis Dance Company). В 2018 основала компанию современного танца “Libertatem”, хореографом и художественным руководителем которой является в настоящий момент. Для этой компании поставила спектакли «Гауди», «Триптих. Автопортрет» (оба в 2020), «Вместе поодиночке», «День, чтобы быть», «Татьяна», «0,5 пустоты» (все в 2023). В 2020-22 руководила танцевальной труппой Воронежского Камерного театра, где поставила спектакли «Отель Paradise» и «Сны междуречья». Последний вошел в программу Платоновского фестиваля искусств 2021 года и в лонг-лист фестиваля «Золотая маска» (2022). В 2021 участвовала в лаборатории современного танца «Тело в главной роли» в рамках международного фестиваля DanceInversion.

Регулярно сотрудничает с драматическими театрами в качестве хореографа и режиссера по пластике. В списке постановок такие спектакли как «Ребенок» Ю. Фоссе (Воронежский Камерный театр, режиссер А. Федоров, 2021), «Бегущий за ветром» Х. Хоссейни (Альметьевский татарский государственный драматический театр, режиссер К. Тукаев, 2021), «Отец Сергий» по Л. Толстому (МТЮЗ, режиссер Кама Гинкас, 2022), «Найти ковчег» / «Ной-кема лехар» М. Ахмадова (Чеченский государственный драматический театр им.Х. Нурадилова, режиссер Х. Ахмадова, 2023).

По приглашению Камы Гинкаса поставила пластический спектакль «Человеческий голос» с актрисами МТЮЗа на сцене “Игры во флигеле”. Спектакли Виктории Арчая участвуют в фестивалях современного танца по всей России и неоднократно отмечались наградами. Спектакль «Триптих. Автопортрет» стал лауреатом российско-французского фестиваля DansePlatforma и был приглашен на гастроли во Францию. В 2022 спектакль был выдвинут на соискание премии «Золотая маска» в трех номинациях. Спектакль «Гауди» вошел в шорт-лист международного фестиваля OpenLook (Санкт-Петербург) и стал участником гостевой программы международного фестиваля современного танца IFMC (Витебск, Беларусь). Со спектаклем «Вместе поодиночке» Виктория Арчая стала победителем фестиваля современного танца «Танцсоюз», который проходил в Инновационном культурном центре Калуги в 2023. В Инновационном театре балета Калуги также в рамках фестиваля современного танца «Танцсоюз» поставила спектакль «Чарли в цвете» (2023). В 2021 выступила художником по свету в совместном проекте фестиваля Context.Diana Vishneva и Воронежского Камерного театра в спектакле Анны Щеклеиной «Ренессанс».

peshkov_300b

Василий Пешков родился в Москве. В 2008 окончил Московкий институт электроники и математики, в 2017 музыкальный факультет МПГУ. Создатель World music проекта «Oili». Автор музыки к театральным постановкам и танцевальным перформансам. Среди его работ как композитора иммерсивный спектакль «Радио Фабрика» (Ярославль, хореограф А. Андрияшкин, 2018 г.), «Питер Пэн. Фантомные вибрации» (Центр им. Вс. Мейерхольда, режиссеры Р. Феодори, А. Андрияшкин, 2019), «Спектакля нет» (Красноярский ТЮЗ, А. Андрияшкин, 2019), «Зеркало» (Воронежский Камерный театр, хореограф П. Глухов, 2019), «Блаженный остров» (Театр Et Cetera, режиссер М. Бычков, 2019), «Second Cast» (Балет Москва, хореографы А. Игнатьев и A. Кадрулева, 2020), «Теория Счастья и Свободы (практика неудачников)» (Первый Театр, Новосибирск, А. Андрияшкин, 2020), «Плот Медузы» Воронежский Камерный театр, хореограф П. Глухов, 2020), «Бумажный человек» (Фестиваль Context, хореограф П. Глухов, 2021), «Малыш Карлсон» (Театр балета Щелкунчик, Екатеринбурге, хореограф А. Кадрулева, 2022), балет “Зазеркалье” (МАМТ, хореограф К. Семенов, 2023). В 2021 написал музыку к фильму Андрея Сильвестрова «Слепок» и короткометражному фильму Олега Лазарева “Фиксаж”.

«МО»